Бортовые компы. Не только лишь подсчеты
Бортовые компы. Не только лишь подсчеты
Управляет ею головной электрический блок – контроллер. В нем предусмотрена особая линия опроса (К-линия) для диагностики и поиска дефектов, также получения данных по расходу горючего. С этой целью авто оборудуют так именуемым диагностическим штекером, что открывает широкие способности для дооснащения (по усмотрению обладателя) машины компом, способным «читать» ошибки системы впрыска и рассматривать маршрутные данные. В продаже много компов, применимых как для установки на центральной консоли «десяток», так и выносных, с проводами. Куда таковой поставить, решаете вы сами. Все компы получают информацию от К-линии.
«Комфорт E10» от ООО «М-Электроникс» из Москвы на «десятке» комфортен. Управлять им просто, просто. Кнопок – минимум. «Гамма Ум 112» (продукция компании Ferrum). Красивое изделие, сочетаемое с целым рядом разных контроллеров. Решив опробовать в деле несколько современных моделей, ограничились теми, что инсталлируются в штатные места на автомобиле. Выбор пал на «Мультитроникс-Комфорт Е10», «Гамма-Интеллект 112», «Навигатор» и «Штат 112х3».

К вашим услугам – «Навигатор» (от ООО «Автоэлектро», Москва). По своим способностям не уступает показанным выше. «Штат 112х3» сопрягаем со всеми типами контроллеров для семейства автомобилей ВАЗ-2110. Подопытный VAZ 2110 располагал компом, установленным на заводе, но читал он только маршрутные характеристики – на колодке для него провод К-линии отсутствовал. О причинах можно догадываться: видимо, «забота» об автолюбителе сводится сейчас к тому, чтоб гонять его по хоть какому поводу в сервис! Нас это не устраивало, и мы вернули К-линию: соединить проводом разъем для компьютера и гнездо К-линии в диагностическом разъеме минутное дело!
1-ый сюрприз! Из 4 приобретенных компов один – «Комфорт Е10» – «просто так» к штатному разъему не подключишь. Пришлось сделать легкий переходник (возлагаем надежды, что и читатель окажется из числа умельцев!). Другие три прибора подключаются без заморочек.
Со своими функциями все четыре управляются отлично – уверенно «читают» и диагностику, и маршрутные характеристики. Ну как насчет эргономичности, удобства использования? С этой точки зрения очень неплох штатный компьютер, но что толку в нем, если диагностика ему не подчиненна?
Последние три компьютера в эксплуатации не настолько комфортны, как «Комфорт Е10». Так, у «Навигатора» по низу размещены восемь (!) командных кнопок, попробуйте-ка с ходу надавить подходящую и не попасть сходу на две! Считать на ощупь – очень длительно, к тому же отвлекает от управления автомобилем. Еще ужаснее – пробовать углядеть требуемую (ночкой это вообщем нереально – кнопки не подсвечены).
«Гамма» и «Штат»… Кнопки огромные, плоские, но тугие. Правда, подсвечены, ну и о знаках на их изготовители позаботились, меньше риск ткнуть пальцем мимо.
Но – стоп! Поговорив о кнопках, мы чуть не запамятовали о мониторах. Тут есть трудности: штатное место компьютера на «десятке» размещено низковато. Видимо, это учли в заводском компьютере – его показания полностью читаемы. Приемлемо смотрится картина и в «Комфорт Е10». Другие изделия «не на высоте» и в прямом смысле слова: чтоб как надо прочесть показания, необходимо наклониться… Нонсенс! Тут важен и цвет: темное на желтоватом и красноватое на черном читается просто. Показания других – белоснежным по голубому! – даже ночкой непонятны.
В свете всего этого плюсы компов приметно тускнеют. А они меж тем немалые. Все выставленные модели обладатель может откалибровать (методы расписаны в инструкциях) и с высочайшей точностью судить о расходе горючего, о «радиусе действия» автомобиля на остатке горючего в баке зависимо от скорости и т.д. К каждому прибору прилагается таблица кодов дефектов, что в почти всех случаях позволяет устранять их, не обращаясь в сервис. (О неких тонкостях диагностики впрыска читайте в статье «Время реакции» – раздел «Ремонт и сервис».)
Компьютер «Штат 112х3» от Тольяттинского Муниципального института предлагает обладателю еще одну услугу – «плазменный прогрев свеч зажигания» перед прохладным запуском. Оценить это на практике мы не смогли – летом и осенью не было необходимости, а наши авто заводятся совершенно хорошо, и найти эффект такового «прогрева» тяжело.