Помпа. Водянистая крыльчатка
Помпа. Водянистая крыльчатка
Предыстория (с его слов) была такая. Два года автомобиль практически ничем не разочаровывал, но не так давно мотор начал перенагреваться в обыкновенной уличной пробке, коих и ранее хватало. Сначала выручал электровентилятор, но скоро наступил критичный момент: вентилятор гудит, а температура воды медлительно наращивается. Пробке, меж тем, не видно конца – и наш будущий клиент на всякий случай перестроился в последний ряд. Оказалось, не напрасно! Через десяток метров под капотом стукнул раскаленный гейзер, выбросив из-под пробки расширительного бачка несколько л. «Тосола».
Пришлось долить и потихоньку добираться до наиблежайшего сервиса. Там обусловили, что жидкость в радиатор не поступает, циркулирует только по малому контуру. Означает, повинет термостат – поменяли. Но назавтра мотор опять перенагрелся. Обладатель запаниковал и отправился в другой сервис, где не мудрствуя тоже предложили… поменять термостат! Не торопитесь ругать мастеров – вроде бы вы поступили, если мотор «кипит», а радиатор практически прохладный? Когда «девятка» оказалась в нашем сервисе, мы тоже начали с проверки термостата. Даже поставили собственный «эталонный». Итог – прежний. Выходило, что неисправность тут какая-то необыкновенная. Сейчас под подозрением оказалась помпа: работает ли?
Полюбуемся красавчиками! Сняли: крыльчатки нет! Но куда она делась, где осколки? В слитом «Тосоле», если хорошо присмотреться, можно увидеть черные включения, ну и то при условии, что он не ржаво-рыжий: это и есть пропавшая деталь. Расплавилась! С неких пор на замену железной крыльчатке пришла пластмассовая. Ноу-хау, уйма плюсов. Но термостойкость неких изделий, похоже, незавидная. Уже при 103–105°С плохонький материал может размягчиться – и деталь провернется относительно валика, после этого помпа уже не работает. Температура стремительно наращивается… и вот пластмасса начинает расплавляться, смешиваясь с закипающим «Тосолом».
Результат невнимательности. Скоро попала к нам еще одна машина: сценарий тот же. На фото 1 слева и посреди обе эти помпы, а справа – древняя, с железной крыльчаткой. Но там была другая история. Видите, что угрожает автолюбителю, купившему поддельный «Тосол»? А ведь этого добра, в особенности на придорожных «развалах», сколько угодно!
Ну а это что за руины (фото 2)? Владелец, знать, смелый был – на крики разрушающейся помпы внимания не направлял. Из-под сальника течет, подшипник «харкает»?
Пустяки, вперед! Конец закономерен, при этом на машинах с ременным приводом вентилятора последний может достать до радиатора – тогда поменять придется и его.
Но, пожалуй, еще горше жизнь того, кто прозевает разрушение подшипников помпы на движках восьмого-десятого семейства. Заклинят – порвется ремень. В движках 21081, 2108, 2112 это практически безизбежно приведет к встрече клапанов с поршнями и ремонту головки блока. Кстати, очень нередко неудачи начинаются с неискусной подмены ремня. Завыл – означает перетянут, отсюда завышенная нагрузка на подшипники. Естественно, ремень может завывать так, что просто заглушит шум подшипников. Но еще есть один признак их разрушения (уже состоявшегося): ремень начинает сползать – его сгоняет покосившийся шкив помпы. Вывод: регулировка натяжения ремня – ответственное дело. Заодно напомню, что гайку крепления натяжного ролика нельзя затягивать моментом больше 4,2 кгс.м, по другому велик риск «вытащить» дюралевую резьбу из отверстия в головке блока.
Предыстория (с его слов) была такая. Два года автомобиль практически ничем не разочаровывал, но не так давно мотор начал перенагреваться в обыкновенной уличной пробке, коих и ранее хватало. Сначала выручал электровентилятор, но скоро наступил критичный момент: вентилятор гудит, а температура воды медлительно наращивается. Пробке, меж тем, не видно конца – и наш будущий клиент на всякий случай перестроился в последний ряд. Оказалось, не напрасно! Через десяток метров под капотом стукнул раскаленный гейзер, выбросив из-под пробки расширительного бачка несколько л. «Тосола».
Пришлось долить и потихоньку добираться до наиблежайшего сервиса. Там обусловили, что жидкость в радиатор не поступает, циркулирует только по малому контуру. Означает, повинет термостат – поменяли. Но назавтра мотор опять перенагрелся. Обладатель запаниковал и отправился в другой сервис, где не мудрствуя тоже предложили… поменять термостат! Не торопитесь ругать мастеров – вроде бы вы поступили, если мотор «кипит», а радиатор практически прохладный? Когда «девятка» оказалась в нашем сервисе, мы тоже начали с проверки термостата. Даже поставили собственный «эталонный». Итог – прежний. Выходило, что неисправность тут какая-то необыкновенная. Сейчас под подозрением оказалась помпа: работает ли?
Полюбуемся красавчиками! Сняли: крыльчатки нет! Но куда она делась, где осколки? В слитом «Тосоле», если хорошо присмотреться, можно увидеть черные включения, ну и то при условии, что он не ржаво-рыжий: это и есть пропавшая деталь. Расплавилась! С неких пор на замену железной крыльчатке пришла пластмассовая. Ноу-хау, уйма плюсов. Но термостойкость неких изделий, похоже, незавидная. Уже при 103–105°С плохонький материал может размягчиться – и деталь провернется относительно валика, после этого помпа уже не работает. Температура стремительно наращивается… и вот пластмасса начинает расплавляться, смешиваясь с закипающим «Тосолом».
Результат невнимательности. Скоро попала к нам еще одна машина: сценарий тот же. На фото 1 слева и посреди обе эти помпы, а справа – древняя, с железной крыльчаткой. Но там была другая история. Видите, что угрожает автолюбителю, купившему поддельный «Тосол»? А ведь этого добра, в особенности на придорожных «развалах», сколько угодно!
Ну а это что за руины (фото 2)? Владелец, знать, смелый был – на крики разрушающейся помпы внимания не направлял. Из-под сальника течет, подшипник «харкает»?
Пустяки, вперед! Конец закономерен, при этом на машинах с ременным приводом вентилятора последний может достать до радиатора – тогда поменять придется и его.
Но, пожалуй, еще горше жизнь того, кто прозевает разрушение подшипников помпы на движках восьмого-десятого семейства. Заклинят – порвется ремень. В движках 21081, 2108, 2112 это практически безизбежно приведет к встрече клапанов с поршнями и ремонту головки блока. Кстати, очень нередко неудачи начинаются с неискусной подмены ремня. Завыл – означает перетянут, отсюда завышенная нагрузка на подшипники. Естественно, ремень может завывать так, что просто заглушит шум подшипников. Но еще есть один признак их разрушения (уже состоявшегося): ремень начинает сползать – его сгоняет покосившийся шкив помпы. Вывод: регулировка натяжения ремня – ответственное дело. Заодно напомню, что гайку крепления натяжного ролика нельзя затягивать моментом больше 4,2 кгс.м, по другому велик риск «вытащить» дюралевую резьбу из отверстия в головке блока.