Скоростемер
Скоростемер
Спидометр не только лишь декорирует приборную панель, но сохраняет нервишки, Энциклопедия грузовых автомобилей, а время от времени и жизнь. Не по мельканию же кустов за обочиной определять скорость! Глаз даже опытнейшего водителя в длительной поездке «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом.
Скорость, о которой мы говорим, «мгновенная». Это она принципиальна при критическом торможении либо энергичном маневре. Но спидометр включает и одометр с точностью измерения до километра, время от времени – до 100 метров. Желаете точней – обзаводитесь навигационной системой вроде GPS.
Более ординарны механические спидометры. Приводятся от коробки «гибким валом» – особенным тросиком, отлично передающим вращение. Потому что однообразные спидометры бывают на различных авто, в их приводе используют простой редуктор, передаточное число которого подобрано к автомобилю. На заднеприводном спидометр обычно держит под контролем вращение вторичного вала КП.. Означает, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и своей погрешности прибора. Пример: на «жигулях» подмена пары 4,44 на 3,9 изменит показания на 14%. В этих случаях неотклонима подмена и редуктора спидометра. Но зубчатки редуктора не резиновые – потому безупречного соответствия спидометра размеру шин не бывает, а они ведь еще изнашиваются… Суммарная ошибка показаний до 10% и даже больше – дело обыденное. Нередко этим объясняются рекорды дворовых гонщиков.
Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением мотора обычно «обслуживают» привод левого колеса после главной пары. Означает, к погрешности спидометра и воздействию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах на лево «приборная скорость» чуток меньше, чем в центре машины, а на право – чуток больше.
Как сказываются шины нештатного размера? Подмена шины 175/70R13 на шину 165/70R13 либо напротив меняет показания спидометра на 2,5%. Малость? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра и его редуктора, как скажется износ шин, давление в их. Низкое давление уменьшает радиус качения. Деформация «хитрая», а плата за нее – и рост расхода горючего, и падение наибольшей скорости, хотя при всем этом сами показания спидометра… завышены!
Механический спидометр устроен просто: поверх магнитного диска 1, приводимого тросом, размещен с маленьким зазором крутящийся на оси дюралевый колпак (картушка) 2 со стрелкой и возвратимой пружиной 3 (см. рис.). Когда диск крутится, его магнитные силовые полосы возбуждают в картушке токи, создающие свое магнитное поле. При содействии 2-ух полей картушка увлекается за диском, но пружина ограничивает ее поворот углом, зависящим от скорости вращения диска. Циферблат отградуирован в согласовании с тарировкой прибора, зависящей от жесткости возвратимой пружины. Хоть какое изменение ее жесткости неприемлимо – показания спидометра окажутся искажены.
Одометр – набор барабанчиков с цифрами (еще их именуют «декадами»). Каждый связан с примыкающим зубчатой передачей с отношением 1:10. С началом движения последний – километровый отсчитывает единицы км, когда он сделает один оборот, примыкающий 10-километровый покажет в собственном окошке единицу. Через 100 км 1-ый оборот окончит 10-километровый барабанчик. И т.д.. Российские одометры ведут счет до 99 999 км, потом обнуляются. Сегодня многие одометры шестизначные. Отдельные модели содержат в себе комфортную опцию – счетчик недлинного (обычно не больше 1000 км) пробега с точностью до сотки метров. Шофер может его обнулить нажатием кнопки.
К огорчению, работоспособность механического спидометра очень находится в зависимости от износа его собственных деталей, также привода. Принципиально проложить гибкий вал без резких перегибов (по другому трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит) – не на каждом автомобиле это удается. Тросовый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. В конце концов, от троса отказались – спидометр стал электрическим, он работает по сигналу датчика скорости. Показанный датчик совмещен с редуктором, который, кстати, можно установить и на старенькую машину с тросовым приводом: отвинти колпачок с накаткой – и прикручивай трос. У нас электрические спидометры в первый раз появились на ГАЗ-3110, ВАЗ-2110, ими комплектовали последние варианты «ИЖ-Ода».
По внешнему облику 1-ые электрические спидометры тяжело отличить от механических. Стрелка на собственном месте, барабанчики с цифрами тоже. Но с этого момента стрелка – деталь электрического измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорционален числу импульсов в единицу времени – подробности технологии пересчета оставим спецам. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю.
Эти приборы несколько точней механических, но все таки погрешность 5–7% у их случается, ведь они избавились только от слабеньких мест самой механики (люфтов, капризов троса, картушки, возвратимой пружинки т.п.).
Стопроцентно электрические приборы совершенней. Да и тут обычные стрелки на собственных местах: оказывается, большая часть людей понимают их «язык» лучше, чем любые числа на экране. Таковой приборный щиток можно повстречать на «самарах» ВАЗ-2113…2115 и части машин «десятого» семейства. С оборотной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Мониторы (одометра и температуры воздуха) жидкокристаллические.
При всех способностях электроники база измерений, другими словами контроль вращения ведущего колеса с шиной, остается. Означает, связанные с этим ошибки измерений неминуемы, а разработчики «продвинутых» спидометров, похоже, не интересуются возможностью их узкой подстройки. Почему – вопрос открытый. Навряд ли это неразрешимая неувязка – предусмотрена же эта функция у маршрутных компов! На фото какой-то из них. В числе задач МК – учет расхода горючего. Здесь не обойтись без измерений пройденного расстояния. Как учитывать ошибки измерения? Компьютер позволяет вводить поправку. Порядок действий описан в аннотации к нему. «Базой» является путь, измеренный по километровым столбам – они вкопаны с точностью, какая многим спидометрам и не снилась. В наше время положение реперных точек просто проверить современными навигационными средствами. Строители-дорожники с ними тоже знакомы.
Кстати, в Европе не уникальность придорожные табло, где высвечивается ваша скорость с высочайшей точностью. Если показания спидометра и компьютера серьезно разойдутся, не удивляйтесь, ведь спидометр – прибор очень «приблизительный»!
Спидометр не только лишь декорирует приборную панель, но сохраняет нервишки, Энциклопедия грузовых автомобилей, а время от времени и жизнь. Не по мельканию же кустов за обочиной определять скорость! Глаз даже опытнейшего водителя в длительной поездке «замыливается» – и немалые 100 км/ч кажутся черепашьим шагом.
Скорость, о которой мы говорим, «мгновенная». Это она принципиальна при критическом торможении либо энергичном маневре. Но спидометр включает и одометр с точностью измерения до километра, время от времени – до 100 метров. Желаете точней – обзаводитесь навигационной системой вроде GPS.
Более ординарны механические спидометры. Приводятся от коробки «гибким валом» – особенным тросиком, отлично передающим вращение. Потому что однообразные спидометры бывают на различных авто, в их приводе используют простой редуктор, передаточное число которого подобрано к автомобилю. На заднеприводном спидометр обычно держит под контролем вращение вторичного вала КП.. Означает, показания зависят от размера шин, передаточного числа редуктора заднего моста и своей погрешности прибора. Пример: на «жигулях» подмена пары 4,44 на 3,9 изменит показания на 14%. В этих случаях неотклонима подмена и редуктора спидометра. Но зубчатки редуктора не резиновые – потому безупречного соответствия спидометра размеру шин не бывает, а они ведь еще изнашиваются… Суммарная ошибка показаний до 10% и даже больше – дело обыденное. Нередко этим объясняются рекорды дворовых гонщиков.
Спидометры переднеприводных автомобилей с поперечным расположением мотора обычно «обслуживают» привод левого колеса после главной пары. Означает, к погрешности спидометра и воздействию размера шины прибавляется эффект от закругления дороги: на поворотах на лево «приборная скорость» чуток меньше, чем в центре машины, а на право – чуток больше.
Как сказываются шины нештатного размера? Подмена шины 175/70R13 на шину 165/70R13 либо напротив меняет показания спидометра на 2,5%. Малость? Но вопрос еще в том, как эта ошибка сложится с погрешностью самого спидометра и его редуктора, как скажется износ шин, давление в их. Низкое давление уменьшает радиус качения. Деформация «хитрая», а плата за нее – и рост расхода горючего, и падение наибольшей скорости, хотя при всем этом сами показания спидометра… завышены!
Механический спидометр устроен просто: поверх магнитного диска 1, приводимого тросом, размещен с маленьким зазором крутящийся на оси дюралевый колпак (картушка) 2 со стрелкой и возвратимой пружиной 3 (см. рис.). Когда диск крутится, его магнитные силовые полосы возбуждают в картушке токи, создающие свое магнитное поле. При содействии 2-ух полей картушка увлекается за диском, но пружина ограничивает ее поворот углом, зависящим от скорости вращения диска. Циферблат отградуирован в согласовании с тарировкой прибора, зависящей от жесткости возвратимой пружины. Хоть какое изменение ее жесткости неприемлимо – показания спидометра окажутся искажены.
Одометр – набор барабанчиков с цифрами (еще их именуют «декадами»). Каждый связан с примыкающим зубчатой передачей с отношением 1:10. С началом движения последний – километровый отсчитывает единицы км, когда он сделает один оборот, примыкающий 10-километровый покажет в собственном окошке единицу. Через 100 км 1-ый оборот окончит 10-километровый барабанчик. И т.д.. Российские одометры ведут счет до 99 999 км, потом обнуляются. Сегодня многие одометры шестизначные. Отдельные модели содержат в себе комфортную опцию – счетчик недлинного (обычно не больше 1000 км) пробега с точностью до сотки метров. Шофер может его обнулить нажатием кнопки.
К огорчению, работоспособность механического спидометра очень находится в зависимости от износа его собственных деталей, также привода. Принципиально проложить гибкий вал без резких перегибов (по другому трос изнашивается, стрелка колеблется, механизм шумит) – не на каждом автомобиле это удается. Тросовый привод затрудняет сборку и разборку приборного щитка. В конце концов, от троса отказались – спидометр стал электрическим, он работает по сигналу датчика скорости. Показанный датчик совмещен с редуктором, который, кстати, можно установить и на старенькую машину с тросовым приводом: отвинти колпачок с накаткой – и прикручивай трос. У нас электрические спидометры в первый раз появились на ГАЗ-3110, ВАЗ-2110, ими комплектовали последние варианты «ИЖ-Ода».
По внешнему облику 1-ые электрические спидометры тяжело отличить от механических. Стрелка на собственном месте, барабанчики с цифрами тоже. Но с этого момента стрелка – деталь электрического измерителя числа импульсов от датчика скорости. Угол ее поворота пропорционален числу импульсов в единицу времени – подробности технологии пересчета оставим спецам. Одометр похож на механический, но «декады» подчиняются управляемому электроникой микроэлектродвигателю.
Эти приборы несколько точней механических, но все таки погрешность 5–7% у их случается, ведь они избавились только от слабеньких мест самой механики (люфтов, капризов троса, картушки, возвратимой пружинки т.п.).
Стопроцентно электрические приборы совершенней. Да и тут обычные стрелки на собственных местах: оказывается, большая часть людей понимают их «язык» лучше, чем любые числа на экране. Таковой приборный щиток можно повстречать на «самарах» ВАЗ-2113…2115 и части машин «десятого» семейства. С оборотной стороны этот комплекс – произведение искусства. Всеми стрелками командует электроника через исполнительные электродвигатели. Мониторы (одометра и температуры воздуха) жидкокристаллические.
При всех способностях электроники база измерений, другими словами контроль вращения ведущего колеса с шиной, остается. Означает, связанные с этим ошибки измерений неминуемы, а разработчики «продвинутых» спидометров, похоже, не интересуются возможностью их узкой подстройки. Почему – вопрос открытый. Навряд ли это неразрешимая неувязка – предусмотрена же эта функция у маршрутных компов! На фото какой-то из них. В числе задач МК – учет расхода горючего. Здесь не обойтись без измерений пройденного расстояния. Как учитывать ошибки измерения? Компьютер позволяет вводить поправку. Порядок действий описан в аннотации к нему. «Базой» является путь, измеренный по километровым столбам – они вкопаны с точностью, какая многим спидометрам и не снилась. В наше время положение реперных точек просто проверить современными навигационными средствами. Строители-дорожники с ними тоже знакомы.
Кстати, в Европе не уникальность придорожные табло, где высвечивается ваша скорость с высочайшей точностью. Если показания спидометра и компьютера серьезно разойдутся, не удивляйтесь, ведь спидометр – прибор очень «приблизительный»!