Азотная дыра
Азотная дыра
Мода, в том числе авто, не подразумевает какого-нибудь логического обоснования ее необходимости. Стильно – и этого довольно! Но «беспочвенность» моды никак не мешает зарабатывать на ней Энциклопедия грузовых автомобилей. А чтоб ручеек монет был полноводней, необходимо верно сформировать спрос.
Беря во внимание, что «мы все обучались понемногу… и как-нибудь…», сделать это нетрудно. Сдается, клиентуры на поле чудес с каждым деньком больше.
Чуть утихли дебаты о полезности магнитных проставок под карбюраторы, озонаторов бензина, тормозной воды в фарах, как пришла новенькая поруха – сегодня передовые автовладельцы надувают шины азотом. Сейчас эту услугу предложат и в респектабельных автосервисах, и в придорожных шиномонтажах. А чтоб не было колебаний в полезности подмены бесплатного воздуха на «фирменный» азот, приведут огромное количество научных аргументов.
«Гарнир» может различаться, но главные постулаты азотной пропаганды неизменны. Присмотримся к ним повнимательнее, а заодно попробуем разобраться в этой «газовой динамике». Но поначалу освежим в памяти предмет разговора. Воздух – смесь газов, в какой приблизительно 78% азота и 21% кислорода. Остальными примесями ввиду малости их содержания можно пренебречь. Соответственно, не бывает молекул воздуха, как нет, например, молекул пива. Технический азот из баллонов – та же смесь газов, только азота в ней 95%.
Так чем все-таки пленяют наши сердца шиномонтажные новаторы?
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
1. Увеличение стабильности давления в шине. Коэффициент термического расширения азота еще меньше, чем у воздуха, потому нагрев шины либо ее остывание практически не оказывают влияние на давление в ней. Вариант: азот – безупречный газ, потому, в отличие от воздуха, вообщем не расширяется.
Вспомним школу, класс, наверняка, десятый. Утверждение о «стабильности», независимости давления газа от температуры в замкнутом объеме противоречит законам Шарля (р/t=const – отношение давления к температуре – величина неизменная) и Гей-Люссака (коэффициент большого расширения всех газов схож). Другими словами разговор о том, что поведение азота при изменении температуры кое-чем отличается от поведения воздуха, – наукообразное вранье, рассчитанное на глухого двоечника. Если уж быть совершенно четким, то разница в коэффициенте большого расширения составляет 0,0001, что в пересчете на изменение давления в шине даст 0,00025 атм. У вас случаем нет настолько четкого манометра? Кстати, все это понятно науке уже более 200 лет. Кто не верует – пусть удостоверится, накачав одно колесо воздухом, а другое азотом: погружая их в кипяточек и в прорубь, насладитесь «стабильным» давлением.
2. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, потому азот медлительнее проникает через микропоры резины и шина теряет давление существенно медлительнее. Вариант: накачанная азотом шина вообщем не сдувается.
И взаправду размер молекулы азота равен 0,364 нм, а кислорода – 0,346 нм (1 нм = 1.10-9 м). Только разницу эту манометром не выловишь. Если шина не дырявая, она держит давление годами, и уж если стравливает его, то быстрее через стык покрышки и обода либо вентиль. А потрескавшаяся от старости сдувается на очах, чем ее ни накачивай. К тому же, если весь кислород просочится через шину, что там остается? Верно – практически незапятнанный азот.
Может, фокус в том, что молекулы азота «конопатят» поры и не выпускают другие наружу? Но ведь в том газе, что предлагают торговцы воздуха, азота всего на 17% больше, чем в бесплатном воздухе.
3. Понижение вероятности взрыва шины. Азот – инертный газ, не поддерживающий горение. Вариант: отсутствие нагрева шины при огромных скоростях, потому что нет кислорода, который является условием горения (!).
Поначалу отделим мух от котлет. Азот, помнится, элемент пятой группы таблицы Менделеева, а инертные газы – в восьмой. Вобщем, это для нас не так принципиально. Шина не взрывается, а лопается: звук, который мы слышим, – скачок давления, вызванный ударной волной при разрыве шины. Оправданием тезиса может служить только то, что при пожаре автомобиля, когда начнут «стрелять» колеса, дыма будет чуток меньше. Вам от этого легче?
Кстати, исправная легковая шина выдерживает около 9 атм. Чтоб ее порвало давлением, колесо придется подогреть далековато за 1000°С. Даже металлической диск, не говоря об дюралевом, к тому времени расплавится.
4. Экономия горючего. Накачанное азотом колесо легче, чем накачанное обыденным воздухом. Как следует, уменьшаются нагрузки на подвеску и существенно понижается расход горючего.
На 1-ый взор – металлический аргумент! Коль азот легче воздуха, то и колесо с азотом даст выигрыш в массе. А сейчас подсчитаем, сколь он велик.
Масса кубометра воздуха, в каком 78% азота – 1,29 кг, незапятнанного азота – 1,25 кг. Возьмем распространенное колесо с шиной 165/70R13 и прикинем массу газа в ней. Объем – около 20 л., лишнее давление – 2 кгс/см2, другими словами в шине – три объема либо 60 л. газа. Означает, азота в колесе будет 0,0750 кг, а воздуха – 0,0774 кг. Незапятнанный выигрыш – 2,4 грамма! Либо в процентах от массы колеса (пусть оно массой 12 кг) – 0,02%. Это ж на каких аптекарских весах поймать разницу? Ну а так как преимущество в массе дутое, то и другие плюсы азота, из массы вытекающие, настолько же «значительны».
5. Предотвращение старения шины и коррозии диска, потому что в азоте отсутствуют влага, масло, пыль – частички, которые понижают долговечность колеса (доказано испытаниями Bridgestone, Michelin, Continental).
Ну, во-1-х, если уж вы так щепетильны, что мешает закачивать в шины незапятнанный воздух, снабдив компрессор фильтром и осушителем? А во-2-х, снаружи на шину действует еще больше разрушительных причин: там, не считая кислорода, есть уф-излучение солнца, противогололедные реагенты, битум и еще бог известие какая мерзость, в обилии встречающаяся на дорогах. Ну и колесо заржавевает в главном снаружи.
Может быть, закачав азот, мы убережем от окисления каркас шины? Верится с трудом. Во-1-х, он накрепко упрятан в толще резины и с воздухом не контактирует, а во-2-х, сами проволочки для наилучшей адгезии покрыты латунью и просто так не заржавевают.
И в конце концов, 6-ой аргумент продавцов воздуха.
6. Увеличение сцепления шин с дорогой. По сопоставлению с воздухом (который обычно подвергается сильному воздействию конфигураций температуры и давления) азот более стабилен.
Просто не знаю, как откомментировать этот слоган. С какой стороны ни взгляни – нет предмета для разговора. Сцепление шин с дорогой определяется качествами резины протектора, конструкцией шины, рассредотачиванием напряжений в пятне контакта, состоянием покрытия, в конце концов. И этим характеристикам индифферентно, что за газ в шине. Хоть самый великодушный!
Другое дело, что другие торговцы специально недокачивают «азотные» шины, чтоб клиент «почувствовал разницу». И добавляют: «Проверять давление не нужно, а воздухом подкачивать нельзя!».
ФИЛОСОФСКИЙ ГАЗ
И все таки – «если звезды зажигают, означает это кому-нибудь нужно»? Естественно! Где еще вы отыщите бизнес с рентабельностью от 500 до 3000%? Если продажу воздуха подкрепить неплохой рекламой и брать хотя бы по 70 рублей за колесо (а за незапятнанный альпийский – все 100!) – наркобароны и банкиры покажутся юродивыми в тряпье. А там, глядишь, подойдет мода на неон, аргон либо ксенон! Инспектировать на для себя законы физики – дело беспроигрышное. Для законов. Великодушные бандюганы Энди Таккер и Джефф Питерс воспользовались этим еще 100 годов назад.