Повинна ли я?
Повинна ли я?
Да что прокол – у многих автомобилей тяжело выяснить на ходу, пылают ли, к примеру, лампочки «габаритов» в фонарях, можно ли энергично тормознуть, когда следом мчится другая машина, закрыта ли дверь, довольно ли «Тосола» в охлаждающей системе либо масла в движке. Как досадно бы это не звучало… Поведать владельцу о собственных дилеммах способна не всякая машина.
Все же подвижки к наилучшему приметны и в наших автомобилях. Так, современные модели ВАЗ уже оборудованы бортовым контролем уровня масла и других жидкостей, исправности ламп наружного освещения и т. д. Речь о моделях «восьмого» семейства с высочайшей приборной панелью, «десятого» семейства, « Chevrolet Нива». «Калина» таковой системы лишена.
Блок индикации на приборном щитке «Самары». Блок индикации ВАЗ-2113–2115. Блок индикации «десятки» сходу после включения зажигания: опрос систем. Само собой, для контроля характеристик необходимы различные датчики. К примеру, для жидкостей – датчики уровня. Для тормозных колодок – датчики износа. Для выявления отказов ламп – реле диагностики. Вся информация сводится в блок индикации. На фото 1 показан этот узел в щитке устройств «Самары» с высочайшей панелью, на фото 2 – отдельный блок индикации, размещенный на центральной консоли «Лады-110», 111, 112. Фото 3 указывает блок индикации, вынесенный на панель « Chevrolet Нива», VAZ 2113–2115. Неудача, постигшая всякую контролируемую систему, мгновенно отображается на дисплее – вспыхнет соответственный знак и раздастся звуковой сигнал в самом блоке – ни с чем же не спутаете.
Сейчас разглядим узлы подробнее.
Датчик уровня охлаждающей воды. Рис. 1. Принципная схема датчика уровня охлаждающей воды: 1 – геркон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус.
Датчики. Уровень масла в картере мотора, воды в бачках омывателей стекол, тормозной воды, охлаждающей воды держут под контролем полностью бесхитростно. Главная деталь датчика – поплавок. Остальное – более просто. К примеру, на фото 4 и рис. 1 показан датчик уровня воды в расширительном бачке. По нижней «направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в каком расположен магнит. Снутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт), управляемый этим магнитом. Понизился уровень – контакты врубились, цепь замкнулась – вспыхнул знак «градусник».
Рис. 2. Схема датчика уровня тормозной воды: 1 – поплавок; 2 – контакты. Датчик уровня тормозной воды еще проще: поплавок с плавающим «пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае утраты воды (рис. 2).
К огорчению, простота конструкции не всегда сродни безотказности. К примеру, многие сетуют на капризы датчика уровня масла: то перекосится поплавок, то залипнет… Последнее типично и для «проверенного временем» датчика тормозной воды: он очень опасается пыли.
Износ тормозных колодок держут под контролем тоже просто. Датчик – пластмассовая вставка во фрикционной накладке, в ней – сердечник из мягенького металла (он не должен «драть» диск тормоза), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подан «плюс». Когда износ накладки достигнет максимально допустимого, диск тормоза войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электронной цепи на блоке индикации вспыхнет стилизованное изображение колодок. Означает, пора их пристально оглядеть и принять верное решение. Слабенькое место цепи – провод около датчика, страдающий от грязищи и коррозии.
Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала держит под контролем реле диагностики (либо реле «опроса»). Оно срабатывает зависимо от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта либо перегорела нить), миниатюризируется ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки. Остановитесь и найдите перегоревшую. Система оказалась очень полезной на машинах «десятого» семейства – как будто желая подтвердить необходимость такового контроля, некто сделал для их «гениальную» конструкцию задних габаритов, лампочки которых меркнут по собственному усмотрению. О том, что какая-то отказала, шофер выяснит моментально. Как досадно бы это не звучало, убрать «сопли» еще никому по-настоящему не удавалось, ведь пайка намертво – не в счет!
Незакрытые двери: схемы контроля на различных моделях автомобилей могут иметь отличия, впрямую связанные с устройством электрического оборудования.
Рис. 3. Схема датчика износа тормозной колодки: 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – диск тормоза. Рис. 4. Простая схема контроля закрытых дверей: 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона. Проще всего было изготовлено на «жигулях» и карбюраторных «самарах». Концевые выключатели всех дверей запараллелены, контрольная лампочка встроена в щиток устройств. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхнет контрольная лампа на щитке, а сразу с нею плафон в салоне, если его выключатель находится в соответственном положении (схема на рис. 3).
Несколько труднее вариант, в каком концевые выключатели также соединены, но освещение салона управляется через иммобилайзер (плафон угасает спустя 4–5 секунд после закрытия последней двери или немедля после включения зажигания). Такая система может доставить много морок установщикам сигнализаций – приходится кооперировать ее «идеологию» с освещением салона.
Самый замысловатый вариант – на «десятке». От выключателя каждой двери протянута линия к блоку индикации. Для тех, кто ценит подобные штуки, достоинства явны: на ходу выяснилось, к примеру, что неплотно закрыта правая задняя дверь. Остальное просто: тормознуть, достать… Нет – выйти из машины и захлопнуть дверь. Даже если в машине есть пассажиры, лучше не пробовать захлопнуть дверь на ходу! Приходишь к выводу, что «преимущества» такового контроля не стоят собственных средств. К слову сказать, эта система тоже много усложняет установка сигнализации.
В этой системе блок индикации вместе с иммобилайзером управляет салонным светом. Задержка выключения происходит исключительно в случае, когда открыта, а потом закрыта дверь водителя. Ну и к чему это?!
Вобщем, наш скепсис поделят немногие – отлично понятно, что автомобиль – возлюбленная игрушка чуть ли не каждого, кому он доступен, и здесь не нужно удивляться ни заводским «инновациям», ни доморощенным лампочкам под днищем! Или еще будет
Да что прокол – у многих автомобилей тяжело выяснить на ходу, пылают ли, к примеру, лампочки «габаритов» в фонарях, можно ли энергично тормознуть, когда следом мчится другая машина, закрыта ли дверь, довольно ли «Тосола» в охлаждающей системе либо масла в движке. Как досадно бы это не звучало… Поведать владельцу о собственных дилеммах способна не всякая машина.
Все же подвижки к наилучшему приметны и в наших автомобилях. Так, современные модели ВАЗ уже оборудованы бортовым контролем уровня масла и других жидкостей, исправности ламп наружного освещения и т. д. Речь о моделях «восьмого» семейства с высочайшей приборной панелью, «десятого» семейства, « Chevrolet Нива». «Калина» таковой системы лишена.
Блок индикации на приборном щитке «Самары». Блок индикации ВАЗ-2113–2115. Блок индикации «десятки» сходу после включения зажигания: опрос систем. Само собой, для контроля характеристик необходимы различные датчики. К примеру, для жидкостей – датчики уровня. Для тормозных колодок – датчики износа. Для выявления отказов ламп – реле диагностики. Вся информация сводится в блок индикации. На фото 1 показан этот узел в щитке устройств «Самары» с высочайшей панелью, на фото 2 – отдельный блок индикации, размещенный на центральной консоли «Лады-110», 111, 112. Фото 3 указывает блок индикации, вынесенный на панель « Chevrolet Нива», VAZ 2113–2115. Неудача, постигшая всякую контролируемую систему, мгновенно отображается на дисплее – вспыхнет соответственный знак и раздастся звуковой сигнал в самом блоке – ни с чем же не спутаете.
Сейчас разглядим узлы подробнее.
Датчик уровня охлаждающей воды. Рис. 1. Принципная схема датчика уровня охлаждающей воды: 1 – геркон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус.
Датчики. Уровень масла в картере мотора, воды в бачках омывателей стекол, тормозной воды, охлаждающей воды держут под контролем полностью бесхитростно. Главная деталь датчика – поплавок. Остальное – более просто. К примеру, на фото 4 и рис. 1 показан датчик уровня воды в расширительном бачке. По нижней «направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в каком расположен магнит. Снутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт), управляемый этим магнитом. Понизился уровень – контакты врубились, цепь замкнулась – вспыхнул знак «градусник».
Рис. 2. Схема датчика уровня тормозной воды: 1 – поплавок; 2 – контакты. Датчик уровня тормозной воды еще проще: поплавок с плавающим «пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае утраты воды (рис. 2).
К огорчению, простота конструкции не всегда сродни безотказности. К примеру, многие сетуют на капризы датчика уровня масла: то перекосится поплавок, то залипнет… Последнее типично и для «проверенного временем» датчика тормозной воды: он очень опасается пыли.
Износ тормозных колодок держут под контролем тоже просто. Датчик – пластмассовая вставка во фрикционной накладке, в ней – сердечник из мягенького металла (он не должен «драть» диск тормоза), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подан «плюс». Когда износ накладки достигнет максимально допустимого, диск тормоза войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электронной цепи на блоке индикации вспыхнет стилизованное изображение колодок. Означает, пора их пристально оглядеть и принять верное решение. Слабенькое место цепи – провод около датчика, страдающий от грязищи и коррозии.
Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала держит под контролем реле диагностики (либо реле «опроса»). Оно срабатывает зависимо от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта либо перегорела нить), миниатюризируется ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки. Остановитесь и найдите перегоревшую. Система оказалась очень полезной на машинах «десятого» семейства – как будто желая подтвердить необходимость такового контроля, некто сделал для их «гениальную» конструкцию задних габаритов, лампочки которых меркнут по собственному усмотрению. О том, что какая-то отказала, шофер выяснит моментально. Как досадно бы это не звучало, убрать «сопли» еще никому по-настоящему не удавалось, ведь пайка намертво – не в счет!
Незакрытые двери: схемы контроля на различных моделях автомобилей могут иметь отличия, впрямую связанные с устройством электрического оборудования.
Рис. 3. Схема датчика износа тормозной колодки: 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – диск тормоза. Рис. 4. Простая схема контроля закрытых дверей: 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона. Проще всего было изготовлено на «жигулях» и карбюраторных «самарах». Концевые выключатели всех дверей запараллелены, контрольная лампочка встроена в щиток устройств. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхнет контрольная лампа на щитке, а сразу с нею плафон в салоне, если его выключатель находится в соответственном положении (схема на рис. 3).
Несколько труднее вариант, в каком концевые выключатели также соединены, но освещение салона управляется через иммобилайзер (плафон угасает спустя 4–5 секунд после закрытия последней двери или немедля после включения зажигания). Такая система может доставить много морок установщикам сигнализаций – приходится кооперировать ее «идеологию» с освещением салона.
Самый замысловатый вариант – на «десятке». От выключателя каждой двери протянута линия к блоку индикации. Для тех, кто ценит подобные штуки, достоинства явны: на ходу выяснилось, к примеру, что неплотно закрыта правая задняя дверь. Остальное просто: тормознуть, достать… Нет – выйти из машины и захлопнуть дверь. Даже если в машине есть пассажиры, лучше не пробовать захлопнуть дверь на ходу! Приходишь к выводу, что «преимущества» такового контроля не стоят собственных средств. К слову сказать, эта система тоже много усложняет установка сигнализации.
В этой системе блок индикации вместе с иммобилайзером управляет салонным светом. Задержка выключения происходит исключительно в случае, когда открыта, а потом закрыта дверь водителя. Ну и к чему это?!
Вобщем, наш скепсис поделят немногие – отлично понятно, что автомобиль – возлюбленная игрушка чуть ли не каждого, кому он доступен, и здесь не нужно удивляться ни заводским «инновациям», ни доморощенным лампочкам под днищем! Или еще будет