Бригада передовиков Фавориты экспертиз «За рулем»
Тему дал подсказку читатель: а что, если собрать в кучу всех фаворитов экспертиз и поглядеть, как поменяется поведение мотора по сопоставлению с его базисной комплектацией? Фаворитов собрали Миша Колодочкин (ЗР) и кандидат технических наук, доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического института Александр Шабанов.
Естественно, если сразу поставить и залить все наилучшее, что проходило через наши руки, может статься, мотору и бензин не пригодится. Об этом гласит обычное сложение обещанных эффектов... Но это так, шуточка. При этом древняя.
Что получится по сути, проверить любопытно. Для чистоты опыта ограничились только тем, что заходит в штатную комплектацию мотора – без всяких турбулизаторов, магнитов и магических скорлупок. Лучше охватим главные расходники: свечки, высоковольтные провода, воздушные фильтры, бензин и моторное масло. А заодно поглядим, что поменялось в поведении фаворитов со времени прошлых испытаний – ведь время на месте не стоит, все движется… При этом не всегда в наилучшую сторону.
Наилучшие ИЗ Наилучших
Смахиваем пыль с пожелтевших от времени протоколов. Избираем объекты опыта: иридиевые свечки Denso IW20 (ЗР, 2006, № 4 и 7), высоковольтные провода Champion (2006, № 1), воздушный фильтр Bosch S9061 (2006, № 12), бензин «ЛУКОЙЛ-Экто-95» (2008, № 1 и 7), масло Shell Helix Ultra Extra 5W-30 (2009, № 4).
Компания достойная – но кого ей в конкуренты? Обижать никого не стали и поступили просто – сняли все с нового мотора ВАЗ-2111, только-только приобретенного для серии испытаний. Другими словами исходную планку для сопоставления задало то, что поставили на АВТОВАЗе. Бензин тоже взяли простой – с обыкновенной заправки со умеренным брендом. Но до испытаний дали его пробу в лабораторию, чтоб исключить дискуссии о очевидной бодяге.
Далее?
А далее все очень просто. Начали «баловать» мотор то одним, то другим – чтоб у него от экстаза сходу шок не наступил. Ведь неплохого должно быть понемножку! Поначалу поменяли бензин, позже масло, за ними последовали свечки, провода. Замкнул цикл испытаний воздушный фильтр. И всякий раз после еще одного подарка, преподнесенного мотору, снимали его свойства – чтоб прочуять меру радости! Когда потребление бензина приблизилось к нулю… Хорошо, это мы снова шутим. Лучше разложим эффект по полочкам.
БЕНЗИН
Лукойловский бензин всегда демонстрировал неплохую экономичность на моторе, ну и с мощностью тоже было все в порядке: надбавка 2–4% относительно некоторого усредненного горючего фиксировались стабильно. Тут итог подтвердился – впрысковый мотор отреагировал на смену бензина понижением аппетита на 3,4% и ростом мощности на 1,8%.
«Откуда дровишки?» Равновесный групповой состав, отменная детонационная стойкость – а отсюда верная реакция системы управления движком, высочайшая калорийность и лучшая скорость сгорания… Вобщем, об этом писали уже не раз. Отметим только, что бензины с моющими присадками типа «ЛУКОЙЛ-Экто» дают наилучший эффект на грязных движках, а наш был незапятнанным! Потому горючее проявило себя не полностью – в реальной жизни дополнительные призы обеспечила бы конкретно моющая способность.
МАСЛО
Шелловское масло – группы SL, а это означает, что уже при его разработке в фирменную канистру закладывался определенный, полностью весомый энергосберегающий эффект. Ранее у нас выходило даже очень благопристойно – 4,2% по сопоставлению с некоторым базисным маслом. На данный момент итог послабее, но ведь и масло в начальной комплектации было лучше: минералка группы SJ. Все же выиграли около 3% по топливной экономичности и около 2% по приросту мощности.
Это в итоге уменьшения утрат на трение – создатели масла добиваются его как подбором хорошей вязкостной свойства (в рамках данного класса вязкости SAE, естественно), так и добавкой антифрикционных и противоизносных присадок в базисном пакете. У «Шелла» с этим все прекрасно – по последней мере, так проявили тесты. Итого, за счет бензина уже набралось 6% экономии горючего и около 3% прироста мощности. Хорошо…
Выходит, только за счет рационального выбора главных рабочих жидкостей – масла и горючего – уже можно получить реальную экономию.
Свечки И ПРОВОДА
Когда-то это была наша возлюбленная тема – ставить различные свечки и удивляться результату. На него оказывают влияние и форма электрода, и его размер, и величина зазора. Все это определяет силу и размер искрового разряда, а поэтому – интенсивность исходного поджига горючего, скорость и полноту сгорания. И, как следствие, эффективность и мощность. И тут у нас не один раз лидировали иридиевые свечки Denso IW20.
Почему конкретно эти свечки? Они отличаются от иных своим центральным электродом – его толщина всего 0,4 мм. В итоге выходит мощная, размеренная и, что важно, фактически открытая искра, пламя от которой ничем не экранировано и сходу идет в объем цилиндра. Мы писали об этом ранее (ЗР, 2005, № 10; 2006, № 4; 2009, № 7).
Но к свечкам еще нужно подвести напряжение. И об этих «путях подвода» и препятствиях на пути импульса напряжения мы тоже ведали не раз. Высоковольтные провода, как выяснилось, заносят собственный вклад в работу мотора, при этом приметный. Он зависит и от свойства производства проводов, и от линейного распределенного сопротивления, и от равномерности сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам (ЗР, 2006, № 1; 2008, № 1).
Поначалу опять зрительно сравнили интенсивность искрообразования – ввентили свечки в раздельно стоящую головку цилиндров, запитали их через лидерские провода Champion от штатной системы зажигания стендового мотора и сфотографировали. А позже повторили функцию для базисного комплекта устройств зажигания. Итог был предсказуем. Искра у обыденного комплекта хорошая, но не выдающаяся. Она голубая с фиолетовыми и даже красноватыми проблесками, свидетельствующими о способности повторяющихся пропусков вспышек. При этом на самом длинноватом проводе ситуация похуже, на самом маленьком – лучше. А у лидерского комплекта все куда увлекательнее: искра размеренная, бело-голубая, фактически однообразная для всех цилиндров.
Реакция мотора стопроцентно подтвердила выводы «атмосферных» испытаний. Правда, эффект получили гораздо меньше, чем ранее: 2,0–2,5% по расходу горючего и чуток больше 1% – по мощности. А вот экологические характеристики на неплохом комплекте стали лучше существенно: понижение и по СО, и по СН составило 15–24%. Дело в том, что система управления впрыскового мотора очень не любит пропусков вспышек, даже маленьких. Излишний кислород в отработавших газах воспринимается как сигнал к обогащению консистенции – отсюда и завышенная токсичность.
А почему же экономию горючего получили меньше той, что ранее? Ведь было 4–5%... Плюсы свеч скушал… неплохой бензин! Чем ужаснее пылает горючее, тем значимее роль его действенного исходного поджига. Ради энтузиазма опять сменили горючее – на изначальное, и эффект немедля возвратился к этим самым процентам!
Вывод не самый веселый для любителей математики: обычного суммирования эффектов не выходит! В моторе все взаимосвязано, потому – очень трудно.
ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР
Не новость, что воздушный фильтр оказывает приметное воздействие и на мощность мотора, и на его экономичность. И чем лучше он фильтрует, тем больше душит мотор – это, в принципе, понятно. Как понятно и то, что нужен компромисс. Когда-то (ЗР, 2006, № 12) этому пожеланию лучшим образом отвечал германский фильтр Bosch S9061. Вот его и возьмем в компанию фаворитов.
Начально фильтры – базисный и лидерский – новые и незапятнанные. Поэтому и моторный эффект достигнут не очень большой: чуток выше 1% по мощности и по расходу горючего. Но на запятанных фильтрах, после их долговременной работы в критериях особенной, русской пыли (по последней мере, отдельные спецы по фильтрации настаивают на ее особости), этот разбег окажется куда больше – до 5–7%!
СУММИРУЕМ
Забраться выше 100% нам так и не удалось – извините… Но даже приобретенные числа полностью можно именовать если не сенсационными, то, во всяком случае, внезапными. Установка наилучших девайсов в совокупы с применением фаворитов наших тестов горючего и моторных масел позволила выиграть по расходу горючего до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологическим показателям до 25–30%! При этом, как мы уже отметили ранее, обычного сложения эффектов не выходит – ведь в моторе всегда есть обоюдное воздействие процессов.
Естественно, на фоне рекламы всяких прибамбасов, к примеру турбулизаторов, присадок либо синтезаторов катализаторов, достигнутое нами – сущие копейки! Там просто наобещают хоть 40% – всегда и всюду! Зато наши числа полностью добросовестные и, в общем-то, понятные. Они очень приметны в обыкновенной эксплуатации, в особенности с учетом того, что цена установки этих девайсов не так высока. При всем этом мы не касались таковой статьи расхода, как улучшение зимнего запуска, понижение износов и т. п.
А В итоге…
Отвечаем на тривиальный вопрос: почему такие примечательные составляющие не идут прямиком на автовазовский сборочный поток? Вредительство, лень, тупость? Не станем кипятиться с обвинениями – все по другому. Более совершенные составляющие, обычно, чуток дороже. Производитель же печется сначала о понижении себестоимости продукции, чтоб в итоге удержать розничную стоимость доступной для покупателей, что, в свою очередь, гарантирует достаточный уровень реализации машин. С позиций массового производства 3 рубля,сэкономленных на цены комплектующего изделия, много важнее 5% понижения расхода горючего в эксплуатации. Ну и не факт, что те, кто выпускает несколько наилучшие узлы и Ремонт и эксплуатация, в состоянии бесперебойно и в конвейерных объемах обеспечивать ими автозавод. Вприбавок подмена хоть какой детальки аналогичной, но несколько более совершенной востребует столько сил и времени на истязающие согласования, что всякая тяга к обновлению теряется... Зато у нас с вами есть хороший выбор.
Применение наилучших девайсов изделий и технических жидкостей позволило выиграть по расходу горючего до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологии до 25–30%!
Естественно, если сразу поставить и залить все наилучшее, что проходило через наши руки, может статься, мотору и бензин не пригодится. Об этом гласит обычное сложение обещанных эффектов... Но это так, шуточка. При этом древняя.
Что получится по сути, проверить любопытно. Для чистоты опыта ограничились только тем, что заходит в штатную комплектацию мотора – без всяких турбулизаторов, магнитов и магических скорлупок. Лучше охватим главные расходники: свечки, высоковольтные провода, воздушные фильтры, бензин и моторное масло. А заодно поглядим, что поменялось в поведении фаворитов со времени прошлых испытаний – ведь время на месте не стоит, все движется… При этом не всегда в наилучшую сторону.
Наилучшие ИЗ Наилучших
Смахиваем пыль с пожелтевших от времени протоколов. Избираем объекты опыта: иридиевые свечки Denso IW20 (ЗР, 2006, № 4 и 7), высоковольтные провода Champion (2006, № 1), воздушный фильтр Bosch S9061 (2006, № 12), бензин «ЛУКОЙЛ-Экто-95» (2008, № 1 и 7), масло Shell Helix Ultra Extra 5W-30 (2009, № 4).
Компания достойная – но кого ей в конкуренты? Обижать никого не стали и поступили просто – сняли все с нового мотора ВАЗ-2111, только-только приобретенного для серии испытаний. Другими словами исходную планку для сопоставления задало то, что поставили на АВТОВАЗе. Бензин тоже взяли простой – с обыкновенной заправки со умеренным брендом. Но до испытаний дали его пробу в лабораторию, чтоб исключить дискуссии о очевидной бодяге.
Далее?
А далее все очень просто. Начали «баловать» мотор то одним, то другим – чтоб у него от экстаза сходу шок не наступил. Ведь неплохого должно быть понемножку! Поначалу поменяли бензин, позже масло, за ними последовали свечки, провода. Замкнул цикл испытаний воздушный фильтр. И всякий раз после еще одного подарка, преподнесенного мотору, снимали его свойства – чтоб прочуять меру радости! Когда потребление бензина приблизилось к нулю… Хорошо, это мы снова шутим. Лучше разложим эффект по полочкам.
БЕНЗИН
Лукойловский бензин всегда демонстрировал неплохую экономичность на моторе, ну и с мощностью тоже было все в порядке: надбавка 2–4% относительно некоторого усредненного горючего фиксировались стабильно. Тут итог подтвердился – впрысковый мотор отреагировал на смену бензина понижением аппетита на 3,4% и ростом мощности на 1,8%.
«Откуда дровишки?» Равновесный групповой состав, отменная детонационная стойкость – а отсюда верная реакция системы управления движком, высочайшая калорийность и лучшая скорость сгорания… Вобщем, об этом писали уже не раз. Отметим только, что бензины с моющими присадками типа «ЛУКОЙЛ-Экто» дают наилучший эффект на грязных движках, а наш был незапятнанным! Потому горючее проявило себя не полностью – в реальной жизни дополнительные призы обеспечила бы конкретно моющая способность.
МАСЛО
Шелловское масло – группы SL, а это означает, что уже при его разработке в фирменную канистру закладывался определенный, полностью весомый энергосберегающий эффект. Ранее у нас выходило даже очень благопристойно – 4,2% по сопоставлению с некоторым базисным маслом. На данный момент итог послабее, но ведь и масло в начальной комплектации было лучше: минералка группы SJ. Все же выиграли около 3% по топливной экономичности и около 2% по приросту мощности.
Это в итоге уменьшения утрат на трение – создатели масла добиваются его как подбором хорошей вязкостной свойства (в рамках данного класса вязкости SAE, естественно), так и добавкой антифрикционных и противоизносных присадок в базисном пакете. У «Шелла» с этим все прекрасно – по последней мере, так проявили тесты. Итого, за счет бензина уже набралось 6% экономии горючего и около 3% прироста мощности. Хорошо…
Выходит, только за счет рационального выбора главных рабочих жидкостей – масла и горючего – уже можно получить реальную экономию.
Свечки И ПРОВОДА
Когда-то это была наша возлюбленная тема – ставить различные свечки и удивляться результату. На него оказывают влияние и форма электрода, и его размер, и величина зазора. Все это определяет силу и размер искрового разряда, а поэтому – интенсивность исходного поджига горючего, скорость и полноту сгорания. И, как следствие, эффективность и мощность. И тут у нас не один раз лидировали иридиевые свечки Denso IW20.
Почему конкретно эти свечки? Они отличаются от иных своим центральным электродом – его толщина всего 0,4 мм. В итоге выходит мощная, размеренная и, что важно, фактически открытая искра, пламя от которой ничем не экранировано и сходу идет в объем цилиндра. Мы писали об этом ранее (ЗР, 2005, № 10; 2006, № 4; 2009, № 7).
Но к свечкам еще нужно подвести напряжение. И об этих «путях подвода» и препятствиях на пути импульса напряжения мы тоже ведали не раз. Высоковольтные провода, как выяснилось, заносят собственный вклад в работу мотора, при этом приметный. Он зависит и от свойства производства проводов, и от линейного распределенного сопротивления, и от равномерности сопротивлений линий зажигания по отдельным цилиндрам (ЗР, 2006, № 1; 2008, № 1).
Поначалу опять зрительно сравнили интенсивность искрообразования – ввентили свечки в раздельно стоящую головку цилиндров, запитали их через лидерские провода Champion от штатной системы зажигания стендового мотора и сфотографировали. А позже повторили функцию для базисного комплекта устройств зажигания. Итог был предсказуем. Искра у обыденного комплекта хорошая, но не выдающаяся. Она голубая с фиолетовыми и даже красноватыми проблесками, свидетельствующими о способности повторяющихся пропусков вспышек. При этом на самом длинноватом проводе ситуация похуже, на самом маленьком – лучше. А у лидерского комплекта все куда увлекательнее: искра размеренная, бело-голубая, фактически однообразная для всех цилиндров.
Реакция мотора стопроцентно подтвердила выводы «атмосферных» испытаний. Правда, эффект получили гораздо меньше, чем ранее: 2,0–2,5% по расходу горючего и чуток больше 1% – по мощности. А вот экологические характеристики на неплохом комплекте стали лучше существенно: понижение и по СО, и по СН составило 15–24%. Дело в том, что система управления впрыскового мотора очень не любит пропусков вспышек, даже маленьких. Излишний кислород в отработавших газах воспринимается как сигнал к обогащению консистенции – отсюда и завышенная токсичность.
А почему же экономию горючего получили меньше той, что ранее? Ведь было 4–5%... Плюсы свеч скушал… неплохой бензин! Чем ужаснее пылает горючее, тем значимее роль его действенного исходного поджига. Ради энтузиазма опять сменили горючее – на изначальное, и эффект немедля возвратился к этим самым процентам!
Вывод не самый веселый для любителей математики: обычного суммирования эффектов не выходит! В моторе все взаимосвязано, потому – очень трудно.
ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР
Не новость, что воздушный фильтр оказывает приметное воздействие и на мощность мотора, и на его экономичность. И чем лучше он фильтрует, тем больше душит мотор – это, в принципе, понятно. Как понятно и то, что нужен компромисс. Когда-то (ЗР, 2006, № 12) этому пожеланию лучшим образом отвечал германский фильтр Bosch S9061. Вот его и возьмем в компанию фаворитов.
Начально фильтры – базисный и лидерский – новые и незапятнанные. Поэтому и моторный эффект достигнут не очень большой: чуток выше 1% по мощности и по расходу горючего. Но на запятанных фильтрах, после их долговременной работы в критериях особенной, русской пыли (по последней мере, отдельные спецы по фильтрации настаивают на ее особости), этот разбег окажется куда больше – до 5–7%!
СУММИРУЕМ
Забраться выше 100% нам так и не удалось – извините… Но даже приобретенные числа полностью можно именовать если не сенсационными, то, во всяком случае, внезапными. Установка наилучших девайсов в совокупы с применением фаворитов наших тестов горючего и моторных масел позволила выиграть по расходу горючего до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологическим показателям до 25–30%! При этом, как мы уже отметили ранее, обычного сложения эффектов не выходит – ведь в моторе всегда есть обоюдное воздействие процессов.
Естественно, на фоне рекламы всяких прибамбасов, к примеру турбулизаторов, присадок либо синтезаторов катализаторов, достигнутое нами – сущие копейки! Там просто наобещают хоть 40% – всегда и всюду! Зато наши числа полностью добросовестные и, в общем-то, понятные. Они очень приметны в обыкновенной эксплуатации, в особенности с учетом того, что цена установки этих девайсов не так высока. При всем этом мы не касались таковой статьи расхода, как улучшение зимнего запуска, понижение износов и т. п.
А В итоге…
Отвечаем на тривиальный вопрос: почему такие примечательные составляющие не идут прямиком на автовазовский сборочный поток? Вредительство, лень, тупость? Не станем кипятиться с обвинениями – все по другому. Более совершенные составляющие, обычно, чуток дороже. Производитель же печется сначала о понижении себестоимости продукции, чтоб в итоге удержать розничную стоимость доступной для покупателей, что, в свою очередь, гарантирует достаточный уровень реализации машин. С позиций массового производства 3 рубля,сэкономленных на цены комплектующего изделия, много важнее 5% понижения расхода горючего в эксплуатации. Ну и не факт, что те, кто выпускает несколько наилучшие узлы и Ремонт и эксплуатация, в состоянии бесперебойно и в конвейерных объемах обеспечивать ими автозавод. Вприбавок подмена хоть какой детальки аналогичной, но несколько более совершенной востребует столько сил и времени на истязающие согласования, что всякая тяга к обновлению теряется... Зато у нас с вами есть хороший выбор.
Применение наилучших девайсов изделий и технических жидкостей позволило выиграть по расходу горючего до 8–9%, по мощности до 4–5%, по экологии до 25–30%!