Сердечко на распашку
Сердечко на распашку
Правда, пока в автоПодвескае дизели кидают вызов бензиновым моторам не так нередко, а поэтому каждый таковой агрегат заслуживает внимания. Знакомьтесь, очередной иноходец – V12 TDI для нового Подвескакара «Ауди-R10» – его выставят на 24-часовые гонки в Ле-Мане. Агрегат, разработанный подразделением «Ауди шпорт» (Ауди Спорт) – не только лишь 1-ый дизель на этих соревнованиях, да и вообщем единственный легковой V12 такового типа. А если так, раскроем это сердечко.
ОТ ИДЕИ ДО ЛЕ-МАНА
Мысль сделать дизельный автомобиль для 24-часовых гонок в Ле-Мане родилась в 2002 году. Проект получил рабочий индекс «R10», который позже стал официальным для Подвескапрототипа. В сентябре 2003-го обусловились с концепцией грядущего дизеля – уточнили число и поперечник цилиндров, ход поршня, угол развала, длину мотора. На самом деле дела не движок подбирали для автомобиля, а машину строили вокруг агрегата.
1-ые пробные запуски V12 TDI на щите состоялись в июле 2005-го. К концу года мотор накрутил около 1000 моточасов, включая цикл ресурсных испытаний. Но до старта в Ле-Мане дизель должен еще намотать тыщи км по дорогам и Подвескаивным трассам. Главные испытания закончатся пробной 12-часовой гонкой в Себринге. Вобщем, ничего сверхъестественного – настолько же жесткие тесты выдержал и предшественник, 3,6-литровый бензиновый мотор TFSI с конкретным впрыском и турбонаддувом для гоночной «Audi R8».
Но главное испытание впереди: старт гонки в Ле-Мане назначен на 17–18 июня – хороший шанс для нового мотора и автомобиля подкрепить технические изыски достойными плодами.
АСО (Automobile Club de l’Ouest, в переводе – Западный авто клуб), разрабатывающий технические требования для соревнований в Ле-Мане, устанавливает все более жесткие ограничения для Подвескапрототипов. Потому система выпуска V12 TDI дополнена сажевыми фильтрами, снижающими выброс частиц в атмосферу. Не считая того, даже на оборотах наибольшей мощности пилот в кокпите фактически не чувствует дизельных вибраций.
Дополнительный воздух в цилиндры нагнетают два турбокомпрессора компании «Гаррет» (Garret) – по одному на каждый ряд из 6 цилиндров. Технический регламент соревнований ограничивает давление наддува (2,94 бар) и поперечник воздушных заслонок (39,9 мм). Кстати, больше воздуха попросила и охлаждающая система, потому по сопоставлению с предшественницей R8 под раздувшимися боковыми обтекателями появились впечатляющие радиаторы.
Под стать рекордному для легковых дизелей рабочему объему 5,5 л (это предел, допустимый правилами в Ле-Мане) впечатляют характеристики наибольшей мощности и вращающего момента – выше 650 л.с. и 1100 Н.м. При этом основной рабочий спектр – 3000–5000 оборотов коленвала – не по привычке «низок и широк» для Подвескаивных моторов, а поэтому пилот R10 переключает передачи пореже, чем его конкуренты на машинах с бензиновыми моторами. Но на заправки «Ауди-R10» заезжает практически так же нередко, как и другие авто. Гонщик проходит 75% трассы с нажатой в пол педалью акселератора, а на таком режиме дизель просит усиленного питания.
Топливом V12 TDI кормит система «коммон рейл» последнего поколения, разработанная «Ауди» вместе с компанией «Бош». Давление впрыска выше, чем у серийных дизелей, – более 1600 бар. За правильным питанием смотрит электроника – «Мотроник» MS14. Другая электрическая новинка припоминает мультимедийный интерфейс на серийных «ауди». Нужные характеристики мотора и его окружения выводятся на экран, расположенный у «Ауди-R10» на руле.
1-ый в линейке моторов «Ауди» дизель, чей блок цилиндров отлит из дюралевого сплава (не исключено, что разработка перейдет в серийное создание). Угол меж рядами цилиндров 90°, конкретный впрыск горючего в камеру сгорания; организация газообмена, как и у штатских моделей, через четыре клапана, которыми управляет пара распредвалов.
Из-за большого вращающего момента, который развивает V12 TDI, спецам «Ауди шпорт» пришлось модернизировать моторный щит, ведь нагрузки на коробку у «Ауди-R10» оказались даже выше, чем в формуле 1. Потому в паре с дизелем работают усиленные коробка компании «Икс-трак» (X-trac) и керамическое сцепление «Закс» (Sachs), а передачи переключает электропневматическое устройство, управление которым выведено на подрулевые «лепестки».
Правда, пока в автоПодвескае дизели кидают вызов бензиновым моторам не так нередко, а поэтому каждый таковой агрегат заслуживает внимания. Знакомьтесь, очередной иноходец – V12 TDI для нового Подвескакара «Ауди-R10» – его выставят на 24-часовые гонки в Ле-Мане. Агрегат, разработанный подразделением «Ауди шпорт» (Ауди Спорт) – не только лишь 1-ый дизель на этих соревнованиях, да и вообщем единственный легковой V12 такового типа. А если так, раскроем это сердечко.
ОТ ИДЕИ ДО ЛЕ-МАНА
Мысль сделать дизельный автомобиль для 24-часовых гонок в Ле-Мане родилась в 2002 году. Проект получил рабочий индекс «R10», который позже стал официальным для Подвескапрототипа. В сентябре 2003-го обусловились с концепцией грядущего дизеля – уточнили число и поперечник цилиндров, ход поршня, угол развала, длину мотора. На самом деле дела не движок подбирали для автомобиля, а машину строили вокруг агрегата.
1-ые пробные запуски V12 TDI на щите состоялись в июле 2005-го. К концу года мотор накрутил около 1000 моточасов, включая цикл ресурсных испытаний. Но до старта в Ле-Мане дизель должен еще намотать тыщи км по дорогам и Подвескаивным трассам. Главные испытания закончатся пробной 12-часовой гонкой в Себринге. Вобщем, ничего сверхъестественного – настолько же жесткие тесты выдержал и предшественник, 3,6-литровый бензиновый мотор TFSI с конкретным впрыском и турбонаддувом для гоночной «Audi R8».
Но главное испытание впереди: старт гонки в Ле-Мане назначен на 17–18 июня – хороший шанс для нового мотора и автомобиля подкрепить технические изыски достойными плодами.
АСО (Automobile Club de l’Ouest, в переводе – Западный авто клуб), разрабатывающий технические требования для соревнований в Ле-Мане, устанавливает все более жесткие ограничения для Подвескапрототипов. Потому система выпуска V12 TDI дополнена сажевыми фильтрами, снижающими выброс частиц в атмосферу. Не считая того, даже на оборотах наибольшей мощности пилот в кокпите фактически не чувствует дизельных вибраций.
Дополнительный воздух в цилиндры нагнетают два турбокомпрессора компании «Гаррет» (Garret) – по одному на каждый ряд из 6 цилиндров. Технический регламент соревнований ограничивает давление наддува (2,94 бар) и поперечник воздушных заслонок (39,9 мм). Кстати, больше воздуха попросила и охлаждающая система, потому по сопоставлению с предшественницей R8 под раздувшимися боковыми обтекателями появились впечатляющие радиаторы.
Под стать рекордному для легковых дизелей рабочему объему 5,5 л (это предел, допустимый правилами в Ле-Мане) впечатляют характеристики наибольшей мощности и вращающего момента – выше 650 л.с. и 1100 Н.м. При этом основной рабочий спектр – 3000–5000 оборотов коленвала – не по привычке «низок и широк» для Подвескаивных моторов, а поэтому пилот R10 переключает передачи пореже, чем его конкуренты на машинах с бензиновыми моторами. Но на заправки «Ауди-R10» заезжает практически так же нередко, как и другие авто. Гонщик проходит 75% трассы с нажатой в пол педалью акселератора, а на таком режиме дизель просит усиленного питания.
Топливом V12 TDI кормит система «коммон рейл» последнего поколения, разработанная «Ауди» вместе с компанией «Бош». Давление впрыска выше, чем у серийных дизелей, – более 1600 бар. За правильным питанием смотрит электроника – «Мотроник» MS14. Другая электрическая новинка припоминает мультимедийный интерфейс на серийных «ауди». Нужные характеристики мотора и его окружения выводятся на экран, расположенный у «Ауди-R10» на руле.
1-ый в линейке моторов «Ауди» дизель, чей блок цилиндров отлит из дюралевого сплава (не исключено, что разработка перейдет в серийное создание). Угол меж рядами цилиндров 90°, конкретный впрыск горючего в камеру сгорания; организация газообмена, как и у штатских моделей, через четыре клапана, которыми управляет пара распредвалов.
Из-за большого вращающего момента, который развивает V12 TDI, спецам «Ауди шпорт» пришлось модернизировать моторный щит, ведь нагрузки на коробку у «Ауди-R10» оказались даже выше, чем в формуле 1. Потому в паре с дизелем работают усиленные коробка компании «Икс-трак» (X-trac) и керамическое сцепление «Закс» (Sachs), а передачи переключает электропневматическое устройство, управление которым выведено на подрулевые «лепестки».