КАПЛЯ НА КИЛОМЕТР
КАПЛЯ НА КИЛОМЕТР
Самое необычное, что ярко раскрашенные, сверкающие одноместные «автомобили-капли» строят не мастера автоиндустрии, а мальчишки и девчонки – школьники и студенты. Уже более 20 лет «Шелл» организует в Европе эти молодежные состязания, доступные широкому кругу энтузиастов. Судите сами: стартового взноса в «Эко-марафоне» нет, ну и расходы на переезд к месту гонки устроители отчасти берут на себя. Не стоит в стороне и «Мишлен», чьи шины употребляют все команды: новые круговые покрышки себестоимостью около 200 евро (на которых, кстати, и был достигнут рекордно маленький расход) французские шинники предоставляют безвозмездно.
В этом году «Эко-марафон» в первый раз проходит не в один, а в три шага. На первом – во французском городке Ногаро – участвовали около 200 команд из 18 государств. 20 5 наилучших направились в Клермон-Ферран на 2-ой шаг, где и был установлен новый рекорд. Оттуда наш фоторепортаж.
Соревнования прошли на полигоне «Мишлена» в красочной французской провинции Овернь. Это практически безупречное место для установления рекордов экономичности. Во-1-х, здешняя трасса в отличие от Ногаро – ровненькая, без перепада высот. А во-2-х, шинники употребляют ее только для дождевых испытаний, потому тут нет наката резины в поворотах, к которой очень очень липнут шины, что существенно увеличивает сопротивление качению.
Участники выстроились на старте. Условия гонки ординарны: проехать 10 кругов (чуток больше 20 км) со средней скоростью более 30 км/ч (после истечения расчетного времени финиш запирается). Но одолевает не просто самый экономный автомобиль: очки начисляются и по местам на финише, и по расходу горючего, а позже суммируются. Математикам приходится поломать голову: как отыскать баланс меж скоростью и экономичностью?
Так как движок на трассе запускают только время от времени, а подвод «посторонней энергии» по ходу заезда запрещен, его не охлаждают, как в обыденных автомобилях, а, напротив, укутывают потеплее. В этой команде с бюджетом всего около 400 евро в год употребляют обыденное шерстяное одеяло. Невзирая на «непрестижный» интерьер болида, команда пробилась во 2-ой шаг с хорошими плодами.
В «бензобаке» (мерной воронке на 20 – 50 мл) делают давление около 3 бар – это нужно для обычной работы впрыска (карбюраторных автомобилей тут не встретишь), ну и утраты на испарение меньше. Ресивером служит… пластмассовая бутылка – перед гонкой ее накачивают воздухом. Многие панели изготовлены из углепластика – твердость им присваивает гофрированная структура листов. Из того же материала делают и колесные диски. 1-ые два заезда проходили на обычных диагональных шинах. Их сопротивление качению – 2 кг на тонну полной массы машины. Для сопоставления: сопротивление легковой круговой шины в пару раз выше – 8–12 кг/т. Круговые шины «Мишлен» владеют и совсем умопомрачительными чертами: при внутреннем давлении 6 бар их сопротивление качению всего 1 кг/т – как у жд колеса, катящегося по рельсам. Это близкая к предельной величина: тут главную роль уже играет деформация не шины, а дорожного полотна. Но рекорды – дело тонкое: в процессе занятий изношенные покрышки иногда взрывались.
Малый вес пилота – 45 кг, потому за рулем обычно низкие хрупкие девицы. Малый вес самого болида не ограничен.
Фаворит в общем зачете – команда № 2 из института им. Поля Сабатье (Тулуза). Их болид работает на бензине. Для других видов горючего расход считают по удельной теплотворной возможности.
Первенство в классе городских прототипов (Urban Concept) захватила команда из Дании. Эти авто выше и существенно тяжелее, ведь регламент включает много «весомых» пт – а именно, дисковые тормоза на всех колесах.
Абсолютный рекорд экономичности вновь, как и годом ранее, показала команда № 9 из Цюриха. Ее болид обустроен электродвигателем на водородных топливных элементах. Наибольшая мощность – 300 Вт, но для неизменной тяги довольно 60–80 Вт. Мощность водородных ячеек избрали с припасом – 1000 Вт, что позволило прирастить КПД. Для уменьшения аэродинамических утрат этот автомобиль рулит как электрокар – задним колесом. А фронтальные колеса практически без зазора спрятаны под обтекателями.
Самое необычное, что ярко раскрашенные, сверкающие одноместные «автомобили-капли» строят не мастера автоиндустрии, а мальчишки и девчонки – школьники и студенты. Уже более 20 лет «Шелл» организует в Европе эти молодежные состязания, доступные широкому кругу энтузиастов. Судите сами: стартового взноса в «Эко-марафоне» нет, ну и расходы на переезд к месту гонки устроители отчасти берут на себя. Не стоит в стороне и «Мишлен», чьи шины употребляют все команды: новые круговые покрышки себестоимостью около 200 евро (на которых, кстати, и был достигнут рекордно маленький расход) французские шинники предоставляют безвозмездно.
В этом году «Эко-марафон» в первый раз проходит не в один, а в три шага. На первом – во французском городке Ногаро – участвовали около 200 команд из 18 государств. 20 5 наилучших направились в Клермон-Ферран на 2-ой шаг, где и был установлен новый рекорд. Оттуда наш фоторепортаж.
Соревнования прошли на полигоне «Мишлена» в красочной французской провинции Овернь. Это практически безупречное место для установления рекордов экономичности. Во-1-х, здешняя трасса в отличие от Ногаро – ровненькая, без перепада высот. А во-2-х, шинники употребляют ее только для дождевых испытаний, потому тут нет наката резины в поворотах, к которой очень очень липнут шины, что существенно увеличивает сопротивление качению.
Участники выстроились на старте. Условия гонки ординарны: проехать 10 кругов (чуток больше 20 км) со средней скоростью более 30 км/ч (после истечения расчетного времени финиш запирается). Но одолевает не просто самый экономный автомобиль: очки начисляются и по местам на финише, и по расходу горючего, а позже суммируются. Математикам приходится поломать голову: как отыскать баланс меж скоростью и экономичностью?
Так как движок на трассе запускают только время от времени, а подвод «посторонней энергии» по ходу заезда запрещен, его не охлаждают, как в обыденных автомобилях, а, напротив, укутывают потеплее. В этой команде с бюджетом всего около 400 евро в год употребляют обыденное шерстяное одеяло. Невзирая на «непрестижный» интерьер болида, команда пробилась во 2-ой шаг с хорошими плодами.
В «бензобаке» (мерной воронке на 20 – 50 мл) делают давление около 3 бар – это нужно для обычной работы впрыска (карбюраторных автомобилей тут не встретишь), ну и утраты на испарение меньше. Ресивером служит… пластмассовая бутылка – перед гонкой ее накачивают воздухом. Многие панели изготовлены из углепластика – твердость им присваивает гофрированная структура листов. Из того же материала делают и колесные диски. 1-ые два заезда проходили на обычных диагональных шинах. Их сопротивление качению – 2 кг на тонну полной массы машины. Для сопоставления: сопротивление легковой круговой шины в пару раз выше – 8–12 кг/т. Круговые шины «Мишлен» владеют и совсем умопомрачительными чертами: при внутреннем давлении 6 бар их сопротивление качению всего 1 кг/т – как у жд колеса, катящегося по рельсам. Это близкая к предельной величина: тут главную роль уже играет деформация не шины, а дорожного полотна. Но рекорды – дело тонкое: в процессе занятий изношенные покрышки иногда взрывались.
Малый вес пилота – 45 кг, потому за рулем обычно низкие хрупкие девицы. Малый вес самого болида не ограничен.
Фаворит в общем зачете – команда № 2 из института им. Поля Сабатье (Тулуза). Их болид работает на бензине. Для других видов горючего расход считают по удельной теплотворной возможности.
Первенство в классе городских прототипов (Urban Concept) захватила команда из Дании. Эти авто выше и существенно тяжелее, ведь регламент включает много «весомых» пт – а именно, дисковые тормоза на всех колесах.
Абсолютный рекорд экономичности вновь, как и годом ранее, показала команда № 9 из Цюриха. Ее болид обустроен электродвигателем на водородных топливных элементах. Наибольшая мощность – 300 Вт, но для неизменной тяги довольно 60–80 Вт. Мощность водородных ячеек избрали с припасом – 1000 Вт, что позволило прирастить КПД. Для уменьшения аэродинамических утрат этот автомобиль рулит как электрокар – задним колесом. А фронтальные колеса практически без зазора спрятаны под обтекателями.