УАЗ-Патриот Капля литр сберегает
На большинстве автомобилей «УАЗ-Патриот» установлены движки ЗМЗ-409. Как их диагностировать, разбирался Геннадий Емелькин.
На «патриоты» устанавливают в большей степени 2,7-литровые движки. Моторы из первых партий отвечали не самым серьезным нормам токсичности R83. С января 2006 года автомобиль, получивший доработанную ЭСУД и нейтрализатор с датчиком кислорода, соответствовал уже нормам Евро II. В 2007 году начался выпуск машин с новейшей ЭСУД – МИКАС-11 с функцией защиты нейтрализатора от пропусков воспламенения в цилиндрах.
Диагностический разъем на прежнем месте, но для работы с ним нужен сканер.
Начнем с диагностического разъема – он на прежнем месте, в моторном отделе. Но для считывания кодов дефектов сейчас нужен сканер. Если код гласит, что не поступает сигнал с какого-нибудь датчика, проверим его разъем: может быть, колодка не защелкнута либо некий контакт не зафиксирован усиком и выталкивается при соединении разъема. Проверьте: потянув провод, должны почувствовать упор. При касании проводов с системой выпуска их изоляция оплавляется, так что смотрите за расположением проводки, в особенности после ремонта! Если с проводкой все в порядке, но код все таки показывает на малый уровень сигнала с датчика, то причина в нем самом.
Сопротивление высоковольтных проводов: менее 1 кОм для первого и второго цилиндров и 0,9 кОм для третьего и 4-ого.
Сопротивление наконечников проводов не должно превосходить 5,6 кОм.
Часто обладателю докучает неровная работа мотора. Начнем поиск предпосылки в системе зажигания. Ее слабенькие звенья – высоковольтные провода и наконечники. Мультиметром проверяем сопротивление проводов: оно не должно превосходить 1 кОм для первого и второго цилиндров, а для третьего и 4-ого – 0,9 кОм. Показатель выше – меняем провода. Исключение – обрыв в заделке, когда ее просто вернуть. Потом проверяем сопротивление наконечников. Верхний предел – 5,6 кОм. Если он превышен, может быть, сгорел помехоподавляющий резистор наконечника. Для доступа к нему вывертываем из наконечника резьбовую втулку. Не потеряйте пружину и стержень! Резистор можно временно поменять плавким предохранителем на 8 А.
Виновник «бесконечного» сопротивления – спаленный помехоподавляющий резистор.
Для доступа к резистору вывертываем из наконечника резьбовую втулку.
Движок как и раньше дергается? Проверим свечки. Если их капризы вызваны тем, что в свечные колодцы попало масло, заменим прокладку клапанной крышки. Работать неловко: крышка размещена высоко и практически впритирку к моторному щиту, а над ней – патрубок системы остывания. Кстати, не спутайте при сборке провода катушек.
Плавают обороты холостого хода? Если лишне натянутый тросик приоткроет дроссельную заслонку всего на 3%, то в осознании ЭСУД это не холостой ход, а частичная нагрузка – блок управления начнет ошибочно корректировать процесс, обороты станут неуравновешенными. Вот почему меж кронштейном и сектором заслонки тросик должен немного провисать. Но лучше проверить холостой ход сканером. Подключаем его к диагностическому разъему, избираем тип блока управления. В перечне общих характеристик находим THR – угол положения заслонки в процентах. (Режим холостого хода блок «помечает», делая упор на показания датчика положения заслонки. Их спектр для холостого хода – от 0 до 1%.)
Если заводская настройка упрямого винта заслонки нарушена, поменяются обороты холостого хода и показания сканера.
Если заводская настройка упрямого винта заслонки изменена, малые обороты холостого хода и показания сканера тоже изменяются. Для опции снимаем дроссельный узел, отпускаем контргайку и вывертываем винт, пока заслонка не коснется стены корпуса. Потом закручиваем винт, чтоб получить узкую, как волос, полоску света, – и стопорим контргайкой. Этот просвет нужен, и он важен!
В том, что при торможении машины движок глохнет, нередко повинны отложения сажи и смол на кромках заслонки и внутренних стенах дроссельного узла. Они мешают поступлению воздуха через отрегулированный просвет, а его расход через регулятор холостого хода недостаточен для устойчивой работы мотора. Удаляем отложения ветошью, смоченной в бензине, либо жидкостью для очистки карбюраторов.
На машине с контроллером МИКАС-7.2 без нейтрализатора (есть и таковой вариант) движок может глохнуть на холостом ходу, если смесь бедная. Тогда проверим газоанализатором состав выхлопных газов. Допускается концентрация СО на малых оборотах холостого хода 0,8 ± 0,2%. Если меньше (по другому говоря, смесь очень бедна), корректируем ее состав при помощи сканера – увеличим значение параметра RCOD.
Остановка мотора либо неспешное понижение оборотов (или, напротив, их скачкообразный рост) нередко указывают на неисправность регулятора холостого хода, в механизме которого скопились отложения, мешающие верно делать команды блока управления. В таких случаях снимаем и промываем регулятор. Но это не всегда помогает – устройство капризное... Стоимость российского – 1,5–2 тыщи рублей, бошевского – 2,5–4 тыщи.
Регулятор холостого хода. Скопившиеся в нем отложения нередко мешают делать команды блока.
Полезно проверить сканером показания датчиков температуры охлаждающей воды и воздуха. Один датчик ввентят в корпус термостата, 2-ой встроен в датчик массового расхода воздуха. После длительной стоянки показания должны быть фактически схожи. Допустимы отличия ± 3–4°С от показаний поверочного указателя температуры.
До того как пенять на высочайший расход горючего, вспомните о приличных размерах и массе «Патриота». Как беспристрастно проверить расход? У автомобиля два бака. Движок питается от правого, а тот дополняется из левого при помощи струйного насоса, использующего энергию движения горючего в сливной магистрали. На ровненькой площадке заправим оба бака под пробку, совершим контрольную поездку, а потом заполним их вновь, точно замерив, сколько долили. Остается только вычислить удельный расход в литрах на сотку. Достоверно отражает исправность автомобиля расход на пригородных трассах, а не в городских пробках: при скоростях 90–110 км/ч – около 15 л/100 км. Если он выше, ищем неисправности. Начнем с самого обычного. Понятно, что выбег автомобиля на ровненьком участке дороги со скорости 50 км/ч до остановки охарактеризовывает механические утраты в ходовой части, действующие на потребление горючего. Выбег исправного «Патриота» по ровненькой дороге – в среднем более 600 м. Если у вашей машины он меньше, проверьте давление в шинах, состояние подвески и тормозов, углы установки колес. Неравномерный износ шин, курсовая неустойчивость машины, ее рвение уйти в сторону, недостающий выбег – все это всераспространенные спутники завышенного расхода горючего. Но не все, и в предстоящем мы побеседуем о их. г.
Диагностический разъем на прежнем месте, но для работы с ним нужен сканер.
Начнем с диагностического разъема – он на прежнем месте, в моторном отделе. Но для считывания кодов дефектов сейчас нужен сканер. Если код гласит, что не поступает сигнал с какого-нибудь датчика, проверим его разъем: может быть, колодка не защелкнута либо некий контакт не зафиксирован усиком и выталкивается при соединении разъема. Проверьте: потянув провод, должны почувствовать упор. При касании проводов с системой выпуска их изоляция оплавляется, так что смотрите за расположением проводки, в особенности после ремонта! Если с проводкой все в порядке, но код все таки показывает на малый уровень сигнала с датчика, то причина в нем самом.
Сопротивление высоковольтных проводов: менее 1 кОм для первого и второго цилиндров и 0,9 кОм для третьего и 4-ого.
Сопротивление наконечников проводов не должно превосходить 5,6 кОм.
Часто обладателю докучает неровная работа мотора. Начнем поиск предпосылки в системе зажигания. Ее слабенькие звенья – высоковольтные провода и наконечники. Мультиметром проверяем сопротивление проводов: оно не должно превосходить 1 кОм для первого и второго цилиндров, а для третьего и 4-ого – 0,9 кОм. Показатель выше – меняем провода. Исключение – обрыв в заделке, когда ее просто вернуть. Потом проверяем сопротивление наконечников. Верхний предел – 5,6 кОм. Если он превышен, может быть, сгорел помехоподавляющий резистор наконечника. Для доступа к нему вывертываем из наконечника резьбовую втулку. Не потеряйте пружину и стержень! Резистор можно временно поменять плавким предохранителем на 8 А.
Виновник «бесконечного» сопротивления – спаленный помехоподавляющий резистор.
Для доступа к резистору вывертываем из наконечника резьбовую втулку.
Движок как и раньше дергается? Проверим свечки. Если их капризы вызваны тем, что в свечные колодцы попало масло, заменим прокладку клапанной крышки. Работать неловко: крышка размещена высоко и практически впритирку к моторному щиту, а над ней – патрубок системы остывания. Кстати, не спутайте при сборке провода катушек.
Плавают обороты холостого хода? Если лишне натянутый тросик приоткроет дроссельную заслонку всего на 3%, то в осознании ЭСУД это не холостой ход, а частичная нагрузка – блок управления начнет ошибочно корректировать процесс, обороты станут неуравновешенными. Вот почему меж кронштейном и сектором заслонки тросик должен немного провисать. Но лучше проверить холостой ход сканером. Подключаем его к диагностическому разъему, избираем тип блока управления. В перечне общих характеристик находим THR – угол положения заслонки в процентах. (Режим холостого хода блок «помечает», делая упор на показания датчика положения заслонки. Их спектр для холостого хода – от 0 до 1%.)
Если заводская настройка упрямого винта заслонки нарушена, поменяются обороты холостого хода и показания сканера.
Если заводская настройка упрямого винта заслонки изменена, малые обороты холостого хода и показания сканера тоже изменяются. Для опции снимаем дроссельный узел, отпускаем контргайку и вывертываем винт, пока заслонка не коснется стены корпуса. Потом закручиваем винт, чтоб получить узкую, как волос, полоску света, – и стопорим контргайкой. Этот просвет нужен, и он важен!
В том, что при торможении машины движок глохнет, нередко повинны отложения сажи и смол на кромках заслонки и внутренних стенах дроссельного узла. Они мешают поступлению воздуха через отрегулированный просвет, а его расход через регулятор холостого хода недостаточен для устойчивой работы мотора. Удаляем отложения ветошью, смоченной в бензине, либо жидкостью для очистки карбюраторов.
На машине с контроллером МИКАС-7.2 без нейтрализатора (есть и таковой вариант) движок может глохнуть на холостом ходу, если смесь бедная. Тогда проверим газоанализатором состав выхлопных газов. Допускается концентрация СО на малых оборотах холостого хода 0,8 ± 0,2%. Если меньше (по другому говоря, смесь очень бедна), корректируем ее состав при помощи сканера – увеличим значение параметра RCOD.
Остановка мотора либо неспешное понижение оборотов (или, напротив, их скачкообразный рост) нередко указывают на неисправность регулятора холостого хода, в механизме которого скопились отложения, мешающие верно делать команды блока управления. В таких случаях снимаем и промываем регулятор. Но это не всегда помогает – устройство капризное... Стоимость российского – 1,5–2 тыщи рублей, бошевского – 2,5–4 тыщи.
Регулятор холостого хода. Скопившиеся в нем отложения нередко мешают делать команды блока.
Полезно проверить сканером показания датчиков температуры охлаждающей воды и воздуха. Один датчик ввентят в корпус термостата, 2-ой встроен в датчик массового расхода воздуха. После длительной стоянки показания должны быть фактически схожи. Допустимы отличия ± 3–4°С от показаний поверочного указателя температуры.
До того как пенять на высочайший расход горючего, вспомните о приличных размерах и массе «Патриота». Как беспристрастно проверить расход? У автомобиля два бака. Движок питается от правого, а тот дополняется из левого при помощи струйного насоса, использующего энергию движения горючего в сливной магистрали. На ровненькой площадке заправим оба бака под пробку, совершим контрольную поездку, а потом заполним их вновь, точно замерив, сколько долили. Остается только вычислить удельный расход в литрах на сотку. Достоверно отражает исправность автомобиля расход на пригородных трассах, а не в городских пробках: при скоростях 90–110 км/ч – около 15 л/100 км. Если он выше, ищем неисправности. Начнем с самого обычного. Понятно, что выбег автомобиля на ровненьком участке дороги со скорости 50 км/ч до остановки охарактеризовывает механические утраты в ходовой части, действующие на потребление горючего. Выбег исправного «Патриота» по ровненькой дороге – в среднем более 600 м. Если у вашей машины он меньше, проверьте давление в шинах, состояние подвески и тормозов, углы установки колес. Неравномерный износ шин, курсовая неустойчивость машины, ее рвение уйти в сторону, недостающий выбег – все это всераспространенные спутники завышенного расхода горючего. Но не все, и в предстоящем мы побеседуем о их. г.