Это стрелочник повинет!
Это стрелочник повинет!
Стрелочные указатели на щитке устройств самые классические – с их по существу и начиналось оснащение первых автомобилей устройствами, позволявшими более-менее беспристрастно судить о режиме работы машины. Кроме спидометра, о фокусах которого не раз гласили, на приборном щитке обычно размещаются также указатели уровня горючего в баке и температуры охлаждающей воды. Эти «стрелочники» есть практически на любом автомобиле. Но в компании с ними часто оказываются и другие приборы – амперметры, вольтметры, эконометры и т. п. На неких автомобилях встречается и указатель давления масла, хотя многие автоконцерны сегодня от него отказались, полагая, что эта информация чрезмерна для современного автомобилиста. Может быть, стоило бы выяснить его мировоззрение. Разве смазка для деталей наименее принципиальна, чем температура?
От принятой схемы зависит метод работы прибора. Современный вы наверное сочтете более логичным: пока машина не работает, стрелка температуры, давления и т. д. на нуле. После запуска мотора стрелка начинает свое движение «в плюс», а не напротив, как в старенькой схеме. Там выключение мотора перекидывало стрелку к верхнему краю шкалы! Естественно, некие Различное способны привыкнуть к чему угодно, но для чего их к этому вынуждать?
Одним из самых проблемных обычно остается указатель уровня горючего в баке с его датчиком. Во-1-х, судить об остатке горючего только по его уровню неправильно – для этого нужно встроить в машину бак, горизонтальное сечение которого на различных высотах одно и то же, как у цилиндрической бочки, стоящей вертикально. Для современного легкового автомобиля это нонсенс. На худенький конец бак обязан иметь хотя бы форму параллелограмма, да и это для легковой машины неприемлемо – не достаточно места. В то же время заводской бак очень технологичен: минимум операций, минимум потраченного металла, но, как досадно бы это не звучало, плата за это – нелинейный нрав конфигурации остатка горючего зависимо от его уровня. Только самый доверчивый человек может серьезно доверять указателю уровня горючего и, заехав на заправку на новой машине, смело заказать: «Мне – 30 л.!» Вылить несколько л. на землю – и нерентабельно, и негигиенично, и пожароопасно, и асфальт портит, и воздух…
Полезно держать в голове, что сами датчики уровня горючего в большинстве случаев невзаимозаменяемы. К примеру, датчик от ВАЗ-2101 – 2107 никак не встроить в бак «восьмого» семейства – размеры не позволяют. Вобщем, это всякому разумеется. А вот характеристики датчиков на автомобилях АЗЛК и ГАЗ различные, хотя сами приборы очень похожи (просто перепутать!). Более того, характеристики датчиков на различных моделях одной марки могут значительно различаться – при покупке будьте внимательны.
Но все произнесенное – цветы, если мы вспомним, что на ходу нужно учесть поведение автомобиля в динамике, в особенности если на нем тонкий горизонтальный топливный бак, горючее в каком колышется при ускорении, замедлении, на поворотах, на неровной дороге. Автомобилей с вертикальным баком (как у «жигулей»-седанов) малость, хотя нужно признать, что даже их датчики начинают лгать, когда машина испытывает продольное ускорение либо замедление.
Как с этим биться? Сегодня ведь и топливный бак можно стопроцентно «электрифицировать», но во сколько это обойдется! (Автовладельцы уже издавна это делают сами – ставят бортовик, который учитывает все нужное: количество горючего в баке недвижного автомобиля, его расход, остаток и т.д.). А чтоб стрелка не лишала рассудка, штатный указатель обустроен демпфером, не позволяющим ей реагировать на резвые колебания уровня. Вспомните: после включения зажигания стрелка достаточно медлительно движется по шкале, пока остановится на правильных показаниях. Как досадно бы это не звучало, демпфер всех заморочек не решает. К примеру, автомобиль длительно движется на подъеме горной дороги либо с наклоном по косогору… Силы статические. Это учитывают, стараясь расположить поплавок датчика поближе к центру бака. Как это удается?.. У всех по-разному.
С датчиком уровня горючего можно как-то поиграть, к примеру подгибая рычаг. Самое грубое вранье этого стрелочника (к примеру, бак типо переполнен л. на 15!) обычно удается убрать. Другие датчики нерегулируемые. Если лгут – сетуйте на изготовителя!
Принципная схема включения указателей в современном виде для русских авто и многих импортных машин. Указатель имеет три электронных вывода, один из которых непременно «плюс» после включения зажигания, 2-ой – «минус», 3-ий – провод связи с датчиком, расположенным в моторном отделе либо топливном баке. Такая схема работы устройств реализована на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, «ИЖ-Ода» и последних моделях «Москвич».
Схема включения указателей на старенькых моделях АЗЛК-412, 2140, ИЖ, ЗАЗ (от 965 до 968). Старенькые указатели и современные невзаимозаменяемы! Если вы желаете усовершенствовать дедушкин автомобиль – покупайте подобающую пару указатель–датчик.
Более изученный нашим популяцией «вертикальный» бак традиционных «жигулей»-седанов – и тот не без фокусов, в особенности сначала и конце шкалы указателя. Черта переменного резистора (нихромовой проволоки, намотанной на диэлектрический каркас) по высоте подъема поплавка не стыкуется с нелинейным конфигурацией сечения бака, к тому же поплавок движется не строго по вертикали, а закреплен на поворачивающейся оси.
Перед вами (слева вправо) триада – горючее, температура, давление. Слева – датчики уровня бензина. В центре – температурный датчик с указателем. Чувствительный элемент – биметаллическая пластинка, прогибающаяся зависимо от температуры и через движок меняющая сопротивление реостата. Справа – датчики давления. Тут тоже есть реостат, движок которого перемещается под действием прогибающейся от давления подпружиненной диафрагмы.
В новеньком указателе уровня горючего на впрысковых ВАЗах нет нихромовой проволоки, заместо нее определенного номинала резисторы, нанесенные на глиняную подложку. Они подобраны так, что позволяют судить об остатке горючего в баке более беспристрастно. Но не обольщайтесь – одурачить может и этот прибор.
Одна из схем датчика уровня горючего (БМВ) с необычным демпфером. Поплавок прогуливается вверх-вниз в колодце-контейнере, сообщающемся с главным объемом бака через мелкие отверстия вверху (вентиляция) и понизу (мелкие камешки). Скорость перемещения поплавка уже не изменяется по воле волн – она ограничена скоростью перетекания горючего и воздуха через отверстия.