Автозвук. УДАР НИЖЕ .
Автозвук. УДАР НИЖЕ...
Видимо, схожая участь поняла и сабвуферы – у многих они ассоциируются с громыханием «музона» из проезжающей машины...
ПРОЩАЙ, БАГАЖНИК?
Сабвуфер – это ящик, занимающий половину багажника? Совершенно не непременно. Все можно сделать еще компактнее. Чтоб динамик играл в «полный голос», нужно отделить излучение лицевой стороны диффузора от его тыльной части. Самый обычный метод разделения – так именуемый акустический экран. Его можно представить как лист ДСП с отверстием под динамик (в которое и будет установлен «саб»). Вот и все. Но безупречный экран – это очень жесткий лист с очень вероятной площадью. Так как безупречного не бывает, еще почаще динамик устанавливают в «ящик». В данном случае волны, излучаемые тыльной стороной диффузора, как раз и «хоронят» в этом ящике.
Как бы все очень просто, но есть подводный камень. В ящике воздух «противостоит» работе динамика, хотя это и не всегда плохо! Наверное вы хотя бы краем уха слышали о так именуемых параметрах Тиля–Смолла, которые охарактеризовывают работу динамика и его басовые способности. Когда динамик работает в акустическом экране, эти свойства остаются без конфигурации, но при работе в ящике часть их трансформируется в совсем другие. Естественно, изменяются не характеристики 1-го динамика, а характеристики системы: динамик – замкнутое воздушное место в ящике. Таким макаром, объемом воздуха мы можем вроде бы «корректировать» характеристики системы – и располагать динамиком, работающим полностью по-другому. Кстати, очень большой ящик похож на тот акустический экран, о котором упоминали выше (отделение волн от различных сторон диффузора и никакого «противодействия»).
В автомобиле на роль огромного ящика может подойти и багажник, но с одним условием: если его кропотливо изолировать от салона. В таких случаях сам динамик обычно устанавливают в доработанную заднюю полку либо выводят в люк локотника. Схожая конструкция фактически не съедает место и не надо высчитывать объем ящика. Главное – это подобрать подходящий динамик для таковой установки. Именуют его «сабвуфером для установки в открытое пространство» (Free air). К огорчению, этот вариант рационален только для автомобилей с кузовом автомобиль. Универсалам и хэчбекам лучше подходят сабвуферы для установки в закрытый ящик либо с фазоинвертором. В отличие от стопроцентно закрытого ящика у последнего находится так именуемый порт. В чем его смысл?
В закрытом ящике, как мы гласили, часть энергии волн «остается» запертой, что не всех устраивает – оставлять ее без дела нельзя. Так появился фазоинвертор. Это тот же ящик, но с торчащей из него «трубой» – портом («труба» может смотреться как угодно – в виде овала и в виде щели, 2-ух труб). Смысл – в самом заглавии. Излучаемые тыльной стороной динамика волны имеют оборотный нрав. Конструкция фазоинвертора делает сдвиг по фазе на 180 градусов, в итоге порт испускает то же, что и основной динамик, но исключительно в наименьшем спектре частот. В каком конкретно – определяет настройка порта (длиной и поперечником трубы, объемом ящика). Таким макаром получаются два излучателя – диффузор и порт. Результат – при той же мощности отдача на определенных частотах (в зоне опции порта) оказывается практически вдвое выше. Очень хороший вариант в этом случае, если мощность усилителя не запредельная.
Еще есть более накрученный вариант – бандпасс (что в переводе звучит как полосовой фильтр). С вида простой бандпасс – ящик, разбитый снутри перегородкой, в которую и установлен динамик. Он вроде бы работает в закрытом ящике, но не сходу «на улицу», а в другую камеру, где имеется порт. Таким макаром, излучатель один – порт, при этом, как было сказано, он в довольно узенькой полосе (отсюда и заглавие конструкции – бандпасс), зато с каким «напором»! Более того, возникает возможность, к примеру, собрать сам ящик в багажнике, а порт-излучатель вывести в салон, благо место под вывод порта отыскать куда легче, чем под динамик.
Думаете, все? Ошибаетесь. Бандпассы тоже бывают различные… Скажем, делаем из одной камеры не закрытый ящик, а фазоинвертор. Сейчас два порта – излучатели. Отдача верно настроенных бандпассов будет в собственной полосе еще похлеще, чем даже у фазоинвертора. Казалось бы, все эти варианты намного лучше закрытого ящика. Оказывается, не во всем: у последнего, к примеру, самая ровненькая амплитудно-частотная черта, так что снова компромиссы…
Естественно, названо далековато не все вероятное акустическое оформление, а только часто встречающееся. Если спросите, какой из вариантов лучше, конкретного ответа нет, так как все решения содержат компромиссы – каждый имеет свои плюсы и минусы, не говоря уже о том, что связано с типом кузова автомобиля. Если это автомобиль, хорошим вариантом возможно окажется Free air установка, если хэтчбек, то сабвуфер за спинкой сидения: направленный динамик на заднее стекло получает некоторое подобие рупора. Если охото сберечь место, есть смысл выгораживать корпус сабвуфера под форму крыла автомобиля (кстати, время от времени умудряются устанавливать «сабы», работающие в малом объеме, заместо «бардачка» либо даже части центральной консоли).
Но если не охото возиться, считать либо платить за доброкачественную установку, тогда, пожалуй, выбирайте готовую конструкцию. А если все-же мечтаете о прекрасном, нормально подобранном расположении и т.д., готовьтесь к растратам.
Rockford Fosgate Punch P3 Shallow Не нравятся массивные ящики? Тогда вероятен малогабаритный динамик для установок Free air. К тому же направьте внимание на посадочную глубину. У этого сабвуфера она рекордно малая. URAL AS-D10.3 Оформление «закрытый ящик» выполнено из громоздкого МДФ и имеет трапециевидную форму, что очень комфортно при установке в багажник. Объем корпуса – 25 л. Две пары клемм позволяют воплотить несколько вариантов подключения к усилителю.
Vieta CPW-121A Активный сабвуфер (со интегрированным усилителем) в корпусе с фазоинвертором. У данной модели щелевой порт, а менее обычная «труба». Хотя знатоков акустики этим не удивишь. Magnat Neoforce 1100 Бандпасс наверное повеселит любителей «модных» установок. Кстати, через стекло можно подсмотреть и конструкцию. «На волю» бас вырывается через два порта.