Вибропортрет
Вибропортрет
«Нива» и «Шеви-Нива» – авто гулкие. Источников вибраций у их много: коробка, раздаточная коробка, фронтальный и задний ведущие мосты с редукторами, три соединительных карданных вала. Одни вибрации зарождаются в самих агрегатах. К примеру, из-за технологических отклонений при вырезке зубьев, расточке корпусов и т.п. коробка и редуктор, как их кропотливо ни собирай, будут гулкими. Свою лепту в общую картину заносит и движок, работа которого сопровождается характерными уже ему видами колебаний. При современном уровне науки и технологий эти вибрации можно высчитать заблаговременно и свести к разумному минимуму.
Карданный вал компании «ДК-Техно» увлекателен тем, что один из шарниров заменен эластичной муфтой, передающей рабочий вращающий момент, но гасящей колебательные процессы. Рядом обыденный вал. Но есть в автомобиле такие виды вибраций, которые вызваны обоюдным перемещением связанных меж собой агрегатов. К примеру, раздаточной коробки и редуктора ведущего моста, соединенных обыденным карданным валом. При таковой схеме коробки эти вибрации «победить» тяжело – сам карданный вал с шарнирами неравных угловых скоростей (крестовинами) это исключает. Если ведущий и ведомый валы связаны таким шарниром, их угловые скорости схожи только в одном случае – когда валы соосны. А на автомобиле этого фактически не бывает. Когда оси валов пересекаются, 1-ый может крутиться умеренно, а 2-ой неравномерно – с крутильными колебаниями. Чтоб ослабить этот эффект, меж ведущим и ведомым валом ставят очередной, промежный – с 2-мя крестовинами. Сейчас ведомый вал колеблется в противофазе с промежным – а это означает, что он может крутиться умеренно, как ведущий. Но только при условии, что оси ведущего и ведомого валов параллельны. Это в большинстве случаев неосуществимо. На неровной дороге ведущие мосты с редукторами передвигаются относительно кузова, потому неминуемы некая неравномерность работы коробки и вибрации.
Фронтальный вал нашей «Шеви-Нивы» – уже с эластичной муфтой. Вибрационный «портрет» автомобиля значительно поменялся к наилучшему: шумы, связанные с вибрациями коробки, стали ослабевай. «Шеви-Нива» тоже не предел совершенства. Взять, например, редакционную: кое-какие черты предшественниц она унаследовала. Во-1-х, это достаточно противная дрожь при 55–60 км/ч. С ростом скорости она будто бы сглаживается, но при 115–120 км/ч вновь наращивается. Во-2-х, при переключении передач, при переходе от разгона к торможению движком осязаемы противные толчки в коробки. В-3-х, к пробегу приблизительно 25 тыс. км стало привередничать сцепление – при включении «дробит» (не исключено, что покоробилась диафрагменная пружина, такое бывает достаточно нередко). Так хотелось избавиться от этих «тараканов»!
В продаже появились карданные валы столичной компании «ДК-Техно». Один из жестких карданных шарниров заменен эластичной муфтой. План конструкторов понятен. Муфта должна не только лишь поменять «крестовину», позволяя передавать вращающий момент при пересекающихся осях валов, но к тому же сглаживать многие виды вибраций, включая случайные либо обязанные толчки и удары. Принципиально, чтоб резина при всем этом работала, принимала надлежащие переменные нагрузки, что в эластичной муфте, фактически, и происходит – она «отзывается» на самые различные колебания.
На «Шеви-Ниве» мы поставили фронтальный карданный вал от «ДК-Техно». Итог положительный. При включении сцепления «дробь» чуть видна. Уровень вибраций при скорости 60 км/ч невелик – сейчас резонанс вроде двинулся к более высочайшим частотам, на скорость 80–85 км/ч. Но муфта и этот резонанс ослабила, он уже не стращает раздражающей дрожью. Интересно, что 2-ой резонанс, при 115–120 км/ч, остался, по нашим ощущениям, на этих же скоростях, но тоже основательно сглажен.
В конце концов, переход от разгона к торможению движком стал на удивление мягеньким. Очень кстати – а то ведь на ладонях, привыкших конвульсивно сжимать «бублик», уже издавна мозоли!