Обороты под контролем
Обороты под контролем
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2103, 2106, 2107: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания;
3 – распределитель зажигания.
Казалось бы, для чего нам тахометр? Чтоб расслабленно путешествовать по родным просторам, полностью хватит спидометра. Если еще временами посматривать на дорожные знаки, то спидометр поможет сберечь «кровные» при встречах с блюстителями порядка. Тахометр же информирует о кое-чем практически абстрактном: сколько раз коленвал успевает обернуться в минуту. Для чего и кому нужна такая информация?
Сначала водителю автомобиля с форсированным мотором. Он просит жесткого контроля оборотов – здесь вся мощь упрятана в узенький спектр скоростей движения на каждой передаче, и тахометр помогает найти момент перехода на последующую передачу – без провалов либо перекруток.
Есть и эстетическая сторона дела. Различное, как могут, декорируют автомобиль, а видный циферблат на панели устройств – это стильно. Далековато не все думают, что прячется за показаниями прибора. Не поэтому ли выносные тахометры, которых много в магазинах, иногда отличаются завидным – до 25–30% – пренебрежением к точности показаний!.. С такими связываться не рекомендуем – благо есть добросовестные приборы, о которых мы и побеседуем.
По соотношению цена-качество наилучшие тахометры – штатные. Их работа базирована на различных принципах.
Механический привод – гибким валом (тросиком), таким же, как в приводе простого спидометра, тут рассматривать не будем. Он издавна устарел. Современные тахометры совсем другие – как по конструкции, так и по методу подсчета оборотов. Один из часто встречающихся – счет импульсов зажигания. Таковой прибор устанавливается на карбюраторные авто. Он конвертирует частоту сигнала в пропорциональное ей напряжение, движущее стрелку.
На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют две вспышки в цилиндрах, по другому говоря, два импульса в цепи зажигания. Естественно, созданный для «четверки» тахометр нельзя наобум поставить на движок с другим количеством цилиндров – лгать будет безбожно! На шкале зарубежного тахометра обычно ставят цифру, указывающую число цилиндров. Российские рассчитаны на четыре. Возжелаете поставить на «Оку» – показания будут в два раза ниже фактических.
Выпрямительный мост генератора «Волги» с выходом на тахометр (1) и маркировка (2) тахометра. На дизельных автомобилях частота вращения коленвала оценивается по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора. Естественно, в дело вмешивается привод – соотношение поперечников шкивов, от которого зависит скорость вращения ротора генератора. Поменять шкивы нельзя, но в тахометрах используют типичный триммер – подстроечный потенциометр. Он позволяет регулировать величину напряжения, в которое преобразована частота сигнала. Это дает возможность кропотливо откорректировать показания тахометра.
Значимый плюс «генераторного» тахометра – в его универсальности. Прибор можно ставить и на двигатель внутреннего сгорания с хоть каким числом цилиндров… либо вообщем без их – хоть на газотурбинный, только бы на машине был трехфазный генератор переменного тока.
Тахометр VAZ 2110 – с 4-мя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в данном случае считывает количество импульсов оборотов конкретно с контроллера. Последний же получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Форма импульсов от контроллера не та, что от катушки зажигания, конвертирует их тахометр по другому – для этого и пригодился собственный вывод.
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2110 с системой впрыска горючего: 1 – тахометр; 2 – маршрутный компьютер;
3 – контроллер ЭСУД; 4 – датчик положения коленчатого вала;
5 – модуль зажигания.
Тахометры, считывающие импульсы катушки зажигания, устанавливались на многие карбюраторные авто – от VAZ 2103 до первых (карбюраторных) «десяток». Обычно у таких устройств три вывода: один от катушки зажигания, другой – «плюс» от замка зажигания, 3-ий – «минус» (на «массу»). Кстати, если тахометр, к примеру, VAZ 2106 стал очень лгать, это признак проблем в системе зажигания. Вот вам ненамеренная полезность от прибора: сходу ясно, что лезть в карбюратор не нужно. Но о каких проблемах речь? Понятно, что свечки, их провода, распределитель высочайшего напряжения, провод от него к катушке зажигания – ни при чем! Проблемы – или в самой катушке, или в низковольтной цепи до нее (прерыватель, конденсатор и т. д.).
Схема включения тахометра на современной «Волге»: 1 – тахометр; 2 – контрольная лампа генератора; 3 – генератор; ф – фазовый вывод (на тахометр). «Генераторный» тахометр применяется на дизелях, также на новых «волгах» и УАЗах. Обрыв ремня либо отказ регулятора напряжения (другими словами отказ фактически генератора) на этих автомобилях отключает и тахометр. Желающие могут оснастить им, к примеру, «классические» «Жигули» – необходимо только подвести к нему дополнительным проводом синусоидальный сигнал с одной из фаз генератора и откорректировать показания. Отметим важную деталь: «волговские» тахометры в карбюраторном и впрысковом варианте снаружи очень идентичны, но путать их нельзя. При покупке прибора сперва проверьте его маркировку на шкале слева.
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2103, 2106, 2107: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания;
3 – распределитель зажигания.
Казалось бы, для чего нам тахометр? Чтоб расслабленно путешествовать по родным просторам, полностью хватит спидометра. Если еще временами посматривать на дорожные знаки, то спидометр поможет сберечь «кровные» при встречах с блюстителями порядка. Тахометр же информирует о кое-чем практически абстрактном: сколько раз коленвал успевает обернуться в минуту. Для чего и кому нужна такая информация?
Сначала водителю автомобиля с форсированным мотором. Он просит жесткого контроля оборотов – здесь вся мощь упрятана в узенький спектр скоростей движения на каждой передаче, и тахометр помогает найти момент перехода на последующую передачу – без провалов либо перекруток.
Есть и эстетическая сторона дела. Различное, как могут, декорируют автомобиль, а видный циферблат на панели устройств – это стильно. Далековато не все думают, что прячется за показаниями прибора. Не поэтому ли выносные тахометры, которых много в магазинах, иногда отличаются завидным – до 25–30% – пренебрежением к точности показаний!.. С такими связываться не рекомендуем – благо есть добросовестные приборы, о которых мы и побеседуем.
По соотношению цена-качество наилучшие тахометры – штатные. Их работа базирована на различных принципах.
Механический привод – гибким валом (тросиком), таким же, как в приводе простого спидометра, тут рассматривать не будем. Он издавна устарел. Современные тахометры совсем другие – как по конструкции, так и по методу подсчета оборотов. Один из часто встречающихся – счет импульсов зажигания. Таковой прибор устанавливается на карбюраторные авто. Он конвертирует частоту сигнала в пропорциональное ей напряжение, движущее стрелку.
На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют две вспышки в цилиндрах, по другому говоря, два импульса в цепи зажигания. Естественно, созданный для «четверки» тахометр нельзя наобум поставить на движок с другим количеством цилиндров – лгать будет безбожно! На шкале зарубежного тахометра обычно ставят цифру, указывающую число цилиндров. Российские рассчитаны на четыре. Возжелаете поставить на «Оку» – показания будут в два раза ниже фактических.
Выпрямительный мост генератора «Волги» с выходом на тахометр (1) и маркировка (2) тахометра. На дизельных автомобилях частота вращения коленвала оценивается по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора. Естественно, в дело вмешивается привод – соотношение поперечников шкивов, от которого зависит скорость вращения ротора генератора. Поменять шкивы нельзя, но в тахометрах используют типичный триммер – подстроечный потенциометр. Он позволяет регулировать величину напряжения, в которое преобразована частота сигнала. Это дает возможность кропотливо откорректировать показания тахометра.
Значимый плюс «генераторного» тахометра – в его универсальности. Прибор можно ставить и на двигатель внутреннего сгорания с хоть каким числом цилиндров… либо вообщем без их – хоть на газотурбинный, только бы на машине был трехфазный генератор переменного тока.
Тахометр VAZ 2110 – с 4-мя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в данном случае считывает количество импульсов оборотов конкретно с контроллера. Последний же получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Форма импульсов от контроллера не та, что от катушки зажигания, конвертирует их тахометр по другому – для этого и пригодился собственный вывод.
Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2110 с системой впрыска горючего: 1 – тахометр; 2 – маршрутный компьютер;
3 – контроллер ЭСУД; 4 – датчик положения коленчатого вала;
5 – модуль зажигания.
Тахометры, считывающие импульсы катушки зажигания, устанавливались на многие карбюраторные авто – от VAZ 2103 до первых (карбюраторных) «десяток». Обычно у таких устройств три вывода: один от катушки зажигания, другой – «плюс» от замка зажигания, 3-ий – «минус» (на «массу»). Кстати, если тахометр, к примеру, VAZ 2106 стал очень лгать, это признак проблем в системе зажигания. Вот вам ненамеренная полезность от прибора: сходу ясно, что лезть в карбюратор не нужно. Но о каких проблемах речь? Понятно, что свечки, их провода, распределитель высочайшего напряжения, провод от него к катушке зажигания – ни при чем! Проблемы – или в самой катушке, или в низковольтной цепи до нее (прерыватель, конденсатор и т. д.).
Схема включения тахометра на современной «Волге»: 1 – тахометр; 2 – контрольная лампа генератора; 3 – генератор; ф – фазовый вывод (на тахометр). «Генераторный» тахометр применяется на дизелях, также на новых «волгах» и УАЗах. Обрыв ремня либо отказ регулятора напряжения (другими словами отказ фактически генератора) на этих автомобилях отключает и тахометр. Желающие могут оснастить им, к примеру, «классические» «Жигули» – необходимо только подвести к нему дополнительным проводом синусоидальный сигнал с одной из фаз генератора и откорректировать показания. Отметим важную деталь: «волговские» тахометры в карбюраторном и впрысковом варианте снаружи очень идентичны, но путать их нельзя. При покупке прибора сперва проверьте его маркировку на шкале слева.