Дело вкуса
Дело вкуса
ДИЗАЙН ПРАВИТ МИРОМ
Фабрицио Джуджаро – слева (Ital-design-Giugiaro Group) и Джованни Масинелли (Amtel-Vredestein) представляют совместную разработку, выпущенную к 60-летию компании «Фредештайн», – новейшую высокоскоростную шину Ultrac Sessanta. Откинувшись в кресле авиалайнера А-321 компании «Алиталия», я принялся обдумывать Ремонт и эксплуатация грядущей встречи с Фабрицио Джуджаро, даже не подозревая, что практически окружен «предметами разговора» – тем, что за без малого 40 лет сотворено известным на весь мир дизайнерским ателье. Посреди их и это кресло рядом с иллюминатором, и бутылочка минеральной воды «Санпелегрино», которую откупорил пассажир в примыкающем ряду, и мои возлюбленные никоновские «зеркалки». Вобщем, всего и не перечислить – после посещения музея компании в штаб-квартире компании в Монкальери близ Турина остается чувство, что весь современный мир сделали дизайнеры (и по большей части это правда!). Во всяком случае, «Италдизайн» свое звучное заглавие оправдывает – «дизайном от Джуджаро» щеголяют скоростные поезда и вагоны метро, огнестрельное орудие и бильярдные кии, Подвескаивные тренажеры и проф электроинструмент, кухонная посуда и стиральные машины, телефоны и кассовые аппараты, яхты и, естественно, авто. Даже тендер на проектирование нового орга’на в лозаннском соборе выиграли итальянские дизайнеры. И уж не приходится удивляться пакету макарон на музейной полке – это тоже дизайнерская разработка. При этом очень многофункциональная: в сечении маленькая макаронина повторяет уплотнитель дверного проема автомобиля, что позволяет задерживать больше соуса. Как говорится, для тех, кто осознает...
СКОЛЬКО СТОИТ СТИЛЬ?
Так смотрелся рисунок грядущего хита продаж Amtel-Vredestein. А это – уже компьютерные модели шин. Картинки смелые, но даже до прототипов они не дойдут – такие шины работать не будут. Вобщем, понимают итальянцы не только лишь в макаронах, да и в автомобилях. Сейчас тяжело реализовать безобразную модель даже в экономном секторе (неизбалованные цивилизацией страны не в счет). Услуги ателье «Джуджаро» заказывают БМВ (в том числе для «Мини»), «Бугатти», «Дэу», «Сузуки», «Фольксваген», «Форд», «Ягуар», не считая «родных» «Феррари», «Мазерати», «Альфа-Ромео», – перечень далековато неполный, в особенности если обратиться к истории.
Последний звучный фуррор Italdesign-Giugiaro Group на авто фронте – «Форд-Мустанг», представленный в США. Журналисту «За рулем» проявили скрытый макет еще до официальной премьеры. Многие задаются вопросом: неуж-то такие гиганты автопромышленности не могут сделать уникальный продукт без сторонней помощи? Причина – в экономике. Дизайн, подобно многим комплектующим либо даже целым системам (безопасности, к примеру), прибыльнее заказывать на стороне. Тем паче что у «Джуджаро» собственный штат инженеров (кроме дизайнерских подразделений компания имеет и чисто инженерные – в Париже и не так давно открывшееся в Китае). По словам Фабрицио Джуджаро, около 80% проекта составляет инженерная подготовка и только 15–20% занимает незапятнанный дизайн. Цена же услуг ателье составляет порядка одной двухтысячной от всей цены разработки автомобиля (на примере последнего «Форда-Мустанг»).
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ Мыслях
Узнаете? «Назад в будущее». Известный «ДеЛорен» DMC-12 – тоже детище Джуджаро (Джорджо, основоположника компании). Автомобиль выполнен с наточенными гранями, в стиле «сложенная бумага» (folded paper), пользующемся популярностью сначала 80-х. Кстати, мэтр приложил руку Но первичен все таки дизайн – образ, мысль. Заказчик задает тон, настроение автомобиля, который стараются передать на бумаге дизайнеры. Потом сотки эскизов проверяются инженерами на жизнеспособность, после этого возникают макеты – в истинную величину, в отличие от макетов масштаба 1:5, настолько возлюбленного большинством других ателье. За ранее можно оценить и доработать аэродинамику и силовую структуру кузова. После всесторонних испытаний макета (включая продувку в аэродинамической трубе) проект сдается заказчику «под ключ» – прямо до советов по технологии производства. В текущее время собственных мощностей компании довольно, чтоб раз в год выпускать полсотни прототипов.
Работа над «Люччиолой» началась в 1992–1993 гг. Малогабаритный и элегантный городской автомобиль предназначался, сначала, молодежи – очень светлый, веселый и совместно с тем многофункциональный. Под капотом размещалась гибридная дизель-электрическая устано Но авто направление не ограничивается фактически автомобилями. Приметных фурроров достигнули дизайнеры и на шинном фронте. Сотрудничество с голландской компанией «Фредештайн», начавшееся в 1997 году, длится – кроме уже обрисованных в журнальчике высокоскоростных шин Wintrac (ЗР, 2004, № 12) и Wintrac 4х4 (ЗР, 2004, № 12), уже вышло новое поколение Sportrac (ЗР, 2006, № 4). Схема сотворения – та же, что и для автомобилей. Сначала в ход идут карандаши, позже компы. Большая часть рисунков протектора (даже очень симпатичных снаружи) свирепо бракуется уже на стадии компьютерного моделирования. Но иногда безумные идеи оказываются полностью жизнестойкими – так появляются несимметричные ненаправленные картинки вроде нового Sessanta.
С покупкой «Амтелом» компании «Фредештайн» не исключено, что дизайн шин скоро серьезно заинтригует и русского потребителя. Может, прекрасные шины и катиться будут легче?