Сбережение энергии
Сбережение энергии
Но как это могло произойти, если автомобиль по всем признакам исправен – таким и был припаркован? Более того, представьте, что батарея новенькая – ее поменяли пару месяцев вспять… Что делать? Слава богу, сосед по стоянке посодействовал – от его машины «прикурили». После чего наш герой весь денек колесил по делам службы, а вечерком на стоянке снял с батареи клемму. Неделю спустя возвратился к машине, надел клемму... И мотор завелся как ни в чем же не бывало!
Фантастика? Да ничего схожего! Естественно, кто-то из «продвинутых» произнесет, что батарея в тот раз скорей всего села из-за того, что ветреный владелец запамятовал выключить, к примеру, стояночный свет. Как досадно бы это не звучало, не угадали! Все, что питается через замок зажигания, кнопки, кнопки на панели устройств либо консоли, было отключено. Покидая машину, всякий внимательный владелец за этим смотрит. Но вправду ли обесточиваются все цепи? Оказывается, нет. На современном автомобиле это можно гарантировать только отключением батареи. Ну и то сказать… Понятно такое явление, как саморазряд батареи. Здесь и отключение клеммы не поможет. Но наша сегоднящая беседа о других утечках. На автомобиле повсевременно включены контроллер системы впрыска (блок управления), часы, сигнализация. Обычно, впрямую подают питание на магнитолу, модуль подъема стекол дверей. Время от времени к ним добавляются и другие потребители. Иногда – вопреки воле обладателя, не заметившего неисправность.
Принцип измерения тока в цепи хоть какого потребителя. Красноватым пунктиром показано недопустимое включение амперметра. Примерная схема включения этих потребителей тока – на рисунке. У всех – неизменный «плюс» – попытайтесь, к примеру, отключить клемму батареи, если автомобиль под охраной сигнализации! Ну а если клемма была-таки снята, то перед последующей поездкой придется поновой настраивать приемник, часы, а контроллер будет обязан «самообучиться». Ясно, что и пользующийся популярностью лет 20 вспять выключатель «массы» принципно ничего не изменит.
Если есть основания подозревать, что батарея на стоянке разряжается очень стремительно, хотя претензий к ее состоянию нет, то тут полезно держать в голове, что суммарная сила тока утечек, о которых мы тут говорим, должна быть – с неким припасом – не выше 60 мА. Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА и т.д. Просуммировав все эти утраты, можно в конечном итоге получить 25–40 мА. С такими затратами тока аккумулятор состоятельно служит пару лет, не подводя владельца.
Но вот живой пример: на автомобиле нашего коллеги нашли огромную, около 180 мА, утечку тока… Поиск привел к лампочке в багажнике, на которой «плюс» есть всегда, а «минус» управляется концевым выключателем. Он-то и подвел: лампа светила всегда, но она спрятана в багажнике – и владелец об этой проблемы длительно не знал. После подмены концевика ток утечек свалился до 35 мА.
Тот, кто не стеснен в средствах, просто может приобрести ультрамодный аккумулятор, самый что ни на есть фирменный стартер, дорогие свечки и т.п. Но если утечки тока, когда машина не работает, необоснованно значительны, то трудности не принудят себя ожидать. Как и чем измерить эти утечки?
Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке». Обычный ток утечек (контроллер, магнитола...). Пригодится тестер, способный определять ток до 10 А – лучше цифровой. Стоит он приблизительно 300 руб. Нужно ли припоминать, что силу тока определяют, включив тестер либо амперметр в разрыв электронной цепи? Естественно, произнесенное не значит, что «в исследовательских целях» мы режем провод! В хоть какой цепи можно отыскать разъем, клеммы, гайки и т.п., расстыковать ее – и включить измерительный прибор, как показано на рисунке и фотоснимках. Заметим, что на фото 1 тестер указывает неприемлимо огромную утечку – 520 мА (ее сымитировали, включив плафон и лампочку в «бардачке»). На втором фото эти потребители выключены, ток утечки – всего 10 мА (контроллер, магнитола, модуль управления стеклами дверей). Кстати, если нужно проверить «аппетит» сигнализации, то показания тестера рекомендуется считывать не ранее чем через минутку после постановки автомобиля на охрану. Таковы особенности этих систем.
И последнее. Не торопитесь включать тестер (амперметр) куда попало! В отличие от вольтметра, он не адаптирован к таким «шуткам». Пример неправильного включения – на рисунке (цепь, показанная красноватым пунктиром): через амперметр плюс батареи без нагрузки соединили с «массой», а это – куцее замыкание. К счастью, в приборе есть свой предохранитель.
САМОРАЗРЯД
...Заместо хотимого июльского отпуска пришлось лететь в долгосрочную командировку. «Ладно, пусть «десятка», уже не новенькая, отдохнет в ракушке!» – утешил себя инженер А., на всякий случай сняв с аккума плюсовую клемму. Месяц посреди айсбергов пропархал стремительно, но когда наш герой возвратился домой и попробовал завести машину, стало ясно, что старенькый аккумулятор «посажен» до нуля. Вот когда А. вспомнил, что такое саморазряд батареи! Это явление характерно даже полностью исправной. Напомним, что плюсовой и минусовой выводы батареи можно соединить в электронную цепь, не очистив впору ее поверхность от грязищи, пропитанной электролитом. Кроме этого снутри батареи (в главном «благодаря» сторонним включениям в активной массе пластинок и в электролите) идут реакции, опять-таки ведущие к саморазряду. Они ускоряются, если автомобиль «жарится» под летним солнцем, в том числе в железном гараже. Раз в день батарея может терять больше 1-го процента емкости!
Но как это могло произойти, если автомобиль по всем признакам исправен – таким и был припаркован? Более того, представьте, что батарея новенькая – ее поменяли пару месяцев вспять… Что делать? Слава богу, сосед по стоянке посодействовал – от его машины «прикурили». После чего наш герой весь денек колесил по делам службы, а вечерком на стоянке снял с батареи клемму. Неделю спустя возвратился к машине, надел клемму... И мотор завелся как ни в чем же не бывало!
Фантастика? Да ничего схожего! Естественно, кто-то из «продвинутых» произнесет, что батарея в тот раз скорей всего села из-за того, что ветреный владелец запамятовал выключить, к примеру, стояночный свет. Как досадно бы это не звучало, не угадали! Все, что питается через замок зажигания, кнопки, кнопки на панели устройств либо консоли, было отключено. Покидая машину, всякий внимательный владелец за этим смотрит. Но вправду ли обесточиваются все цепи? Оказывается, нет. На современном автомобиле это можно гарантировать только отключением батареи. Ну и то сказать… Понятно такое явление, как саморазряд батареи. Здесь и отключение клеммы не поможет. Но наша сегоднящая беседа о других утечках. На автомобиле повсевременно включены контроллер системы впрыска (блок управления), часы, сигнализация. Обычно, впрямую подают питание на магнитолу, модуль подъема стекол дверей. Время от времени к ним добавляются и другие потребители. Иногда – вопреки воле обладателя, не заметившего неисправность.
Принцип измерения тока в цепи хоть какого потребителя. Красноватым пунктиром показано недопустимое включение амперметра. Примерная схема включения этих потребителей тока – на рисунке. У всех – неизменный «плюс» – попытайтесь, к примеру, отключить клемму батареи, если автомобиль под охраной сигнализации! Ну а если клемма была-таки снята, то перед последующей поездкой придется поновой настраивать приемник, часы, а контроллер будет обязан «самообучиться». Ясно, что и пользующийся популярностью лет 20 вспять выключатель «массы» принципно ничего не изменит.
Если есть основания подозревать, что батарея на стоянке разряжается очень стремительно, хотя претензий к ее состоянию нет, то тут полезно держать в голове, что суммарная сила тока утечек, о которых мы тут говорим, должна быть – с неким припасом – не выше 60 мА. Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА и т.д. Просуммировав все эти утраты, можно в конечном итоге получить 25–40 мА. С такими затратами тока аккумулятор состоятельно служит пару лет, не подводя владельца.
Но вот живой пример: на автомобиле нашего коллеги нашли огромную, около 180 мА, утечку тока… Поиск привел к лампочке в багажнике, на которой «плюс» есть всегда, а «минус» управляется концевым выключателем. Он-то и подвел: лампа светила всегда, но она спрятана в багажнике – и владелец об этой проблемы длительно не знал. После подмены концевика ток утечек свалился до 35 мА.
Тот, кто не стеснен в средствах, просто может приобрести ультрамодный аккумулятор, самый что ни на есть фирменный стартер, дорогие свечки и т.п. Но если утечки тока, когда машина не работает, необоснованно значительны, то трудности не принудят себя ожидать. Как и чем измерить эти утечки?
Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке». Обычный ток утечек (контроллер, магнитола...). Пригодится тестер, способный определять ток до 10 А – лучше цифровой. Стоит он приблизительно 300 руб. Нужно ли припоминать, что силу тока определяют, включив тестер либо амперметр в разрыв электронной цепи? Естественно, произнесенное не значит, что «в исследовательских целях» мы режем провод! В хоть какой цепи можно отыскать разъем, клеммы, гайки и т.п., расстыковать ее – и включить измерительный прибор, как показано на рисунке и фотоснимках. Заметим, что на фото 1 тестер указывает неприемлимо огромную утечку – 520 мА (ее сымитировали, включив плафон и лампочку в «бардачке»). На втором фото эти потребители выключены, ток утечки – всего 10 мА (контроллер, магнитола, модуль управления стеклами дверей). Кстати, если нужно проверить «аппетит» сигнализации, то показания тестера рекомендуется считывать не ранее чем через минутку после постановки автомобиля на охрану. Таковы особенности этих систем.
И последнее. Не торопитесь включать тестер (амперметр) куда попало! В отличие от вольтметра, он не адаптирован к таким «шуткам». Пример неправильного включения – на рисунке (цепь, показанная красноватым пунктиром): через амперметр плюс батареи без нагрузки соединили с «массой», а это – куцее замыкание. К счастью, в приборе есть свой предохранитель.
САМОРАЗРЯД
...Заместо хотимого июльского отпуска пришлось лететь в долгосрочную командировку. «Ладно, пусть «десятка», уже не новенькая, отдохнет в ракушке!» – утешил себя инженер А., на всякий случай сняв с аккума плюсовую клемму. Месяц посреди айсбергов пропархал стремительно, но когда наш герой возвратился домой и попробовал завести машину, стало ясно, что старенькый аккумулятор «посажен» до нуля. Вот когда А. вспомнил, что такое саморазряд батареи! Это явление характерно даже полностью исправной. Напомним, что плюсовой и минусовой выводы батареи можно соединить в электронную цепь, не очистив впору ее поверхность от грязищи, пропитанной электролитом. Кроме этого снутри батареи (в главном «благодаря» сторонним включениям в активной массе пластинок и в электролите) идут реакции, опять-таки ведущие к саморазряду. Они ускоряются, если автомобиль «жарится» под летним солнцем, в том числе в железном гараже. Раз в день батарея может терять больше 1-го процента емкости!