Красноватый террор
Красноватый террор
СТРАСТИ ПО ОКТАНУ
Свечки куплены и доставлены в лабораторию. О том, что такое «октановое число» и как его определяют, мы ведали не раз (ЗР, 2006, № 8). Напомним, что из имеющихся технологий производства бензинов только одна – каталитический риформинг – позволяет сходу получить необходимое октановое число, прямо до 98. Таких бензинов сравнимо малость, при всем этом они очень дороги!
А можно ли из низкооктановых бензинов, сравнимо дешевеньких, получить высокооктановое горючее? Да, естественно – для этого существует так именуемая «химизация» горючего, когда необходимое октановое число достигается добавкой различного рода присадок (подробности – в нашей врезке). Здесь-то и отыскал свою нишу ферроцен – находка для нефтяников: он настолько же дешев (в особенности китайский!), сколь и эффективен. Если следовать разрешенным нормам, то 1-го килограмма этого оранжево-коричневого порошка ценой в десяток условных единиц хватает для производства 50 тонн (!) высокооктанового бензина.
Притча, а не порошок… Но вот неудача: он порождает огромное количество отложений в камере сгорания и выпускной системе. Железо, которое является основой этого металлоорганического соединения, пылать почему-либо не желает – оно осаждается и на клапаны, и на свечки, и на стены выпускной системы, при этом не просто так, а в виде токопроводящих оксидных пленок цвета высококачественной ржавчины. Как с этим биться? Да как в бородатом анекдоте – «летай, сынок, но так низенько-низенько…». С ферроценом нечто схожее – лей, но маленько-маленько. Ранее, во времена в большей степени простых карбюраторных движков разрешали использовать эту бяку в концентрации не больше 37 мг/л горючего. Для «башковитых» впрысковых моторов и этого оказалось много – токопроводящие отложения стали забавно убивать лямбда-зонды и катализаторы. Наши подумали-подумали и решили… не воспрещать ферроцен совершенно, как это изготовлено в большинстве цивилизованных государств, а уменьшить его максимально допустимую концентрацию – до 17 мг/л.
Но уж если хоть что-то разрешено, а на горизонте маячит суперприбыль от реализации копеечного прямогонного бензина под видом супертоплива, то предсказать последствия несложно! Вдалеке от больших городов и контролирующих органов удержаться от соблазна ох как тяжело...
А сейчас – к практике! Что реально происходит со свечками, работающими на отравленном ферроценом бензине?
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР
Свечки зажигания – это маковка айсберга, который может пострадать от ферроцена. Есть еще лямбда-зонды и катализаторы – но ими займемся позже: и без того ферроценовый тест очень длиннющий. И дорогой...
Beru Ultra-X Platin
Фавориты по «ферростойкости» – набор «лишних», как представляется многим, опций (многоэлектродность, платина и т.п.) оказался нужным как раз при работе на плохом горючем. Фавориты экспертизы.
Наше мировоззрение: понравилось.
Brisk DR15TC1
Чешские свечки не разочаровали. Наилучшими они не стали, но трехэлектродная конструкция поровну распределила силы по борьбе с «красной заразой». Третье место – полностью достойный итог.
Наше мировоззрение: понравилось.
Beru Ultra 14R-7DO
Эти свечки всегда были в числе наилучших. Тут же отличие от многоэлектродного фаворита проявилось сходу – налицо существенное падение экономичности и ухудшение экологии.
Наше мировоззрение: не понравилось.
Bosch Platin WR7DP
Фаворит предшествующего «большого» теста подтвердил, что это – приемлимо европейские свечки. И обожают они только не плохое горючее! А вот с ферроценом они резко сдали. Расход горючего подскочил на 7%, а выбросы по СН – аж на 20%.
Наше мировоззрение: не Для испытаний решили взять самые известные свечки с «надежной» родословной, чтобы на корню пресечь дискуссии о том, что пациент помер сам по для себя. Компания подобралась разноликая и достойная. Традиционные одноэлектродные свечки представили французские Beru Ultra 14R-7DO, из «трехэлектродок» взяли Brisk DR15-TC1 Extra, а из современных свеч с «драгоценными» электродами пригласили Bosch Platin WR7DP. И это еще не все. От очень редчайшего, но настолько же действенного класса иридиевых свеч взяли японские Denso Iridium IK20 с поперечником электрода 0,4 мм, а обойтись без Beru Ultra Platin UX79P было просто нереально: этот набор – внимание! – и четырехэлектродный, и платиновый, и самоочищающийся! Для контраста в тест включили плазменно-форкамерные свечки Plazmofor Super ПФА 17 ДРМ украинского производства.
БОДЯГА ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ
Для начала на моторных щитах были сняты базисные свойства движков с каждым из комплектов. Заодно оценили процесс искрообразования у всех свеч. Ничего нового по сопоставлению с тем, что получали ранее, не узрели – и это отлично: стабильность – признак свойства!
После экскурсии в свинарник – по другому и не скажешь А потом началось… Для каждого комплекта свеч на отдельном движке, заблаговременно определенном на заклание, выжгли по 40 л. бензина с запредельным по нашим нормам содержанием ферроцена – 100 мг/л. Бензин сделали – поточнее, набодяжили – сами... Если соответствовать нашим старенькым нормам, то это – две с половиной полных заправки, если новым – то более 5. Вобщем, такую дозу просто можно хватануть и при одной-единственной заправке – если уж совершенно не повезет.
Для чего брали отдельный движок – понятно. Ведь ферроцен дает отложения не только лишь на свечках, и все это оказывает влияние на характеристики мотора. Потому контрольные замеры делали на «чистых» моторах, ставя туда полуживые свечки.
Красноватая Погибель, КАК ОНА ЕСТЬ
Начнем с неплохого известия – все свечки остались живые, а поэтому дискуссии о вероятной остановке в чистом поле даже после таковой экстремальной заправки ушли с повестки денька. Но свечкам стало очень плохо, при этом в разной степени: это видно по повышению расхода горючего и росту токсичности.
Украинский «Плазмофор» до (вверху) и после (понизу) ферроценовых процедур. Привлекательная «газовая конфорка» на очах вырождается в одиночный разрядик. Больше всего пострадали украинские Plazmofor. Чуток лучше ощущали себя германские Bosch Platin. Традиционные Beru Ultra отработали поспокойнее, да и на их воздействие ферроцена более чем приметно. Зато окислы азота снизились и там, и там – на те же 18–20%. Отлично? Напротив – это гласит о нарушениях в искрообразовании, при которых часть горючего летит несгоревшей прямо в трубу! Отсюда и рост расхода горючего, и выход несгоревших углеводородов – а окислы азота падают поэтому, что температуры сгорания уменьшаются.
А вот иридиевые свечки Denso и «многоэлектродки» Brisk оказались существенно более приклнными к ферроцену. Для их понижение расхода горючего составило приблизительно 2–3%, а рост токсичности по СН – 7–9%. Вероятнее всего, Denso выручило то, что узкий центральный электрод поперечником всего 0,4 мм делает напряженность электронного поля, сконцентрированную в очень малом объеме, в итоге разряд «сносит» с электродов все – и органические отложения, и нагары, и оксиды железа. А для Brisk отработали три боковых электрода – искра начинает лупить по более обычному пути, так как есть кандидатура. Вот пропусков вспышек и меньше.
Если следовать таковой логике, то свечки Beru Ultra Platin вообщем должны были не ощутить ферроцена! Там и самоочистка, и платиновый центральный электрод, и четыре боковых электрода! Так оно и вышло – изменение характеристик мотора с этими свечками уложилось в пределы погрешности измерения.
Кстати, по утверждениям неких профессионалов, при загрязнении ферроценом падает сопротивление изолятора и свеча начинает «шить»… Вот этого наш опыт не выявил – как для новых, так и для грязных свеч мегаомметр показал одно и то же сопротивление – бесконечность!
СОВЕТЫ ПЕРЕД Далекой ДОРОГОЙ
Denso Iridium Power
Одноэлектродные «японцы» уверенно заняли 2-ое место благодаря высочайшей интенсивности разряда, порожденной тоненьким центральным электродом. Отметим завышенный ресурс и отличные моторные характеристики.
Наше мировоззрение: понравилось.
Plazmofor Super A17 ДРМ
Очень грустно, но плазма в форкамере сдалась на милость фаворита. Среднее ухудшение экономичности составило практически 8%, а на режимах малых нагрузок – приблизительно 15–18%. То же и с экологией – как досадно бы это не звучало.
Наше мировоззрение: не понравилось.
Тем, кто сходу полез в конец статьи за информацией на тему «Что приобрести?», попробуем дать несколько советов – они могут понадобиться перед далекой и нецивилизованной дорогой. Во-1-х, прихватить с собой канистру с высококачественным и испытанным бензином, заправившись перед выездом «под завязку». Во-2-х, избегать неведомых, в особенности контейнерных заправок на трассе, сколь бы симпатичной ни казалась стоимость. А если ферроценовое насилие над мотором представляется неминуемым, то поставьте или самоочищающиеся «многоэлектродки», или что-то с узким центральным электродом. И – СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОКТАН?
Известны три главных принципа в производстве высокооктановых топлив методом их химизации.
1-ый – внедрение добавок на базе ароматичных углеводородов. Пример – монометиланилин (ММА), имеющий октановое число 280. Один процент добавки такового состава увеличивает октановое число базисного бензина на 1–2 единицы. Основной недочет – увеличение токсичности отработавших газов и уровня органических отложений в камере сгорания.
2-ой – внедрение высокооктановых компонент на базе спиртов либо эфиров. Более распространенное – метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Это кислородсодержащие вещества, и добавка их к базисному горючему увеличивает полноту сгорания, понижает токсичность отработавших газов. Главные недочеты – сравнимо низкое октановое число (110–120), потому требуется большой процент добавки – до 15%, а это значительно понижает общую теплотворную способность товарного горючего. Не считая того, у таких топлив завышенная злость к резинам и пластикам.
3-ий – внедрение металлсодержащих антидетонаторов на базе свинца, железа, никеля, марганца и других металлов. Основное преимущество этих присадок – очень высочайшая «работоспособность»: тетраэтилсвинец имеет эффективность в 600 раз огромную, чем бензол, а ферроцен – в 450–500 раз. Главные недочеты – нехорошая выносимость из камеры сгорания, также резкий рост канцерогенной угрозы отработавших газов.
СТРАСТИ ПО ОКТАНУ
Свечки куплены и доставлены в лабораторию. О том, что такое «октановое число» и как его определяют, мы ведали не раз (ЗР, 2006, № 8). Напомним, что из имеющихся технологий производства бензинов только одна – каталитический риформинг – позволяет сходу получить необходимое октановое число, прямо до 98. Таких бензинов сравнимо малость, при всем этом они очень дороги!
А можно ли из низкооктановых бензинов, сравнимо дешевеньких, получить высокооктановое горючее? Да, естественно – для этого существует так именуемая «химизация» горючего, когда необходимое октановое число достигается добавкой различного рода присадок (подробности – в нашей врезке). Здесь-то и отыскал свою нишу ферроцен – находка для нефтяников: он настолько же дешев (в особенности китайский!), сколь и эффективен. Если следовать разрешенным нормам, то 1-го килограмма этого оранжево-коричневого порошка ценой в десяток условных единиц хватает для производства 50 тонн (!) высокооктанового бензина.
Притча, а не порошок… Но вот неудача: он порождает огромное количество отложений в камере сгорания и выпускной системе. Железо, которое является основой этого металлоорганического соединения, пылать почему-либо не желает – оно осаждается и на клапаны, и на свечки, и на стены выпускной системы, при этом не просто так, а в виде токопроводящих оксидных пленок цвета высококачественной ржавчины. Как с этим биться? Да как в бородатом анекдоте – «летай, сынок, но так низенько-низенько…». С ферроценом нечто схожее – лей, но маленько-маленько. Ранее, во времена в большей степени простых карбюраторных движков разрешали использовать эту бяку в концентрации не больше 37 мг/л горючего. Для «башковитых» впрысковых моторов и этого оказалось много – токопроводящие отложения стали забавно убивать лямбда-зонды и катализаторы. Наши подумали-подумали и решили… не воспрещать ферроцен совершенно, как это изготовлено в большинстве цивилизованных государств, а уменьшить его максимально допустимую концентрацию – до 17 мг/л.
Но уж если хоть что-то разрешено, а на горизонте маячит суперприбыль от реализации копеечного прямогонного бензина под видом супертоплива, то предсказать последствия несложно! Вдалеке от больших городов и контролирующих органов удержаться от соблазна ох как тяжело...
А сейчас – к практике! Что реально происходит со свечками, работающими на отравленном ферроценом бензине?
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР
Свечки зажигания – это маковка айсберга, который может пострадать от ферроцена. Есть еще лямбда-зонды и катализаторы – но ими займемся позже: и без того ферроценовый тест очень длиннющий. И дорогой...
Beru Ultra-X Platin
Фавориты по «ферростойкости» – набор «лишних», как представляется многим, опций (многоэлектродность, платина и т.п.) оказался нужным как раз при работе на плохом горючем. Фавориты экспертизы.
Наше мировоззрение: понравилось.
Brisk DR15TC1
Чешские свечки не разочаровали. Наилучшими они не стали, но трехэлектродная конструкция поровну распределила силы по борьбе с «красной заразой». Третье место – полностью достойный итог.
Наше мировоззрение: понравилось.
Beru Ultra 14R-7DO
Эти свечки всегда были в числе наилучших. Тут же отличие от многоэлектродного фаворита проявилось сходу – налицо существенное падение экономичности и ухудшение экологии.
Наше мировоззрение: не понравилось.
Bosch Platin WR7DP
Фаворит предшествующего «большого» теста подтвердил, что это – приемлимо европейские свечки. И обожают они только не плохое горючее! А вот с ферроценом они резко сдали. Расход горючего подскочил на 7%, а выбросы по СН – аж на 20%.
Наше мировоззрение: не Для испытаний решили взять самые известные свечки с «надежной» родословной, чтобы на корню пресечь дискуссии о том, что пациент помер сам по для себя. Компания подобралась разноликая и достойная. Традиционные одноэлектродные свечки представили французские Beru Ultra 14R-7DO, из «трехэлектродок» взяли Brisk DR15-TC1 Extra, а из современных свеч с «драгоценными» электродами пригласили Bosch Platin WR7DP. И это еще не все. От очень редчайшего, но настолько же действенного класса иридиевых свеч взяли японские Denso Iridium IK20 с поперечником электрода 0,4 мм, а обойтись без Beru Ultra Platin UX79P было просто нереально: этот набор – внимание! – и четырехэлектродный, и платиновый, и самоочищающийся! Для контраста в тест включили плазменно-форкамерные свечки Plazmofor Super ПФА 17 ДРМ украинского производства.
БОДЯГА ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ
Для начала на моторных щитах были сняты базисные свойства движков с каждым из комплектов. Заодно оценили процесс искрообразования у всех свеч. Ничего нового по сопоставлению с тем, что получали ранее, не узрели – и это отлично: стабильность – признак свойства!
После экскурсии в свинарник – по другому и не скажешь А потом началось… Для каждого комплекта свеч на отдельном движке, заблаговременно определенном на заклание, выжгли по 40 л. бензина с запредельным по нашим нормам содержанием ферроцена – 100 мг/л. Бензин сделали – поточнее, набодяжили – сами... Если соответствовать нашим старенькым нормам, то это – две с половиной полных заправки, если новым – то более 5. Вобщем, такую дозу просто можно хватануть и при одной-единственной заправке – если уж совершенно не повезет.
Для чего брали отдельный движок – понятно. Ведь ферроцен дает отложения не только лишь на свечках, и все это оказывает влияние на характеристики мотора. Потому контрольные замеры делали на «чистых» моторах, ставя туда полуживые свечки.
Красноватая Погибель, КАК ОНА ЕСТЬ
Начнем с неплохого известия – все свечки остались живые, а поэтому дискуссии о вероятной остановке в чистом поле даже после таковой экстремальной заправки ушли с повестки денька. Но свечкам стало очень плохо, при этом в разной степени: это видно по повышению расхода горючего и росту токсичности.
Украинский «Плазмофор» до (вверху) и после (понизу) ферроценовых процедур. Привлекательная «газовая конфорка» на очах вырождается в одиночный разрядик. Больше всего пострадали украинские Plazmofor. Чуток лучше ощущали себя германские Bosch Platin. Традиционные Beru Ultra отработали поспокойнее, да и на их воздействие ферроцена более чем приметно. Зато окислы азота снизились и там, и там – на те же 18–20%. Отлично? Напротив – это гласит о нарушениях в искрообразовании, при которых часть горючего летит несгоревшей прямо в трубу! Отсюда и рост расхода горючего, и выход несгоревших углеводородов – а окислы азота падают поэтому, что температуры сгорания уменьшаются.
А вот иридиевые свечки Denso и «многоэлектродки» Brisk оказались существенно более приклнными к ферроцену. Для их понижение расхода горючего составило приблизительно 2–3%, а рост токсичности по СН – 7–9%. Вероятнее всего, Denso выручило то, что узкий центральный электрод поперечником всего 0,4 мм делает напряженность электронного поля, сконцентрированную в очень малом объеме, в итоге разряд «сносит» с электродов все – и органические отложения, и нагары, и оксиды железа. А для Brisk отработали три боковых электрода – искра начинает лупить по более обычному пути, так как есть кандидатура. Вот пропусков вспышек и меньше.
Если следовать таковой логике, то свечки Beru Ultra Platin вообщем должны были не ощутить ферроцена! Там и самоочистка, и платиновый центральный электрод, и четыре боковых электрода! Так оно и вышло – изменение характеристик мотора с этими свечками уложилось в пределы погрешности измерения.
Кстати, по утверждениям неких профессионалов, при загрязнении ферроценом падает сопротивление изолятора и свеча начинает «шить»… Вот этого наш опыт не выявил – как для новых, так и для грязных свеч мегаомметр показал одно и то же сопротивление – бесконечность!
СОВЕТЫ ПЕРЕД Далекой ДОРОГОЙ
Denso Iridium Power
Одноэлектродные «японцы» уверенно заняли 2-ое место благодаря высочайшей интенсивности разряда, порожденной тоненьким центральным электродом. Отметим завышенный ресурс и отличные моторные характеристики.
Наше мировоззрение: понравилось.
Plazmofor Super A17 ДРМ
Очень грустно, но плазма в форкамере сдалась на милость фаворита. Среднее ухудшение экономичности составило практически 8%, а на режимах малых нагрузок – приблизительно 15–18%. То же и с экологией – как досадно бы это не звучало.
Наше мировоззрение: не понравилось.
Тем, кто сходу полез в конец статьи за информацией на тему «Что приобрести?», попробуем дать несколько советов – они могут понадобиться перед далекой и нецивилизованной дорогой. Во-1-х, прихватить с собой канистру с высококачественным и испытанным бензином, заправившись перед выездом «под завязку». Во-2-х, избегать неведомых, в особенности контейнерных заправок на трассе, сколь бы симпатичной ни казалась стоимость. А если ферроценовое насилие над мотором представляется неминуемым, то поставьте или самоочищающиеся «многоэлектродки», или что-то с узким центральным электродом. И – СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ОКТАН?
Известны три главных принципа в производстве высокооктановых топлив методом их химизации.
1-ый – внедрение добавок на базе ароматичных углеводородов. Пример – монометиланилин (ММА), имеющий октановое число 280. Один процент добавки такового состава увеличивает октановое число базисного бензина на 1–2 единицы. Основной недочет – увеличение токсичности отработавших газов и уровня органических отложений в камере сгорания.
2-ой – внедрение высокооктановых компонент на базе спиртов либо эфиров. Более распространенное – метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Это кислородсодержащие вещества, и добавка их к базисному горючему увеличивает полноту сгорания, понижает токсичность отработавших газов. Главные недочеты – сравнимо низкое октановое число (110–120), потому требуется большой процент добавки – до 15%, а это значительно понижает общую теплотворную способность товарного горючего. Не считая того, у таких топлив завышенная злость к резинам и пластикам.
3-ий – внедрение металлсодержащих антидетонаторов на базе свинца, железа, никеля, марганца и других металлов. Основное преимущество этих присадок – очень высочайшая «работоспособность»: тетраэтилсвинец имеет эффективность в 600 раз огромную, чем бензол, а ферроцен – в 450–500 раз. Главные недочеты – нехорошая выносимость из камеры сгорания, также резкий рост канцерогенной угрозы отработавших газов.