Монтеру-любителю
Монтеру-любителю
Вобщем, не только лишь в движке дело. Погаснет ночкой свет – придется встать на обочине. То же самое вас ожидает в дождик при отказе дворников. Очень некомфортно ехать в авто с отказавшим отопителем, неработающими клаксоном либо подогревом заднего стекла. Схожих примеров можно привести много. При этом даже в ординарном электрическом оборудовании локализовать и убрать недостаток иногда тяжело – делать это на реальном автомобиле совершенно не то, что учить схему в книге.
Напомню начинающим «монтерам», что в электрическом оборудовании автомобиля сэкономлено много проводов – тем, что общим «минусом» для всех систем служит кузов («масса», «земля»). А по «плюсовым» проводам подается питание бессчетным потребителям. Естественно, в реальной проводке все-же есть и «минусовые» (обычно они недлинные) провода – без их не обойтись. Из-за чего же может не работать потребитель? (Естественно, подразумеваем исправный, по другому здесь и находить нечего.) Частая причина – отсутствие «плюса». Он, к примеру, не доходит до моторчика вентилятора, так как оборван провод. Либо все провода в порядке, а отказал выключатель. Вобщем, у новичков случаются курьезы – отыскивают пропавший «плюс», а села батарея. Либо, не дай боже, украдена.
Да и «минус» для потребителя актуально важен. В большинстве случаев он теряется из-за окисления соединений провода с кузовом.
Достаточно нередко, в особенности на старенькых автомобилях, побывавших в руках гаражных «самородков», мастер обнаруживает «плюс» там, где его не должно быть. Ведь самодельщик, имея под рукою провода, паяльничек и изоленту, даже простейшую проводку способен перевоплотить в головоломную.
Особо страшная неисправность – куцее (другими словами без нагрузки) замыкание «плюсового» провода на «массу». Если этот участок цепи не защищен предохранителем, неудачи не миновать. Хорошо, если просто обгорит проводка – но случаются истинные пожары.
Обрыв провода – традиционное повреждение цепи. Угроза ее целостности появляется не только лишь на соединениях дверей со стойками, капота с кузовом и т.д., другими словами близ деталей с большенными перемещениями. Если провод проложен безуспешно, натянут, то с течением времени порвется и от вибраций, или протрется изоляция – тогда ожидай замыкания.
Наши пробники:
справа – самодельный.
Другие неисправности явны даже для новенького: отыскал – избавил, рассматривать нечего. Для выявления других нужен хотя бы легкий инструмент вроде пробника, которым мы нередко пользуемся в мастерской (фото 1). Вещичка маленькая, дешевая – и надежная. Попрактикуемся!
Рис. 1. Схема пробника. Тут должен быть «плюс». Схема приборчика – на рис. 1. Запомните: цвет свечения – зеленоватый либо красноватый – находится в зависимости от направления тока. Если щуп на «плюсе», а зажим на кузове, свечение красноватое. Если щуп тоже попал на «минус», свечение зеленоватое. Желаете убедиться – посмотрите на фото 2. Нижние контакты предохранителей – это «плюс» АКБ. Свет красноватый. А коснемся щупом зажима – свет зеленоватый.
Рис. 2. Порядок проверки простейшей цепи. На рис. 2 – кусок типовой авто электросхемы: АКБ – предохранитель – выключатель – потребитель. Как проверить этот участок пробником? (Потребитель исправен.)
Начнем с аккумуляторной батареи, как это показано на фото 2. Если в точке 1 «плюс» есть, придется инспектировать цепь далее. Если «плюса» нет, то или АКБ разряжена либо у нее обрыв снутри, или ее «минусовой» вывод отсоединен от кузова, или оборван провод меж АКБ и точкой 1. (Если б на этом участке было замыкание, обладатель вызнал бы о нем сходу. Запах подгоревшей изоляции незабываем.)
Красноватый свет – предохранитель в порядке. Зеленоватый свет – предохранитель сгорел. Батарея в порядке? Проверим предохранитель. Коснемся щупом точки 2. Свет красноватый – предохранитель в порядке (фото 3). Зеленоватый (фото 4)? Означает, меж точками 1 и 2 цепь прервана – предохранитель сгорел либо не в порядке (к примеру, окислились) его контакты в гнезде.
Что у нас с выключателем? Если в точке 3 пробник сияет красноватым, выключатель замкнут. Зеленоватым – разомкнут. Или… неисправен. В конце концов, дошли до потребителя. Пробник – в точку 4. Свет красноватый – лампа исправна, но у цоколя нет связи с «массой». К примеру, окислилось соединение (бич авто электротехники!). Если же свет зеленоватый, означает, неисправна лампа (обрыв цепи снутри) – сможете расслабленно ее поменять.
Предохранитель перегорел – пробник не сияет. Почти всегда отказ какого-то потребителя лучше изучить, начиная с предохранителя. Велика возможность того, что он сгорел. Как вы уже сообразили, если предохранитель в порядке, то свечение пробника в точках 1 и 2 должно быть 1-го цвета. Если он под напряжением – означает, красноватого. Если цепь отключена – зеленоватого. Но если в точке 1 свет красноватый, а в точке 2 зеленоватый, то вот вам и место, где гнездится неисправность. Сам предохранитель сможете проверить раздельно от цепи – см. фото 5. Зеленоватый свет – предохранитель живой. Нет свечения – цепь оборвана. Точно так же инспектируют электронную лампочку, целостность обмотки моторедуктора, многих реле и т.п.
Но отчего сгорел предохранитель? Навряд ли из-за штатной нагрузки (если он ей соответствовал, естественно). В большинстве случаев это следствие недлинного замыкания защищаемой цепи. «Чайник» просто в этом удостоверится, спешно заменив предохранитель, – новый сгорит при первом же щелчке выключателя. Но даже в простейшей цепи место замыкания время от времени отыскать тяжело, а мы-то имеем дело с разветвленными цепями, когда один предохранитель страхует несколько потребителей. Для начала нужно хотя бы отмести заранее исправные ветки. Проф электрикам, как и опытным автовладельцам, издавна известен традиционный прием такового поиска. Изготовим собственный пробник в виде лампы 12 В, 21 Вт с 2-мя припаянными проводами и штырьками на концах. (Любитель всего основательного может оснастить проводами патрон, в который воткнет лампу. Этот «прибор» можно всегда возить в машине, в случае чего недолго воткнуть новейшую лампочку.)
Пробник – искатель недлинного замыкания. Рис. 3. Ищем самодельным пробником цепь с маленьким замыканием. Пробник включаем заместо спаленного предохранителя, как на рис. 3 – если какая-то ветвь (на рисунке – В) «коротко замкнута», лампа засияет в полный накал (фото 6). Сейчас будем поочередно отключать потребители, пока лампа пробника, в конце концов, не погаснет. Идеальнее всего отсоединять их провода прямо от коробки предохранителей, а не возлагать на выключатели: в показанном на рис. 3 случае куцее замыкание при переключении выключателя сохраняется! Обнаружив ветвь, в какой «плюс» сбежал на «массу», мы уже не будем попусту возиться с другими. Пробник оставим на месте предохранителя, пока не устраним неисправность. Сейчас при включении потребителей лампа пробника пылает вполовину либо вообщем не сияет. Ведь она включена поочередно с потребителями, – а ток в цепи находится в зависимости от всей получившейся нагрузки.
Вобщем, не только лишь в движке дело. Погаснет ночкой свет – придется встать на обочине. То же самое вас ожидает в дождик при отказе дворников. Очень некомфортно ехать в авто с отказавшим отопителем, неработающими клаксоном либо подогревом заднего стекла. Схожих примеров можно привести много. При этом даже в ординарном электрическом оборудовании локализовать и убрать недостаток иногда тяжело – делать это на реальном автомобиле совершенно не то, что учить схему в книге.
Напомню начинающим «монтерам», что в электрическом оборудовании автомобиля сэкономлено много проводов – тем, что общим «минусом» для всех систем служит кузов («масса», «земля»). А по «плюсовым» проводам подается питание бессчетным потребителям. Естественно, в реальной проводке все-же есть и «минусовые» (обычно они недлинные) провода – без их не обойтись. Из-за чего же может не работать потребитель? (Естественно, подразумеваем исправный, по другому здесь и находить нечего.) Частая причина – отсутствие «плюса». Он, к примеру, не доходит до моторчика вентилятора, так как оборван провод. Либо все провода в порядке, а отказал выключатель. Вобщем, у новичков случаются курьезы – отыскивают пропавший «плюс», а села батарея. Либо, не дай боже, украдена.
Да и «минус» для потребителя актуально важен. В большинстве случаев он теряется из-за окисления соединений провода с кузовом.
Достаточно нередко, в особенности на старенькых автомобилях, побывавших в руках гаражных «самородков», мастер обнаруживает «плюс» там, где его не должно быть. Ведь самодельщик, имея под рукою провода, паяльничек и изоленту, даже простейшую проводку способен перевоплотить в головоломную.
Особо страшная неисправность – куцее (другими словами без нагрузки) замыкание «плюсового» провода на «массу». Если этот участок цепи не защищен предохранителем, неудачи не миновать. Хорошо, если просто обгорит проводка – но случаются истинные пожары.
Обрыв провода – традиционное повреждение цепи. Угроза ее целостности появляется не только лишь на соединениях дверей со стойками, капота с кузовом и т.д., другими словами близ деталей с большенными перемещениями. Если провод проложен безуспешно, натянут, то с течением времени порвется и от вибраций, или протрется изоляция – тогда ожидай замыкания.
Наши пробники:
справа – самодельный.
Другие неисправности явны даже для новенького: отыскал – избавил, рассматривать нечего. Для выявления других нужен хотя бы легкий инструмент вроде пробника, которым мы нередко пользуемся в мастерской (фото 1). Вещичка маленькая, дешевая – и надежная. Попрактикуемся!
Рис. 1. Схема пробника. Тут должен быть «плюс». Схема приборчика – на рис. 1. Запомните: цвет свечения – зеленоватый либо красноватый – находится в зависимости от направления тока. Если щуп на «плюсе», а зажим на кузове, свечение красноватое. Если щуп тоже попал на «минус», свечение зеленоватое. Желаете убедиться – посмотрите на фото 2. Нижние контакты предохранителей – это «плюс» АКБ. Свет красноватый. А коснемся щупом зажима – свет зеленоватый.
Рис. 2. Порядок проверки простейшей цепи. На рис. 2 – кусок типовой авто электросхемы: АКБ – предохранитель – выключатель – потребитель. Как проверить этот участок пробником? (Потребитель исправен.)
Начнем с аккумуляторной батареи, как это показано на фото 2. Если в точке 1 «плюс» есть, придется инспектировать цепь далее. Если «плюса» нет, то или АКБ разряжена либо у нее обрыв снутри, или ее «минусовой» вывод отсоединен от кузова, или оборван провод меж АКБ и точкой 1. (Если б на этом участке было замыкание, обладатель вызнал бы о нем сходу. Запах подгоревшей изоляции незабываем.)
Красноватый свет – предохранитель в порядке. Зеленоватый свет – предохранитель сгорел. Батарея в порядке? Проверим предохранитель. Коснемся щупом точки 2. Свет красноватый – предохранитель в порядке (фото 3). Зеленоватый (фото 4)? Означает, меж точками 1 и 2 цепь прервана – предохранитель сгорел либо не в порядке (к примеру, окислились) его контакты в гнезде.
Что у нас с выключателем? Если в точке 3 пробник сияет красноватым, выключатель замкнут. Зеленоватым – разомкнут. Или… неисправен. В конце концов, дошли до потребителя. Пробник – в точку 4. Свет красноватый – лампа исправна, но у цоколя нет связи с «массой». К примеру, окислилось соединение (бич авто электротехники!). Если же свет зеленоватый, означает, неисправна лампа (обрыв цепи снутри) – сможете расслабленно ее поменять.
Предохранитель перегорел – пробник не сияет. Почти всегда отказ какого-то потребителя лучше изучить, начиная с предохранителя. Велика возможность того, что он сгорел. Как вы уже сообразили, если предохранитель в порядке, то свечение пробника в точках 1 и 2 должно быть 1-го цвета. Если он под напряжением – означает, красноватого. Если цепь отключена – зеленоватого. Но если в точке 1 свет красноватый, а в точке 2 зеленоватый, то вот вам и место, где гнездится неисправность. Сам предохранитель сможете проверить раздельно от цепи – см. фото 5. Зеленоватый свет – предохранитель живой. Нет свечения – цепь оборвана. Точно так же инспектируют электронную лампочку, целостность обмотки моторедуктора, многих реле и т.п.
Но отчего сгорел предохранитель? Навряд ли из-за штатной нагрузки (если он ей соответствовал, естественно). В большинстве случаев это следствие недлинного замыкания защищаемой цепи. «Чайник» просто в этом удостоверится, спешно заменив предохранитель, – новый сгорит при первом же щелчке выключателя. Но даже в простейшей цепи место замыкания время от времени отыскать тяжело, а мы-то имеем дело с разветвленными цепями, когда один предохранитель страхует несколько потребителей. Для начала нужно хотя бы отмести заранее исправные ветки. Проф электрикам, как и опытным автовладельцам, издавна известен традиционный прием такового поиска. Изготовим собственный пробник в виде лампы 12 В, 21 Вт с 2-мя припаянными проводами и штырьками на концах. (Любитель всего основательного может оснастить проводами патрон, в который воткнет лампу. Этот «прибор» можно всегда возить в машине, в случае чего недолго воткнуть новейшую лампочку.)
Пробник – искатель недлинного замыкания. Рис. 3. Ищем самодельным пробником цепь с маленьким замыканием. Пробник включаем заместо спаленного предохранителя, как на рис. 3 – если какая-то ветвь (на рисунке – В) «коротко замкнута», лампа засияет в полный накал (фото 6). Сейчас будем поочередно отключать потребители, пока лампа пробника, в конце концов, не погаснет. Идеальнее всего отсоединять их провода прямо от коробки предохранителей, а не возлагать на выключатели: в показанном на рис. 3 случае куцее замыкание при переключении выключателя сохраняется! Обнаружив ветвь, в какой «плюс» сбежал на «массу», мы уже не будем попусту возиться с другими. Пробник оставим на месте предохранителя, пока не устраним неисправность. Сейчас при включении потребителей лампа пробника пылает вполовину либо вообщем не сияет. Ведь она включена поочередно с потребителями, – а ток в цепи находится в зависимости от всей получившейся нагрузки.