МОТОР – НЕ ЧАЙНИК
МОТОР – НЕ ЧАЙНИК
Если жидкость закипит – теплоотвод от стен к пузырям пара станет ничтожен…
Тут сходу оговорюсь: есть вещи, о которых надлежит иметь хотя бы малое представление каждому автовладельцу, посиживает ли он за рулем дряблого «Москвича» либо сверкающего «Лексуса». Наши дороги так каверзны, что хоть какой автомобиль может мгновенно остаться без масла в движке либо, к примеру, охлаждающей воды… Тогда, желаем мы либо нет, поездку придется оборвать.
Рис. 1. Вот так связаны температура кипения и давление воды. Но вот проблема, для поверхностного взора не тривиальная: из-под пробки расширительного бачка бежит струйка жаркого «Тосола». Что делать – может, слить избыток? (Бывали и такие герои!) Здесь стоит вспомнить азы: если охлаждающая система негерметична, в ней не поддерживается предусмотренное конструктором лишнее давление. Оно нужно, чтоб поднять температуру кипения охлаждающей воды (рис. 1). Выигранные 15–20 градусов не дадут «вскипятить» мотор даже при высочайшей нагрузке в горячую погоду. Итак, о чем гласит струйка «Тосола»? Система сообщается с атмосферой – означает, кипение начнется фактически при 100°С. Здесь если и ехать, то очень осторожно, не «педалируя». По другому…
…Вот здесь другая домохозяйка меня перебьет: «Ну и что? Чайник, вон, бурлит – а есть не просит!» Заблуждается хозяйка. Если вся водичка улетучится, то и чайнику конец. А мотор, во-1-х, еще дороже. Во-2-х, ему не то что остаться без воды, да и доводить ее до кипения – табу! Ведь даже исправная охлаждающая система в томных режимах работает на пределе способностей, когда принципиальна любая мелочь. Плохо, если грязь либо накипь затрудняют передачу тепла от стен рубахи остывания к омывающей их воды. Но еще ужаснее, если жидкость закипит: теплоотвод от стен к пузырям пара ничтожен – Ремонт и эксплуатация мотора быстро перенагреваются… Не выключишь – вероятны суровые поломки.
Рис. 2. Схема жидкостного тракта и нрав конфигураций давления в потоке воды: 1 – расширительный бачок; 2 – насос; 3 – рубаха остывания; 4 – радиатор. На рис. 2, позаимствованном из учебника, показана схема жидкостного тракта и эпюра давлений в нем. Видите ли, малое – на входе в работающий насос. Очень принципиально, чтоб тут не образовались 1-ые пузыри пара, потому что они усугубляют работу насоса – он рассчитан на жидкость, а не газ. Помогает ему в работе высоко расположенный расширительный бачок – он делает дополнительный подпор на входе. Если бачок пуст – позор владельцу. Негерметичен – тоже позор!
Но бывают у системы остывания «заскоки» похитрей течи «Тосола». В один прекрасный момент прибыл клиент с жалобой: мотор даже в пробках не перегревается, но стоит перевалить за 100 км/ч – привет! Остановишься – пузыри булькают в расширительном бачке. Два раза поменял термостат, позже радиатор. Не посодействовало. Вот и примчался к нам.
«Канал», как на Марсе. Поначалу попробовали сымитировать «задачку», гоняя мотор на месте, да и при больших оборотах он не перегревался. Мы сообразили, что все дело в нагрузке – на месте-то ее нет. Сняли головку блока, произвели осмотр и ее, и прокладку – а вот и виновник! Видите (фото 1) «канал», оставленный раскаленными газами? Вот тут они прорывались при наивысшем давлении в камере сгорания – пузыри нарушали и теплопередачу, и работу насоса. К счастью, владелец оказался человеком разумным, ездил осторожно – смог избежать коробления головки. Поменяли прокладку и отпустили с миром.
Вот таковой это «пустячок» – прокладка: может прочно подорвать бюджет обладателя. В сервисе держите ухо востро: если вы приехали днем и вам обещают к вечеру «прокапиталить» движок – бегите. Жаль 1-го старого инвалида-афганца, попавшегося на таковой крючок. Приехал в сервис с пробитой прокладкой – там «развели» его на 16 тыщ рублей за капремонт мотора VAZ 2106. Типо все сделали за несколько часов – расточили блок, прошлифовали коленвал и т.д. И опытный боец поверил!

Он ведь не резиновый! Прогар «в чистом виде». А месяца через полтора мотор залихорадило, и наивный человек поехал в другой сервис. Там его вновь уверили в необходимости ремонта по полной программке. Сейчас дело вылилось в 17 тыщ. Через некое время владелец ощутил неладное и приехал к нам с просьбой «протянуть» головку. Мы попробовали – и здесь же отыскали болт, удивительно прокручивавшийся в блоке. Что-то с резьбой? Нужно снимать головку. Вот когда слесарь помучился! Болты, похоже, были затянуты ключом с двухметровой трубой – попробуй отверни! А тот, что свободно крутился, показан на фото 2.
Естественно, никаких признаков недавнешних «капремонтов» не отыскали. Положенный износ цилиндров – вот он. А головка блока, видно, была в один прекрасный момент перегрета – малость покороблена «корытцем». Это вынуждало «мастеров» тянуть болты насмерть. Но что толку? Жесткие прокладки не обжимались, прогорали (фото 3).
Мы поменяли болты, поставили неплохую прокладку. Афганец уехал. А чувство стыда за коллег-«ремонтников» у нас осталось.