Азбука Морзе
Азбука Морзе
Фактически электрическая часть импульсного реле «Волги» – на микросхеме 1, рядом – силовые исполнительные реле 2. Управляется реле нефиксируемой кнопкой: надавил раз – свет переключился с близкого на далекий, 2-ой раз – с далекого на ближний. На корпусе ре В автомобиле много потребителей электричества. Преобладают массивные, на жаргоне профессионалов – «сильноточные». Когда требуется включать-выключать прибор, пожирающий ток выше 3–5 А, от простых схем «коммутации напрямую» автоконцерны отрешаются. Во-1-х, в данном случае пришлось бы по всей машине прокладывать толстые, дорогие провода, во-2-х, выше пожароопасность,
в-3-х, большая нагрузка на тумблеры (кнопки, кнопки и т.п.) резко уменьшает срок их службы: контакты очень греются, обгорают, пластмассовые Ремонт и эксплуатация скоробливаются или вообщем плавятся. Вот почему все суровые потребители электроэнергии в современном автомобиле врубаются при помощи разных реле, а управляющий ими сигнал – «слаботочный» – поступает с кнопок и кнопок. Но сами эти кнопки – тема суровая! Даже неспециалист знает, что тумблеры бывают надежные и не очень, послушливые и супротивные. На российских авто ставили и такие, которые ломались под действием рабочих усилий. Какие уж здесь шуточки!
На современных «волгах» используются импульсные реле, восстанавливающие начальное состояние при выключении зажигания. Тут 1 – устройство, управляющее головным светом фар, 2 – задним противотуманным светом. Импульсное реле задних противотуманных фонарей н Обычно, такие тумблеры – это механические устройства с обилием деталей. И тут каждый разработчик сталкивается с неувязкой: как достигнуть наибольшей работоспособности тумблера, прочности и надежности механики, долговечности контактов и т. д., вписавшись в малые габариты и не применяя очень дорогих материалов. На многих импортных машинах, к примеру германских, встретишь удивительные тумблеры (вот она – «школа»!). Иногда размеры устройства, куда необходимо «вписать» тумблер, так малы, что от механики с фиксированными положениями «вкл–выкл» конструктор обязан отрешаться – система должна управляться нажатием одной кнопки. Об этом мы дискутировали в ЗР, 2006, № 12: рассматривая модульный тумблер «Калины», упомянули так именуемые импульсные реле. Сейчас разглядим их малость подробней.
Рис. 1. «Адреса» контактов реле головного света «Волги»: 1 – включение головного света (от центрального выключателя света) «+»; 2 – включение далекого света «+»; 3 – переключение с близкого на далекий либо мерцание далеким «–»; 4 – начальное положение, ближн Естественно, сама мысль не нова. Первыми были механические тумблеры, более-менее отвечавшие требованию «нажал-отпустил». Вспомним «Волгу» GAZ 24-10 и ее ножной тумблер света фар со типичным «механическим триггером».
Тумблер света GAZ 24-10 работал бесхитростно, но все наслаждение портила одна деталь: если на какое-то время свет был выключен, то при повторном включении не каждый мог сходу сообразить, ближний у него либо далекий. Неловко!
Навязывается вывод: нужно такое устройство, которое после отключения без помощи других вернется в начальное состояние. К примеру, в положение близкого света, если речь о фарах, либо к выключенному состоянию задних противотуманных фонарей, подогрева заднего стекла и т.п. Это импульсное реле.
Рис. 2. «Адреса» контактов реле противотуманных фонарей: 1 – нормально разомкнутый с контактом 4; 2 – служебный «+» (можно не использовать); без обозначения «–»; 4 – нормально разомкнутый с контактом 1; 5 – нормально разомкнутая кнопка на «–»; 6 – питание Интересно отметить, что импульсные реле задних противотуманных фонарей «Волги» и вазовских машин, если веровать их каталожным номерам, типо кое-чем различаются. Сколько мы ни находили, различия ни в цоколевке, ни в разъемах не отыскали. Разве что вариант для «Волги» дороже, хотя комплектующие одни и те же. На наш взор, эти реле взаимозаменяемы. Приблизительные цены реле: головного света «Волги» – около 160 руб., противотуманных фонарей «Волги» – около 150 руб., реле для машин ВАЗ – 100–130 руб.
На автомобилях ВАЗ импульсные реле сегодня тоже в почете, а о сонмище импортных машин и гласить лишне. На неких «десятках» задний противотуманный свет включается-выключается нажатием на нефиксируемую кнопку (отчетливый знак наличия импульсного реле). Это Российские импульсные реле, по нашему опыту, надежны и очень функциональны.
ДЛЯ СПРАВКИ
По-английски trigger – спусковое устройство, спусковая схема. Содержит два активных элемента (в электротехнике это, обычно, транзисторы). Может находиться в одном из 2-ух устойчивых состояний, каждое из которых врубается под действием сигнала снаружи, поступающего на входы устройства.