ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ
ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ
Что ж, пересаживаться на велики мы еще не готовы, ну и климат не тот, потому попытаемся понизить нагрузку на кошелек наименее конструктивными средствами. Резервам экономии посвящена наша новенькая рубрика.
ПЛАТА ЗА КОМФОРТ
Плавность хода, которую обеспечивают авто шины, имеет обратную сторону: часть полезной энергии тратится на их нагрев. Многие недооценивают воздействие шин на расход горючего либо считают, что оно приметно только на больших скоростях. Но на шоссе главный неприятель – аэродинамические утраты. А вот в городке, где скорости невелики, при иных равных критериях огромную часть горючего съедают конкретно шины и съедают много: снизив сопротивление качению шин в два раза, удается сберечь до 20% горючего.
ДЛЯ ТЕХ, КТО Осознает

ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ ШИНЫ ОТ ДАВЛЕНИЯ Более радикальное решение – использовать особые шины с пониженным сопротивлением качению. Их выпускают все ведущие производители: «Мишлен», «Континенталь», «Бриджстоун», «Пирелли». Для сопоставления: сопротивление качению большинства дешевых легковых шин находится в границах 12–15 кгс (тяговое усилие, нужное для движения) на тонну (веса автомобиля), не плохих грузовых – 8–10 кгс/тс, а привезенных из других стран «эко»-шин последнего поколения до 6,5 – в два раза (!) ниже, чем у моделей двадцатилетней давности.
Конструкторам таких шин приходится решать, кажется, взаимоисключающие задачки. С одной стороны, необходимо понизить сопротивление качению, потому шина должна быть упругой, с наименьшим гистерезисом (остаточной деформацией). С другой стороны, без гистерезиса не обеспечить сцепных параметров – шина должна цепляться, «липнуть» к дороге. Примирить противоположности удается, добившись различного поведения шины зависимо от частоты колебаний: на низкой частоте (в объеме шины) гистерезис невелик – шина упруго отрабатывает большие выпуклости, а на высочайшей частоте (на поверхности) он достаточен для надежного сцепления с дорожным полотном.
И все таки «экологичные» шины – не для гонок; может быть, они разочаруют водителя, привыкшего к активной езде. Зато бережливого повеселят – не только лишь экономией горючего, да и износостойкостью. В среднем разница в ценах меж комплектом 14-дюймовых российских шин и привезенных из других стран «эко» окупается всего за 10–15 тыщ км!
Непростой ПРОЦЕНТ
Значительно оказывает влияние на расход горючего и давление в шинах. Утрата всего 0,3 бар наращивает сопротивление качению на 6%, а при нехватке 1 бар (снаружи малозаметной) оно растет уже на 30%. Прибавим к этому ускоренный (втрое!) износ покрышек – дорого обходится оценка давления приблизительно!
Понижение СОПРОТИВЛЕНИЯ КАЧЕНИЮ ШИН С 1980 ГОДА Увеличение давления против нормы, напротив, понижает расход горючего. Надбавка в 10% фактически не оказывает влияние на ресурс шины и комфорт пассажиров. С 20-процентным превышением давления автомобиль становится приметно жестче, резче реагирует на деяния рулем. На скользком, влажном покрытии это иногда небезопасно. А вот ресурс перекачанных шин понижается некординально – всего на 10% (в два раза меньше, чем при недокачке). Вобщем, в русских критериях он может даже возрасти, ведь перекачанные покрышки лучше защищены от пробоев.
Вобщем, часто сами производители автомобилей указывают спектр давлений зависимо от скорости и загрузки и при скоростях выше 160 км/ч советуют подымать давление, к примеру, с 2,2 до 2,7 бар. Отметим данный факт и будем считать надбавку 20–22% очень допустимой. Естественно, давление не должно превосходить предельное, обозначенное на шине. Повышая давление, удается понизить расход горючего на 3–5%, но лишь на более либо наименее ровненькой дороге. На проселке же часть работы шин возьмут на себя рессоры.
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Дополнительно понизить утраты на качение можно, установив колеса большего поперечника в купе с низкопрофильными шинами. Экономия горючего – 3–5%, но тут выгода уже не настолько явна. Во-1-х, такие колеса и шины сами по для себя недешевы, а во-2-х, отменная яма может стать той несчастной картой, которая враз лишит всего выигрыша..