Час расплаты пробил .
Час расплаты пробил...
Сложный вопрос. К тому же один человек доверяет машину только классным спецам, другой – кому попало, 3-ий все делает своими руками. Философия и экономика у каждого своя.
В моем перечне есть впрысковый VAZ 2109. Его владелец – очень требовательный автомобилист, на развалюхе не поедет. Когда пробег достигнул 200 тыс. км (!), обладатель пристал ко мне: «Двигатель в порядке, но вы его, пожалуйста, подновите – я за все плачу!» Разбирая мотор, мы больше изумлялись, не находя никаких беспристрастных предпосылок для ремонта. Даже сеточка плосковершинного хонингования сохранилась, размеры шеек коленвала остались в допусках. Под крышкой ГРМ не было и намека на черную грязь. Причина чуда оказалась очевидной: обладатель заливал в движок только драгоценное синтетическое масло… – и тем как бы осознанно «удорожал» эксплуатацию машины. Чудак?.. Не торопитесь судить! Сейчас пробег уже около 300 тыщ, а в тот раз мы только поршни поставили на 0,01 мм «полнее», кольца да вкладыши в придачу. «Упрямый» обладатель продолжает брать синтетику – и ночные кошмары с ролью развалившейся техники ему не угрожают.
Но многие рассуждают по другому: пусть «конь» потребляет, что дадут – хоть траву заместо овса. Нам не раз приходилось восстанавливать моторы, «убитые» пробегом 60–80 тыс. км, а полная программка ремонта может обойтись владельцу тыщ в пятнадцать и даже дороже. Ну-ка, посчитайте, во что изольется такая эксплуатация к пробегу 200, 300 тыщ – хотя бы и на дешевеньком масле! И кто учтет моральные утраты – затрепанные нервишки, силы и время, потраченные на ремонт, и т.п.?
Этот клапан мотора 2106 не крутился – выработка сладкоречива. Подобные случаи из числа безусловных, и мы здесь же выносим вердикт «ремонтировать!». Первым долгом проверяем компрессию в цилиндрах. Главный признак неблагополучия – большой (выше 4–5 кгс/см2) ее разброс. В данном случае в цилиндр с малой компрессией зальем 15–20 мл масла – и повторим измерение. Показатель подпрыгнул раза в полтора-два? Пособолезнуем обладателю: не в порядке цилиндропоршневая группа, предстоит суровый ремонт. Если же инъекция масла сказалась слабо – «прореха» в клапанах. Может быть, ремонт ограничится головкой блока, и не непременно полностью: нередко удается свести его к отдельным клапанам и седлам.
На износ цилиндров, поршней, колец показывает и завышенный выброс масла из вентиляции картера во впускной тракт. К примеру, в корпус воздушного фильтра на карбюраторных машинах. На впрысковых же это неудача посерьезней: ведь рядом – очень чувствительный к загрязнению датчик массового расхода воздуха.
Контроль шатуна нутромером – одна из принципиальных операций. Голубой дым выхлопа? Необходимо пристально изучить его природу. Дымит на холостом ходу, а при прогазовках практически исчезает – означает, готовимся к подмене маслоотражательных колпачков: цилиндры либо поршни, скорей всего, ни при чем. Масло на резьбе свеч в большинстве случаев тоже символ неудачи с колпачками. Поменять их не так трудно, да вот приобрести отличные колпачки – большая фортуна.
Движок жирно дымит при прогазовках? Как минимум, маслосъемные кольца кончились, и суровой ревизии не миновать. О том же можно судить по токсичности выхлопа: если при отключенной вентиляции картера содержание СО и СН падает в два-три раза, означает, в картерных газах много паров масла и несгоревшего горючего, прорвавшихся из надпоршневого места. В особенности грустно созидать сизый дым выхлопа на впрысковых машинах с нейтрализатором – масло резко уменьшает его срок службы, а это еще одна статья расходов.
…Вот так, сопоставляя одно с другим, опытнейший и честный мастер воспринимает то либо другое решение.
Сложный вопрос. К тому же один человек доверяет машину только классным спецам, другой – кому попало, 3-ий все делает своими руками. Философия и экономика у каждого своя.
В моем перечне есть впрысковый VAZ 2109. Его владелец – очень требовательный автомобилист, на развалюхе не поедет. Когда пробег достигнул 200 тыс. км (!), обладатель пристал ко мне: «Двигатель в порядке, но вы его, пожалуйста, подновите – я за все плачу!» Разбирая мотор, мы больше изумлялись, не находя никаких беспристрастных предпосылок для ремонта. Даже сеточка плосковершинного хонингования сохранилась, размеры шеек коленвала остались в допусках. Под крышкой ГРМ не было и намека на черную грязь. Причина чуда оказалась очевидной: обладатель заливал в движок только драгоценное синтетическое масло… – и тем как бы осознанно «удорожал» эксплуатацию машины. Чудак?.. Не торопитесь судить! Сейчас пробег уже около 300 тыщ, а в тот раз мы только поршни поставили на 0,01 мм «полнее», кольца да вкладыши в придачу. «Упрямый» обладатель продолжает брать синтетику – и ночные кошмары с ролью развалившейся техники ему не угрожают.
Но многие рассуждают по другому: пусть «конь» потребляет, что дадут – хоть траву заместо овса. Нам не раз приходилось восстанавливать моторы, «убитые» пробегом 60–80 тыс. км, а полная программка ремонта может обойтись владельцу тыщ в пятнадцать и даже дороже. Ну-ка, посчитайте, во что изольется такая эксплуатация к пробегу 200, 300 тыщ – хотя бы и на дешевеньком масле! И кто учтет моральные утраты – затрепанные нервишки, силы и время, потраченные на ремонт, и т.п.?
Этот клапан мотора 2106 не крутился – выработка сладкоречива. Подобные случаи из числа безусловных, и мы здесь же выносим вердикт «ремонтировать!». Первым долгом проверяем компрессию в цилиндрах. Главный признак неблагополучия – большой (выше 4–5 кгс/см2) ее разброс. В данном случае в цилиндр с малой компрессией зальем 15–20 мл масла – и повторим измерение. Показатель подпрыгнул раза в полтора-два? Пособолезнуем обладателю: не в порядке цилиндропоршневая группа, предстоит суровый ремонт. Если же инъекция масла сказалась слабо – «прореха» в клапанах. Может быть, ремонт ограничится головкой блока, и не непременно полностью: нередко удается свести его к отдельным клапанам и седлам.
На износ цилиндров, поршней, колец показывает и завышенный выброс масла из вентиляции картера во впускной тракт. К примеру, в корпус воздушного фильтра на карбюраторных машинах. На впрысковых же это неудача посерьезней: ведь рядом – очень чувствительный к загрязнению датчик массового расхода воздуха.
Контроль шатуна нутромером – одна из принципиальных операций. Голубой дым выхлопа? Необходимо пристально изучить его природу. Дымит на холостом ходу, а при прогазовках практически исчезает – означает, готовимся к подмене маслоотражательных колпачков: цилиндры либо поршни, скорей всего, ни при чем. Масло на резьбе свеч в большинстве случаев тоже символ неудачи с колпачками. Поменять их не так трудно, да вот приобрести отличные колпачки – большая фортуна.
Движок жирно дымит при прогазовках? Как минимум, маслосъемные кольца кончились, и суровой ревизии не миновать. О том же можно судить по токсичности выхлопа: если при отключенной вентиляции картера содержание СО и СН падает в два-три раза, означает, в картерных газах много паров масла и несгоревшего горючего, прорвавшихся из надпоршневого места. В особенности грустно созидать сизый дым выхлопа на впрысковых машинах с нейтрализатором – масло резко уменьшает его срок службы, а это еще одна статья расходов.
…Вот так, сопоставляя одно с другим, опытнейший и честный мастер воспринимает то либо другое решение.