Откуда дровишки?
Откуда дровишки?
Энергия… Никто толком не знает, что же все-таки это такое. Но всем понятно: без нее – никуда. И автомобиль – только личный пример. Не будь у населения земли хоть какого-либо горючего, дрожать нам зимой в шкурах и питаться сырым мясом. К счастью, кто-то (молвят, Прометей) открыл огнь и его 1-ый источник – древесную породу. Но не все лежит на поверхности – приходится сверлить в земле дырки аж до самых заветных недр, где спрятан уголь, плещется нефть либо теснится газ. Так и живем, проедая природные припасы сами и разрешая попользоваться (за немалые Энциклопедия грузовых автомобилей) обделенным народам.
На рубеже XXI века население земли, но, забеспокоилось: не достаточно того, что подземные кладовые быстро пустеют, так к тому же сам процесс получения энергии портит воздух и даже погоду. С первой неудачой, вобщем, научились управляться относительно малой кровью: сейчас можно оборудовать каждую выхлопную трубу (не только лишь авто!) фильтрами и нейтрализаторами, задерживающими всю (либо практически всю) мерзость, так что дышать в развитых странах уже легче. Но вот климат… Горение хоть какого (!) вещества сопровождается образованием углекислого газа СО2, а это – парниковый эффект, тайфуны, ураганы, потопы, вообщем – глобальное потепление. Так что все-таки – тупик? Попробуем вдуматься.
ПРИВЕТ ОТ ЧУБАЙСА
Итак, рецепт мэра прост: ничего не сжигаем, ничем воздух не отравляем – ставим на каждой АЗС массивные электророзетки. Даешь городской электромобиль! Кто бы, но, отдал… Если делать такую машину более-менее доступной, означает, выход один: использовать батареи свинцово-кислотных аккумов. Пробег будет маленький, зарядка займет не минутки – часы. Но, допустим, пошли и на это ради экологии, но кто подаст ток к нашим розеткам? Электромобиль (один!) с движком мощностью, скажем, 50 кВт при каждодневных трехчасовых поездках просит за год более 50 000 кВт.ч энергии. А ведь городской транПодвеска должен бегать часов по 12 – это тыщи автомобилей и автобусов!
Может, РАО «ЕЭС» планирует прирастить выработку электроэнергии? Да, к 2020 году прирост составит около 324 миллиардов. кВт.ч. Этого хватит, чтоб перевести весь русский автопарк на электротягу. Но... станет ли легче природе?
ДЕЛО – ТРУБА
Если разбить все электричество, вырабатываемое в Европе, по первичным источникам энергии, то окажется: ископаемое горючее (нефть, газ, уголь) дает 55% всех киловатт-часов, АЭС добавляют еще 27% и, в конце концов, гидроэлектростанции дают оставшиеся 18%. (По сути еще есть экзотичная энергетика: геотермальная, ветровая, солнечная, но ее удельный вес пока пренебрежимо мал, как досадно бы это не звучало). В Рф подобные числа смотрятся так: 64, 16 и 19% соответственно. Итак, две третьих энергии получают сжиганием ископаемого горючего, при этом и к 2020 году баланс практически не поменяется! В электромобильной Москве при таком раскладе дышать станет легче благодаря тому, что большие трубы будут дымить в отдаленных от нее районах.
Понимают ли это на Западе? Естественно. И поэтому там бурно развивают альтернативную энергетику: кто был в Западной Европе, тот лицезрел леса ветряков. В горячих странах приметны поля солнечных батарей. Мысль состоит в том, чтоб производить климатически и экологически чистую энергию как можно поближе к каждому дому либо прямо на его крыше. Строить не одну огромную электрическую станцию на экономные Энциклопедия грузовых автомобилей, а много личных за счет потребителя. Последнему это становится все прибыльнее: собственная энергия будет бесплатной, тогда как за «общественный» ток нужно платить больше.
Вобщем, есть и глобальные проекты. К примеру, покрыть Сахару сплошной солнечной батареей, а энергию гнать по линиям электропередач в Европу. И понимаете: этого хватит электромобилям!
ВДОХ-ВЫДОХ
Прометей, оказывается, был не просто щедр к людям, да и катастрофически прозорлив: он ведь отдал огнь, а не керосиновую лампу. А горели в тогдашних кострах дровишки, выделяя только то количество СО2, которое деревья при жизни впитали из воздуха. Так что никакой опасности для климата старая энергетика не представляла! Естественно, дрова не очень комфортно закладывать в авто бак (хотя и такое было в годы войны). Но можно ведь поначалу сделать из их «табуретовку» – перегнать в спирт, все равно на балансе СО2 это не скажется! Правда, где взять столько деревьев? Бразилия обходится своим тростником, но в нашей полосе даже кукуруза не больно вырастает.
И все-же есть выход! Не так давно выяснилось, что можно не только лишь гнать спирт чуть не из всех органических отходов (это конкретные самогонщики подозревали и ранее), да и превращать их в биогаз либо биотопливо со качествами природного газа, бензина либо солярки. И ничего не нужно специально сеять: довольно покопаться в горах бытового мусора – их припасы громадны! Более того, синтезированное биотопливо куда лучше ископаемого: в нем нет вредных примесей вроде серы, ароматичных углеводородов – выброс выходит приметно чище!
Сейчас установки для синтеза биотоплива вырастают как грибы. В Европе лидирует пока Швейцария: там сделали ставку на биогаз, получаемый в процессе брожения отходов. Компания «Шелл» торопится застолбить 1-ые позиции в энергетике грядущего и строит огромные «синтезаторы» водянистого горючего в различных уголках мира. (Кстати, очень может статься, что такое горючее с течением времени будет дешевле ископаемого – кто захотит раскошеливаться на нефть?)
Очередной вариант горючего, возрастающего на земле, подходит для все более фаворитных дизельных авто: это пищевое масло из подсолнечника, рапса либо из... фритюрниц «Макдональдса», которое особенным образом обрабатывают и добавляют в дизтопливо. Если добавка равна 20%, такая «солярка» именуется В20. Можно бы и больше, но подводит склонность к загустеванию на морозе. «Биодизель» популярен в Германии. Молвят, по запаху выхлопа можно найти начальное сырье...
Вобщем, Рф тоже есть чем похвастать: под Омском пущен завод по синтезу биотоплива, до конца 2009 года под Москвой появится электрическая станция на биогазе, получаемом в люберецких очистных сооружениях. Это даст 10 МВт энергии – их довольно для электроснабжения 80 000 м2 жилища либо движения 200 электромобилей.
А Сейчас – НЕ ДЫШИТЕ!
На первом месте в таблице Менделеева стоит элемент, при сжигании которого СО2 совсем не выделяется. Это водород. Окисляясь, он преобразуется в водяной пар. Супер! Одна неудача – водорода в свободном виде в природе нет. Он заходит в состав той же воды, хоть какой органики. Но чтоб извлечь его оттуда, необходимо затратить энергии даже больше, чем он даст при сгорании либо преобразовании в электронный ток в топливных элементах.
С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ
Подведем результат: в наиблежайшей перспективе автомобилистов ожидают не баллоны с водородом, а быстрее баки со спиртом. Уже сейчас все ведущие автоконцерны предлагают версии моторов, работающие на этаноле либо его консистенции с бензином Е10 и Е85. Это – самый дешевенький путь к чистому и климатически безобидному выхлопу, уменьшению зависимости от нефтегазодобывающих государств. Не надо даже строить новейшую сеть АЗС – им практически все равно, что качать – бензин либо спирт. И в качестве приза – возможность использовать в топливных элементах не водород, а метанол, который тоже выходит из органического сырья.
Понимаете ЛИ ВЫ, ЧТО…
Авто «Форд» до середины 30-х годов прошедшего века ездили на этаноле либо его консистенции с бензином.
Сейчас схожих автомобилей в США насчитывается около 6 млн. (из 220).
Из тонны ржи можно изгнать 375 л спирта, кукурузы – 410 л, проса – 510 л.
Современный большой спиртоперегонный завод дает в год около млрд л. этанола – довольно для заправки 700 000 авто.
Добавка всего 10% спирта в бензин увеличивает октановое число на 3 единицы, на 50% понижает токсичность выхлопа, на 20% выбросы СО2 и не просит никаких переделок автомобиля.
Из навоза одной скотины (8 свиней, 15 человек либо 300 кур) можно получить в день 2,5 мз биогаза, чего довольно для 30 км пробега легкового авто.
Компания «ЛУКойл» выстроила в Рф завод по производству «биодизеля», который охотно приобретают в Финляндии.
Сейчас «биодизель» уже достаточно обширно создают в Германии (3,5 миллиардов. л в год), Италии (1,2 миллиардов. л), Франции (1 миллиардов. л), США (600 млн. л).
Иркутские ученые разработали технологию производства из 5 тонн опилок тонны спирта, который выходит в два раза дешевле приобретенного из пшеницы.
А ученые из США собираются делать биодизельное горючее из водных растений. При этом для обеспечения всех 220 млн. авто довольно засадить ими 4 млн. га прудов, другими словами 2% от имеющихся водоемов.
Чтоб не запутаться в непривычных пока цифрах выброса СО2, приведем простенькую формулу: его гр на километр получаются, если помножить расход бензина в л/100 км на коэффициент 23,7. Другими словами автомобиль с аппетитом в 10 л/100 км выбрасывает 237 г СО2 на 1 км пробега. Для дизеля коэффициент малость больше – 26,5. Таким макаром, предполагаемый европейский норматив 2012 года – 120 г/км соответствует автомобилю с расходом бензина 5,06 л/100 км либо дизтоплива 4,53 л/100 км. Вот и прикиньте, во что изольется требование политиков понизить выбросы углекислого газа к 2020 году до... 80 г/км. Много не покажется!