Угонный перечень
Показавшиеся в прессе слухи о всесильных устройствах, способных вскрывать хоть какой автомобиль, невольно пробуждают желание побеседовать о противоугонной защите машин. Дискутируют Петр Наименьших и Миша Колодочкин.
МПС. Начнем с глобального вопроса: для чего вообщем необходимы какие-либо дополнительные противоугонные устройства? Это что – чисто русская потребность? Если угонят – ну, грустно, естественно, но ведь на то и страховка, чтоб восполнить утраты…
МК. Замечу, что авто угоняют не только лишь в Рф. Более того – мы совсем не лидируем по этой части преступного бизнеса. А надеяться на всевластие страховки очевидно не стоит. КАСКО оформлять нужно – спору нет, но при угоне автомобиля вы немедля попадаете в значимый денежный «минус». Каждогодние страховые взносы, возрастная утрата цены автомобиля, различного рода «приблуды» типа «музыки» и остального допоборудования – все это вы невозвратно теряете совместно с угнанным авто. При покупке же нового вас вновь ожидают растраты на КАСКО и на «приблуды», к которым вы привыкли. Реальные утраты при угоне машины, возрастом чуток более одного года, просто доходят до пятизначной суммы в баксах.
МПС. Откуда столько?
МК. Два страховых взноса, утрата цены, «прибамбасы»… И это – при подходящем раскладе: страховщики имеют полное право вообщем отказать вам в выплате, если, например, вы не можете предъявить им все комплекты ключей и брелоков от угнанного авто. А конкретно воровством ключей сейчас занимаются «специалисты» в ряде супермаркетов с звучными именами.
МПС. Так если они украдут ключи, то ведь и противоугонка не выручит! Для чего же она тогда нужна?
МК. Ну, если вы носите брелочек на одной связке с ключами, тогда точно не выручит… Но это уже охарактеризовывает обладателя авто не наилучшим образом. Нас же с юношества учили не держать все яичка в одной корзине…
МПС. Но это еще удобнее, чем таскать их по отдельности! Не считая того, когда перекладываешь содержимое кармашков из костюмчика в костюмчик, непременно что-то забываешь.
МК. Я не думаю, что VIP-персоны в экстазе от неизменного присутствия сторожей и телохранителей. Но деваться некуда: правила техники безопасности нужно блюсти круглые сутки. По другому проку от их нет. Тут – та же ситуация. Не считая того, в ряде всевозможных случаев просто нужно приучивать себя к тому, что брелок от «противоугонки» повсевременно должен быть при обладателе. Мне известны 10-ки случаев, когда обладатели умудрялись захлопывать ключи в машине. Если б брелочек висел, скажем, на брючном ремне, заморочек бы не было.
А если ключ и брелок – одно целое? Советы все те же – никогда не покидайте машину с работающим мотором! О недочетах штатных систем мы уже гласили, потому даже «крутую» машину хорошо бы оснастить иммобилайзером. И вот его уже держать раздельно от такового брелочка.
МПС. Другими словами, вы – за неотклонимую установку «противоугонки»? Но ведь все современные авто уже снабжены какими-то штатными системами охраны! Это сколько же необходимо таскать брелочков – два, три, четыре? Во всем должна быть разумная достаточность!
МК. Полностью правильно. Но неудача фактически всех штатных систем заключается в том, что они отлично знакомы угонщикам. Более того, они все так либо по другому «завязаны» на электрический блок управления движком, конкретно он и является фактором, препятствующим угону авто. Меняй блок – и уезжай! Особо «приятными» по этой части для угонщиков стали «кэмри» предшествующего поколения, в каких доступ к контроллеру занимал менее 30 секунд. Та же ерунда – у новых «авенсисов». Сдаются практически без боя «хонды аккорд 7» и «инфинити FХ35», также «лексусы» серии RX. Все российские авто обычно угоняли при помощи «пауков»– это жгуты проводов и устройств, одномоментно подключаемых под капотом взамен штатных. То же позволяет новая «Мазда 6», где фактически вся электроника мотора выведена на один основной разъем!
МПС. Так ведь машина кричать будет, пока в ней блоки меняют!
МК. Совсем нет. Львиная толика автомобилей отключает штатную «цветомузыку», если дверь открывают ключом! Скажем, села батареечка в брелоке… Обладателю это, в общем-то, комфортно, да и бандюган отлично об этом знает…
МПС. А у каких машин штатная охрана – «на уровне»?
МК. Я бы выделил «ауди» и «мерсы».
МПС. Понятное дело – это очень звучные имена. Но ведь основная масса авто повытрепываться этим не может! Так стоит с ними огород городить?
МК. А для чего угоняют, извините, АЗЛК-2141? Это что – звучное имя? А «восьмерки» и «десятки»? А «лансеры»? Преступный бизнес выбирает авто не только лишь для реализации – его важный сектор занят разборкой машин на запчасти. И наш нескончаемый кризис только ухудшает делему. Человек отъездил на машинке пару гарантийных лет и отрадно убигает с фирменного сервиса на другой, подоступнее. А откуда там дешевенькие запчасти? Верно – конкретно оттуда!
МПС. Давайте остановимся как раз на «средних» автомобилях типа «Шкоды». Допустим, я желаю приобрести такую машину – каковы мои деяния по ее защите?
МК. Представлять реальные способности различных «противоугонок» необходимо в любом случае. Но сходу объясню личную точку зрения: ни при каких обстоятельствах не надо самому тащиться в магазин и пробовать приобрести там что-либо «защитное». Установкой противоугонки должен заниматься только специалист – в неприятном случае вашу машину стибрят совместно с противоугонкой. Скажем, халтурно установленные на ветровом стекле передатчики пейджеров угонщики убивают при помощи очевидного электрошокера…
МПС. Стоп – это принципиальный момент. Я пришел в салон приобрести новейшую машину – мне здесь же предлагают установку противоугонки! Откажусь – будут проблемы, поставлю в другом месте – могут обвинить во вмешательстве в конструкцию автомобиля. Так что все-таки делать?
МК. Просто так вас с гарантии никто не снимет, хотя согласен – нервишки могут помотать. На сей случай идеальнее всего избрать компромисс: установить при покупке некоторый базисный блок «противогонки» – пусть управляет дверцами и чего-нибудть перекрывает, а уже позже дополнить его беспроводными блокировками у тех профи, которым вы доверяете.
МПС. Другими словами, ставим «электронику»?
МК. Я – электронщик, потому другого ответа от меня ожидать и не приходится…
МПС. А какую непосредственно? И как насчет код-грабберов и иной супертехники угонщиков? Она же перехватывает коды родных брелоков и позже вскрывает машины сама… Кстати, как раз появились новые игрушки ценою аж в 350000 рублей… Молвят, они управляются с соткой разных охранных систем – в том числе и штатных?
В корпусе брелочка от пользующейся популярностью "противоугонки" бандюганы насобачились располагать код-грабберы, вскрывающие сотку фаворитных охранных систем. Включая штатные!
МК. Да, но такие игрушки были всегда. Просто электроника развивается, и то, что вчера умещалось в приличном чемодане, сейчас воспринимает вид пульта управления от телека, мобильного телефона либо брелочка от пользующейся популярностью противоугонки «Шер-Хан»…
МПС. Так какую систему выбрать-то?
МК. Нехорошо рекламировать один бренд и топить другой, хотя и охото… Потому придется чуть-чуть «поумничать». Сейчас есть системы с динамическим идентификационным диалогом (к примеру – от компаний «Мэджик системз» либо «УльтраСтар»), также системы с уникальным ключом шифрования для каждого брелока (к примеру – от компании «Экселлент»). При этом, если 1-ый вариант обеспечивает достаточно суровые технологические трудности для взлома сигнализации, то во 2-м варианте кроме аппаратных средств, введен более действенный – экономический уровень безопасности т.к. проще угнать примыкающее авто, чем возиться конкретно с этим кодировкой. Если, естественно, угонщик – не Деточкин, которому нужна не неважно какая машина, а определенная…
Схожий инструмент употребляют хищники, обитающие около супермаркетов типа «Ашан», «Икея» либо «Мега». Мощнейший передатчик (до 2 Вт при разрешенных 10 мВт!), выделенный в отдельный блок, позволяет глумиться над избранной машиной в радиусе до километра! К примеру – мигнуть ее лампочками, подсказывая партнеру по бизнесу, где конкретно на большой стоянке стоит невооруженное авто. Вобщем, если обладателю «повезет», то машину не угонят, а всего только ограбят.
МПС. А код-граббер?
МК. А упомянутые выше системы код-граббер с ходу не возьмет. Что касается тех «противоугонок», которые, вправду, вскрываются «на раз» (не желаю делать им антирекламу), то можно порекомендовать их обладателям дооборудовать их антиграбберами от такого же «Экселлента». В ряде всевозможных случаев это выправляет ситуацию.
МПС. Антиграббер – это как? Поставил и запамятовал о дилеммах?
МК. Практически так. Но игрушка, вправду, смешная: подключаешь ее хоть на клеммы аккума, колдуешь несколько минут и код граббер, который только-только с легкостью открывал твою машину, становится бессилен. Срабатывает, конечно, не со всеми системами, но многим реально помогает.
МПС. А спутниковые системы?
МК. Умоляю – забудьте это выражение! Тем паче – применительно к «Шкоде»! Некий прок от «спутников» вероятен только тогда, когда водителя за шкирку вытряхивают из авто, но это уже не угон, а разбойное нападение. В целом же, это – игрушки для богатеньких. Мы не один раз писали о том, как угоняют такие машины – это до боли просто. Цена оборудования для нейтрализации таковой «защиты» составляет всего несколько тыщ рублей – при всем этом ставят помеху на частотах служебных каналов GSM эталона 900/1800. Кстати, смешной метод, при помощи которого заблокируют определение координат автомобилем – это влажное полотенце, положенное над антенной приемника GPS…
МПС. А «механика»?
МК. Наилучшее, что есть сейчас – это замок на управляющий вал типа «Гарант». До боли просто и отлично. Блокиратор капота также заслуживает хороших слов. Напротив, блокиратор коробки, обычно, сдается угонщику очень стремительно. А самое глуповатое средство – «кочерга» на баранку. Она снимается чуток ли ни нагими руками – в самых сложных случаях в жертву приносят руль…
МПС. Так что все-таки – ставить и «механику», и «электронику»?
МК. А это уже определяется степенью риска, которой подвергается защищаемый автомобиль. Если его держат в неохраняемом гараже, повсевременно кидают перед супермаркетами и все такое, то придется защищаться как надо. А если машина в большей степени хранится на охраняемой парковке, то можно и сберечь.
МПС. Но ведь не тайна, что очень нередко угоны совершают в самых безопасных, казалось бы, ситуациях…
МК. Да!!! И здесь уже неважно какая защита бессильна! Ну что можно сделать, когда дама с криками выскакивает на светофоре из-за руля, так как ей на колени кто-то кинул крысу (отлично, если дохлую)? Либо, скажем, здоровый мужчина ощущает, как его в зад легонько стукает дедушка на «копейке»? Он ведь тоже выскакивает из машины и идет «разбираться», не думая о том, что за руль уже сел кто-то другой… Схожих приемов огромное количество – прилипший к заднему стеклу лист бумаги, заупрямившийся шлагбаум… Не считая того, потенциальные жертвы угонщиков очень обожают подъезжать на собственных экипажах чуток ли ни к подъездам театров, бассейнов, ресторанов и т.п., не хотя мыслить о том, что время их отсутствия просто высчитать с точностью до минут… Вобщем, один большой начальник не так давно заявил мне, что ему наплевать, угонят его машину либо нет, когда он занят покупками в «Ашане»… Но это дискуссии из серии «все равно угонят» – я их не люблю.
МПС. А где же поставить машину, если я привез даму в театр?
МК. Уговорите даму пройти полквартальчика пешком – ужаснее не будет. Не надо играть с угонщиками в поддавки. Там нет дураков – в этот бизнес ушли профессиональные Различное, не нашедшие себя в ином качестве.
МПС. Как смотрится «угонный список» автомобилей? Так сказать, самых фаворитных?
МК. Этот перечень каждый лицезреет по-своему. Даже гаишники, как мне понятно, пользуются данными одной наружной компании, собирающей статистику по этому вопросу. Во всяком случае, если взять все, что было размещено за ближайшее время и сравнить одно с другим, разнобой будет наисильнейший. Страховые конторы обожают, иногда, этим воспользоваться: дескать, ваша машина находится в преступном перечне, потому защита нужна по максимуму. Кстати, мы уже гласили о том, что машины нередко берут под разборку: скажем, необходимы агрегаты от таких-то моделей. В абсолютном соотношении их, может быть, и малость, а вот в процентах по определенной марке – благопристойно…
МПС. Да, для полного спокойствия время от времени проще взять такси!
МК. Не могу не согласиться с вами.
МПС. Начнем с глобального вопроса: для чего вообщем необходимы какие-либо дополнительные противоугонные устройства? Это что – чисто русская потребность? Если угонят – ну, грустно, естественно, но ведь на то и страховка, чтоб восполнить утраты…
МК. Замечу, что авто угоняют не только лишь в Рф. Более того – мы совсем не лидируем по этой части преступного бизнеса. А надеяться на всевластие страховки очевидно не стоит. КАСКО оформлять нужно – спору нет, но при угоне автомобиля вы немедля попадаете в значимый денежный «минус». Каждогодние страховые взносы, возрастная утрата цены автомобиля, различного рода «приблуды» типа «музыки» и остального допоборудования – все это вы невозвратно теряете совместно с угнанным авто. При покупке же нового вас вновь ожидают растраты на КАСКО и на «приблуды», к которым вы привыкли. Реальные утраты при угоне машины, возрастом чуток более одного года, просто доходят до пятизначной суммы в баксах.
МПС. Откуда столько?
МК. Два страховых взноса, утрата цены, «прибамбасы»… И это – при подходящем раскладе: страховщики имеют полное право вообщем отказать вам в выплате, если, например, вы не можете предъявить им все комплекты ключей и брелоков от угнанного авто. А конкретно воровством ключей сейчас занимаются «специалисты» в ряде супермаркетов с звучными именами.
МПС. Так если они украдут ключи, то ведь и противоугонка не выручит! Для чего же она тогда нужна?
МК. Ну, если вы носите брелочек на одной связке с ключами, тогда точно не выручит… Но это уже охарактеризовывает обладателя авто не наилучшим образом. Нас же с юношества учили не держать все яичка в одной корзине…
МПС. Но это еще удобнее, чем таскать их по отдельности! Не считая того, когда перекладываешь содержимое кармашков из костюмчика в костюмчик, непременно что-то забываешь.
МК. Я не думаю, что VIP-персоны в экстазе от неизменного присутствия сторожей и телохранителей. Но деваться некуда: правила техники безопасности нужно блюсти круглые сутки. По другому проку от их нет. Тут – та же ситуация. Не считая того, в ряде всевозможных случаев просто нужно приучивать себя к тому, что брелок от «противоугонки» повсевременно должен быть при обладателе. Мне известны 10-ки случаев, когда обладатели умудрялись захлопывать ключи в машине. Если б брелочек висел, скажем, на брючном ремне, заморочек бы не было.
А если ключ и брелок – одно целое? Советы все те же – никогда не покидайте машину с работающим мотором! О недочетах штатных систем мы уже гласили, потому даже «крутую» машину хорошо бы оснастить иммобилайзером. И вот его уже держать раздельно от такового брелочка.
МПС. Другими словами, вы – за неотклонимую установку «противоугонки»? Но ведь все современные авто уже снабжены какими-то штатными системами охраны! Это сколько же необходимо таскать брелочков – два, три, четыре? Во всем должна быть разумная достаточность!
МК. Полностью правильно. Но неудача фактически всех штатных систем заключается в том, что они отлично знакомы угонщикам. Более того, они все так либо по другому «завязаны» на электрический блок управления движком, конкретно он и является фактором, препятствующим угону авто. Меняй блок – и уезжай! Особо «приятными» по этой части для угонщиков стали «кэмри» предшествующего поколения, в каких доступ к контроллеру занимал менее 30 секунд. Та же ерунда – у новых «авенсисов». Сдаются практически без боя «хонды аккорд 7» и «инфинити FХ35», также «лексусы» серии RX. Все российские авто обычно угоняли при помощи «пауков»– это жгуты проводов и устройств, одномоментно подключаемых под капотом взамен штатных. То же позволяет новая «Мазда 6», где фактически вся электроника мотора выведена на один основной разъем!
МПС. Так ведь машина кричать будет, пока в ней блоки меняют!
МК. Совсем нет. Львиная толика автомобилей отключает штатную «цветомузыку», если дверь открывают ключом! Скажем, села батареечка в брелоке… Обладателю это, в общем-то, комфортно, да и бандюган отлично об этом знает…
МПС. А у каких машин штатная охрана – «на уровне»?
МК. Я бы выделил «ауди» и «мерсы».
МПС. Понятное дело – это очень звучные имена. Но ведь основная масса авто повытрепываться этим не может! Так стоит с ними огород городить?
МК. А для чего угоняют, извините, АЗЛК-2141? Это что – звучное имя? А «восьмерки» и «десятки»? А «лансеры»? Преступный бизнес выбирает авто не только лишь для реализации – его важный сектор занят разборкой машин на запчасти. И наш нескончаемый кризис только ухудшает делему. Человек отъездил на машинке пару гарантийных лет и отрадно убигает с фирменного сервиса на другой, подоступнее. А откуда там дешевенькие запчасти? Верно – конкретно оттуда!
МПС. Давайте остановимся как раз на «средних» автомобилях типа «Шкоды». Допустим, я желаю приобрести такую машину – каковы мои деяния по ее защите?
МК. Представлять реальные способности различных «противоугонок» необходимо в любом случае. Но сходу объясню личную точку зрения: ни при каких обстоятельствах не надо самому тащиться в магазин и пробовать приобрести там что-либо «защитное». Установкой противоугонки должен заниматься только специалист – в неприятном случае вашу машину стибрят совместно с противоугонкой. Скажем, халтурно установленные на ветровом стекле передатчики пейджеров угонщики убивают при помощи очевидного электрошокера…
МПС. Стоп – это принципиальный момент. Я пришел в салон приобрести новейшую машину – мне здесь же предлагают установку противоугонки! Откажусь – будут проблемы, поставлю в другом месте – могут обвинить во вмешательстве в конструкцию автомобиля. Так что все-таки делать?
МК. Просто так вас с гарантии никто не снимет, хотя согласен – нервишки могут помотать. На сей случай идеальнее всего избрать компромисс: установить при покупке некоторый базисный блок «противогонки» – пусть управляет дверцами и чего-нибудть перекрывает, а уже позже дополнить его беспроводными блокировками у тех профи, которым вы доверяете.
МПС. Другими словами, ставим «электронику»?
МК. Я – электронщик, потому другого ответа от меня ожидать и не приходится…
МПС. А какую непосредственно? И как насчет код-грабберов и иной супертехники угонщиков? Она же перехватывает коды родных брелоков и позже вскрывает машины сама… Кстати, как раз появились новые игрушки ценою аж в 350000 рублей… Молвят, они управляются с соткой разных охранных систем – в том числе и штатных?
В корпусе брелочка от пользующейся популярностью "противоугонки" бандюганы насобачились располагать код-грабберы, вскрывающие сотку фаворитных охранных систем. Включая штатные!
МК. Да, но такие игрушки были всегда. Просто электроника развивается, и то, что вчера умещалось в приличном чемодане, сейчас воспринимает вид пульта управления от телека, мобильного телефона либо брелочка от пользующейся популярностью противоугонки «Шер-Хан»…
МПС. Так какую систему выбрать-то?
МК. Нехорошо рекламировать один бренд и топить другой, хотя и охото… Потому придется чуть-чуть «поумничать». Сейчас есть системы с динамическим идентификационным диалогом (к примеру – от компаний «Мэджик системз» либо «УльтраСтар»), также системы с уникальным ключом шифрования для каждого брелока (к примеру – от компании «Экселлент»). При этом, если 1-ый вариант обеспечивает достаточно суровые технологические трудности для взлома сигнализации, то во 2-м варианте кроме аппаратных средств, введен более действенный – экономический уровень безопасности т.к. проще угнать примыкающее авто, чем возиться конкретно с этим кодировкой. Если, естественно, угонщик – не Деточкин, которому нужна не неважно какая машина, а определенная…
Схожий инструмент употребляют хищники, обитающие около супермаркетов типа «Ашан», «Икея» либо «Мега». Мощнейший передатчик (до 2 Вт при разрешенных 10 мВт!), выделенный в отдельный блок, позволяет глумиться над избранной машиной в радиусе до километра! К примеру – мигнуть ее лампочками, подсказывая партнеру по бизнесу, где конкретно на большой стоянке стоит невооруженное авто. Вобщем, если обладателю «повезет», то машину не угонят, а всего только ограбят.
МПС. А код-граббер?
МК. А упомянутые выше системы код-граббер с ходу не возьмет. Что касается тех «противоугонок», которые, вправду, вскрываются «на раз» (не желаю делать им антирекламу), то можно порекомендовать их обладателям дооборудовать их антиграбберами от такого же «Экселлента». В ряде всевозможных случаев это выправляет ситуацию.
МПС. Антиграббер – это как? Поставил и запамятовал о дилеммах?
МК. Практически так. Но игрушка, вправду, смешная: подключаешь ее хоть на клеммы аккума, колдуешь несколько минут и код граббер, который только-только с легкостью открывал твою машину, становится бессилен. Срабатывает, конечно, не со всеми системами, но многим реально помогает.
МПС. А спутниковые системы?
МК. Умоляю – забудьте это выражение! Тем паче – применительно к «Шкоде»! Некий прок от «спутников» вероятен только тогда, когда водителя за шкирку вытряхивают из авто, но это уже не угон, а разбойное нападение. В целом же, это – игрушки для богатеньких. Мы не один раз писали о том, как угоняют такие машины – это до боли просто. Цена оборудования для нейтрализации таковой «защиты» составляет всего несколько тыщ рублей – при всем этом ставят помеху на частотах служебных каналов GSM эталона 900/1800. Кстати, смешной метод, при помощи которого заблокируют определение координат автомобилем – это влажное полотенце, положенное над антенной приемника GPS…
МПС. А «механика»?
МК. Наилучшее, что есть сейчас – это замок на управляющий вал типа «Гарант». До боли просто и отлично. Блокиратор капота также заслуживает хороших слов. Напротив, блокиратор коробки, обычно, сдается угонщику очень стремительно. А самое глуповатое средство – «кочерга» на баранку. Она снимается чуток ли ни нагими руками – в самых сложных случаях в жертву приносят руль…
МПС. Так что все-таки – ставить и «механику», и «электронику»?
МК. А это уже определяется степенью риска, которой подвергается защищаемый автомобиль. Если его держат в неохраняемом гараже, повсевременно кидают перед супермаркетами и все такое, то придется защищаться как надо. А если машина в большей степени хранится на охраняемой парковке, то можно и сберечь.
МПС. Но ведь не тайна, что очень нередко угоны совершают в самых безопасных, казалось бы, ситуациях…
МК. Да!!! И здесь уже неважно какая защита бессильна! Ну что можно сделать, когда дама с криками выскакивает на светофоре из-за руля, так как ей на колени кто-то кинул крысу (отлично, если дохлую)? Либо, скажем, здоровый мужчина ощущает, как его в зад легонько стукает дедушка на «копейке»? Он ведь тоже выскакивает из машины и идет «разбираться», не думая о том, что за руль уже сел кто-то другой… Схожих приемов огромное количество – прилипший к заднему стеклу лист бумаги, заупрямившийся шлагбаум… Не считая того, потенциальные жертвы угонщиков очень обожают подъезжать на собственных экипажах чуток ли ни к подъездам театров, бассейнов, ресторанов и т.п., не хотя мыслить о том, что время их отсутствия просто высчитать с точностью до минут… Вобщем, один большой начальник не так давно заявил мне, что ему наплевать, угонят его машину либо нет, когда он занят покупками в «Ашане»… Но это дискуссии из серии «все равно угонят» – я их не люблю.
МПС. А где же поставить машину, если я привез даму в театр?
МК. Уговорите даму пройти полквартальчика пешком – ужаснее не будет. Не надо играть с угонщиками в поддавки. Там нет дураков – в этот бизнес ушли профессиональные Различное, не нашедшие себя в ином качестве.
МПС. Как смотрится «угонный список» автомобилей? Так сказать, самых фаворитных?
МК. Этот перечень каждый лицезреет по-своему. Даже гаишники, как мне понятно, пользуются данными одной наружной компании, собирающей статистику по этому вопросу. Во всяком случае, если взять все, что было размещено за ближайшее время и сравнить одно с другим, разнобой будет наисильнейший. Страховые конторы обожают, иногда, этим воспользоваться: дескать, ваша машина находится в преступном перечне, потому защита нужна по максимуму. Кстати, мы уже гласили о том, что машины нередко берут под разборку: скажем, необходимы агрегаты от таких-то моделей. В абсолютном соотношении их, может быть, и малость, а вот в процентах по определенной марке – благопристойно…
МПС. Да, для полного спокойствия время от времени проще взять такси!
МК. Не могу не согласиться с вами.