С ДЫРОЧКОЙ В ЛЕВОМ БОКУ
С ДЫРОЧКОЙ В ЛЕВОМ БОКУ
К чему ведет недосмотр, как досадно бы это не звучало, отлично понятно. Естественно, автомобиль – не авиалайнер с его замысловатыми элементами управления, да и отказ простого гидропривода тормозов может стать, выражаясь по-современному, «судьбоносным». Не хотя рисковать – в особенности на старенькой машине, с обветшавшим гидроприводом, – честный автомобилист старается чаще заглядывать под капот, чтоб удостовериться в наличии рабочей воды в бачке. Кое-кто ехидно сделает возражение: для чего, дескать, лезть под капот, если на панели устройств – сигнализатор уровня?
Вправду, для чего? Ведь другие лентяи и правда под капот не заглядывают! Кто-то именует их оптимистами. Они считают сигнализатор полностью неотказным: лампочка никогда не перегорит, провод не отвалится, контакты не покроются грязюкой, поплавок не заест… Опытные не настолько доверчивы (сказывается грустный опыт) – и хотя «мистикой» нас не возьмешь, полностью допускаем возможность небезопасного совпадения, когда жидкость ушла, а сигнализация не сработала. Вот почему, открыв капот, проверяем и ту, и эту: нажав, притопим поплавок до замыкания контактов – красноватая лампочка должна загореться. Не реагирует – ищем причину.
Время от времени спрашивают, почему создатели сигнализатора не организовали его работу по другому – чтоб при включенном зажигании контрольная лампа повсевременно светила, а в случае падения уровня угасала. Мол, так надежней: независимо от обстоятельств погасшая лампа значит «проверь»! Но контрольных ламп на машине много – следить «звездное небо» из их, в особенности ночкой, не больно-то приятно. Не считая того, подтверждено: человек острей реагирует на вспыхнувшую лампу, чем на погасшую.
Итак, примем «сигналку» таковой, какая есть. Но на многих автомобилях есть и гидропривод сцепления. Таковы «Жигули», «Нива», «Волга», прежние «москвичи». Естественно, отказ сцепления неприятен, но все таки не настолько небезопасен, как отказ тормозов, – может быть, потому за уровнем воды в приводе сцепления ни одна система не смотрит – разве что владелец. А дело-то просто поправимое, на импортных машинах издавна обкатанное. Что мешает сделать подпитывающий бачок общим для сцепления и тормозов? Достоинства явны – это и единая система контроля уровня воды, и упразднение излишнего бачка – под капотом станет больше места. (Некие предлагают ставить в бачок сцепления очередной поплавок – насмешили!)
Мы запитаем главный цилиндр сцепления от бачка тормозов, благо сделать это нетрудно. Независимо от места утечки воды – в приводе сцепления либо тормозов – контрольная лампочка об этом известит, принудит поднять капот. А методов воплотить идею, само мало, два.
«Раздача» воды основным цилиндрам тормозов и сцепления при помощи тройника. Схема подключения основных цилиндров тормозов и сцепления к подпитывающему бачку: 1 – ГТЦ; 2 – бачок; 3 – датчик уровня тормозной воды; 4 – вваренный штуцер (вариант); 5 – тройник; 6 – ГЦС. 1-ый – самый обычный и дешевый. Приобрели железный тройник и с его помощью шланг от питательного бачка сцепления к его главному цилиндру включили в тормозной контур (см. фото 1 и рис. 1). При всем этом системы останутся независящими: если жидкость вытекла из привода сцепления, то тормоза сохранят работоспособность. После ремонта привода сцепления и доливки воды прокачивать тормоза, скорей всего, не будет нужно. Показанную на фото реконструкцию мы применили на VAZ 2104.
Бачок на «Ниве» с вваренным штуцером. Но может быть и другое решение, пожалуй, более прекрасное (фото 2). На новой «Шевроле-Ниве» перераблотали сам тормозной бачок. В нижней части левой стены вварили горизонтальный штуцер (от головного тормозного цилиндра VAZ 2101) и соединили его, использовав подходящий шланг, с входным штуцером головного цилиндра сцепления – тут пользовались угловым штуцером от VAZ 2121. (На схеме этот вариант показан прерывающимися линиями.) Никаких излишних хомутов, тройника и т.д. Как вам это понравится?
К чему ведет недосмотр, как досадно бы это не звучало, отлично понятно. Естественно, автомобиль – не авиалайнер с его замысловатыми элементами управления, да и отказ простого гидропривода тормозов может стать, выражаясь по-современному, «судьбоносным». Не хотя рисковать – в особенности на старенькой машине, с обветшавшим гидроприводом, – честный автомобилист старается чаще заглядывать под капот, чтоб удостовериться в наличии рабочей воды в бачке. Кое-кто ехидно сделает возражение: для чего, дескать, лезть под капот, если на панели устройств – сигнализатор уровня?
Вправду, для чего? Ведь другие лентяи и правда под капот не заглядывают! Кто-то именует их оптимистами. Они считают сигнализатор полностью неотказным: лампочка никогда не перегорит, провод не отвалится, контакты не покроются грязюкой, поплавок не заест… Опытные не настолько доверчивы (сказывается грустный опыт) – и хотя «мистикой» нас не возьмешь, полностью допускаем возможность небезопасного совпадения, когда жидкость ушла, а сигнализация не сработала. Вот почему, открыв капот, проверяем и ту, и эту: нажав, притопим поплавок до замыкания контактов – красноватая лампочка должна загореться. Не реагирует – ищем причину.
Время от времени спрашивают, почему создатели сигнализатора не организовали его работу по другому – чтоб при включенном зажигании контрольная лампа повсевременно светила, а в случае падения уровня угасала. Мол, так надежней: независимо от обстоятельств погасшая лампа значит «проверь»! Но контрольных ламп на машине много – следить «звездное небо» из их, в особенности ночкой, не больно-то приятно. Не считая того, подтверждено: человек острей реагирует на вспыхнувшую лампу, чем на погасшую.
Итак, примем «сигналку» таковой, какая есть. Но на многих автомобилях есть и гидропривод сцепления. Таковы «Жигули», «Нива», «Волга», прежние «москвичи». Естественно, отказ сцепления неприятен, но все таки не настолько небезопасен, как отказ тормозов, – может быть, потому за уровнем воды в приводе сцепления ни одна система не смотрит – разве что владелец. А дело-то просто поправимое, на импортных машинах издавна обкатанное. Что мешает сделать подпитывающий бачок общим для сцепления и тормозов? Достоинства явны – это и единая система контроля уровня воды, и упразднение излишнего бачка – под капотом станет больше места. (Некие предлагают ставить в бачок сцепления очередной поплавок – насмешили!)
Мы запитаем главный цилиндр сцепления от бачка тормозов, благо сделать это нетрудно. Независимо от места утечки воды – в приводе сцепления либо тормозов – контрольная лампочка об этом известит, принудит поднять капот. А методов воплотить идею, само мало, два.
«Раздача» воды основным цилиндрам тормозов и сцепления при помощи тройника. Схема подключения основных цилиндров тормозов и сцепления к подпитывающему бачку: 1 – ГТЦ; 2 – бачок; 3 – датчик уровня тормозной воды; 4 – вваренный штуцер (вариант); 5 – тройник; 6 – ГЦС. 1-ый – самый обычный и дешевый. Приобрели железный тройник и с его помощью шланг от питательного бачка сцепления к его главному цилиндру включили в тормозной контур (см. фото 1 и рис. 1). При всем этом системы останутся независящими: если жидкость вытекла из привода сцепления, то тормоза сохранят работоспособность. После ремонта привода сцепления и доливки воды прокачивать тормоза, скорей всего, не будет нужно. Показанную на фото реконструкцию мы применили на VAZ 2104.
Бачок на «Ниве» с вваренным штуцером. Но может быть и другое решение, пожалуй, более прекрасное (фото 2). На новой «Шевроле-Ниве» перераблотали сам тормозной бачок. В нижней части левой стены вварили горизонтальный штуцер (от головного тормозного цилиндра VAZ 2101) и соединили его, использовав подходящий шланг, с входным штуцером головного цилиндра сцепления – тут пользовались угловым штуцером от VAZ 2121. (На схеме этот вариант показан прерывающимися линиями.) Никаких излишних хомутов, тройника и т.д. Как вам это понравится?