Финское «лето»
Финское «лето»
Мысль улучшить шину с учетом не только лишь сезона, да и климата не нова: о зимних покрышках для «белых» и для «черных» дорог мы уже ведали (ЗР, 2006, № 10), но неискушенному покупателю их не различить. «Нокиан», напротив, специализацию изделий не прячет, тем паче что ставку делает на «своих»: летние покрышки для грозного климата будут продаваться в Финляндии, Швеции, Норвегии, также в Рф, на Украине и в Казахстане. Не мудрствуя коварно, финны окрестили новое семейство «Хакка» (сокращение от «Хаккапелитта»). Невдомек им, что у нас это слово уже издавна в ходу, но только для зимних шин «Нокиан». Сейчас бы не спутать!
Протектор Hakka C Cargo – ненаправленный симметричный. Треугольные опоры (в кружке) наращивают несущую способность, а глубочайшие прорези в боковых шашках делают лучше остывание шины. В центре – фирменный индикатор износа. Северное лето кратко, прохладно и дождливо. Потому аквапланированию и сцепным свойствам на прохладном асфальте финны уделили повышенное внимание. Они говорят, что шины «Хакка» H и V (рассчитанные на 210 и 240 км/ч соответственно) по этим показателям приметно превосходят прошлые модели – NRHi и NRVi.
Строение Hakka V и Hakka C Van почти во всем схоже. У «микроавтобусной» шины также ненаправленный асимметричный набросок протектора и асимметричный же слоеный «пирог» снутри (см. рис.). По дизайну же она фактически повторяет легковую i3. Ее плюсы – чет Не противопоказаны им и разбитые русские дороги. «Нокиан» так уверена в прочности новых покрышек, что заявила о расширенной годичный гарантии на шины Hakka H, Hakka V и Hakka i3 (последняя уже известна российскому покупателю, но формально включена в новейшую линейку), обретенные в 2007 году. Цитирую: «При обнаружении в процессе использования шины хоть какого повреждения компания «Нокиан Шина» обязуется произвести ремонт либо подмену этой шины. Расширенная гарантия распространяется на любые виды изъянов, включая порезы, порывы и вздутие боковины, кроме случаев, когда повреждения носят преднамеренный нрав (акты вандализма со стороны покупателя либо третьих лиц)». Единственное ограничение – остаточная глубина протектора должна быть более 4 мм (навряд ли при обыкновенной эксплуатации за сезон можно сточить больше). Более того, гарантия на покрышку, приобретенную в Рф, действует на местности Финляндии и Швеции. Пустячок, а приятно – ведь много наших сограждан ездит на рыбалку в бывшую российскую провинцию. Но замечу, что в прошедшем году еще до начала продаж «Хакки» финские шинники планировали предоставить аж трехлетнюю гарантию, но впору образумились: очень велик соблазн «нечаянно» пропороть состарившийся набор шин, чтоб безвозмездно поменять его на новый!
Чтоб записать рекомендуемое давление в шине и ее место на автомобиле, довольно пары штрихов перманентным маркером. Вобщем, шины с таким роскошным, проработанным рисунком протектора даже жалко использовать по прямому предназначению. Тем паче что в денек презентации на шершавом асфальте «Невского кольца»* им предстояла нелегкая работа: прохождение сухого участка трассы на очень вероятной скорости, «фигурка» и «лосиный тест» на влажном покрытии. Авто – от «Лексуса-IS250» до «трешки» БМВ и «Хонды-Сивик». К огорчению, настоящего теста на аквапланирование не вышло – торможение и «переставку» делали просто на влажном асфальте. Зато на дуге возвращения оказалась здоровая русская лужа, в какой я и пробовал нащупать грань срыва колес в скольжение. Судя по первым впечатлениям, шина вправду очень отлично отводит воду – большой различия меж лужей и просто влажным асфальтом я не увидел. Тормоза на влажном отличные, а вот с рулем следует обращаться, как обычно, осторожно – на огромных углах поворота появляется затяжное скольжение. Зато на сухом асфальте даже в предельных режимах шины остаются очень прогнозируемыми, без резких срывов. Время от времени создается воспоминание, что автомобиль сам выбирает линию движения в повороте и держится за нее мертвой цепкой, демпфируя подруливание. Для гонок, естественно, это не годится, а вот среднему водителю в почти всех ситуациях таковой податливый нрав шин сослужит добрую службу.
Сейчас «Хакку» можно подобрать практически на хоть какой автомобиль – от «Самары» (Hakka i3, 165/70R13 за 1890 руб.) до БМВ-Z4 (Hakka V, 225/45R17 за 6140 руб.). Не запамятовали про мини-вэны и легкие грузовики: для их предусмотрены Hakka C Van и Hakka C Cargo.
Создавая Hakka H и Hakka V, «Нокиан» отказалась от направленного рисунка протектора в пользу асимметричного. Три центральных ребра помогают достигнуть неплохой маневренности и курсовой стойкости, а широкие канавки меж ними отлично отводят воду. Осушению содействует и зеркально гладкая поверхность канавок, и синусоидальные направляющие в их. Шашки внешней плечевой зоны (справа) соединены ребром, что улучшает маневренность на дуге поворота, а их различный размер и недлинные насечки понижают шумность шины. Последнему содействуют и насечки на ребрах, выемки и срезы на стенах продольных канавок (в кружках). Кстати, поперечные прорези снаружи завершаются «чашечкой», уменьшающей разбрызгивание воды (читай – русской грязищи) на стекла автомобиля. Рассеченные элементы внутренней плечевой зоны (слева) работают в главном на мелкие камешки шины. По заявлениям производителя, Hakka V 205/55R16 при скорости 75 км/ч на слое воды 10 мм отводит 43 л/с – на 2–4 л/с больше, чем главные соперники. На центральном ребре индикатор износа: большая видимая цифра – это остаточная высота протектора в мм. Стершийся знак капли меж тройкой и четверкой предупреждает: страшись аквапланирования!