Узкая подстройка
Узкая подстройка
Казалось бы, для правильной работы впрыскового мотора довольно обыденного лямбда-регулирования, о котором мы не раз гласили, другими словами конфигурации состава рабочей консистенции в цилиндрах по сигналу датчика остаточного кислорода в отработавших газах. Но в действительности этого не достаточно – в силу разных обстоятельств равномерно изменяются и свойства датчиков, и состояние мотора, иногда нестабильны и характеристики горючего. Чтоб освободить от необходимости нередких подрегулировок, разумно решили, что электрический блок управления должен сам адаптироваться к схожим переменам. Это окрестили «самообучением» системы.
Не считая текущего коэффициента корректировки К, сейчас используются как минимум еще два. Это аддитивная и мультипликативная составляющие корректировки самообучения.
Производители автомобилей и диагностического оборудования разных марок до сего времени не условились о единых обозначениях характеристик – каждый выдумывает сокращения по собственному вкусу. Мы обозначим аддитивную составляющую корректировки самообучения Кад, а мультипликативную Км. 1-ая отвечает за работу мотора при малых оборотах холостого хода, 2-ая – при частичных нагрузках.
Кад принято обозначать в процентах. Обыденные пределы его конфигурации – от -10 до +10%. Км – показатель безразмерный, как и уже узнаваемый коэффициент корректировки времени впрыска К. Меняется Км от 0,75 до 1,25. Предельные значения хоть какого из этих коэффициентов свидетельствуют о значимом отклонении состава консистенции от стехиометрии. Если Км станет меньше 0,78 либо больше 1,22, система самодиагностики включит в композиции устройств контрольную лампу «проверь двигатель». Тот же сигнал будет подан, если Кад перевалит за 8-процентный барьер – как в положительную, так и негативную черту. Контроллер зафиксирует коды дефектов РО171 и РО172 – смесь очень бедная или богатая. (2-ой знак О в обозначении кода гласит о том, что это общий код согласно протоколу OBD – и расшифровывается идиентично для хоть какого автомобиля).
Для чего же необходимы два дополнительных коэффициента? Напомним: текущий коэффициент корректировки К стремительно реагирует на повсевременно происходящие колебания состава консистенции – но этим его роль и исчерпывается. А вот коэффициенты Кад и Км учитывают воздействие длительных, медлительно меняющихся причин, появившихся в итоге работы мотора, – к примеру, постепенную утрату им компрессии из-за износа, загрязнение фильтров, чувствительного элемента ДМРВ и т.д.
Разглядим конфигурации коэффициентов на примере. Пока движок прохладный и лямбда-регулирования нет, текущий коэффициент корректировки К = 1. Режим адаптации еще не работает. Чтоб он включился, должны быть выполнены последующие условия: движок прогрет выше +85°С, проработал с момента запуска 10 минут, есть лямбда-регулирование, коэффициент К изменяется в положенных узеньких границах, другими словами 0,98–1,02.
Если движок работает с частичной нагрузкой, в дело вступает коэффициент мультипликативной корректировки Км. Блок управления в некий момент времени t1 начинает плавненько наращивать параметр адаптации Км. Допустим, он возрос до 1,01. Смесь стала богаче на 1%. Соответственно, параметр текущей корректировки впрыска К реагирует на это и перебегает в спектр 1,12–1,16 при среднем значении 1,14. Но К еще очень далек от единицы, потому блок продолжает наращивать Км. Это будет длиться, пока смесь не возвратится к стехиометрии, другими словами К = 1,0. К этому моменту Км = 1,15. В конечном итоге блок управления «научился» работать с учетом отклонений в ДМРВ, погрешность которого учтена в результатах адаптации, а коэффициент К корректировки времени впрыска, как и положено, вновь колеблется в границах 0,98–1,02 – и готов скомпенсировать неожиданное обогащение или обеднение консистенции на 25%. Коэффициент Км, в отличие от К, записывается в энергозависимую память контроллера и хранится там даже при выключенном зажигании. При следующих запусках, включая прохладные, без лямбда-регулирования, контроллер будет учесть погрешность ДМРВ.
Аддитивная составляющая корректировки самообучения Кад тоже выслеживает конфигурации коэффициента К – но только при малых оборотах холостого хода. Ее размерность – проценты. Изменение состава консистенции, определяемое коэффициентом Кад, можно высчитать по формуле, которую мы представим в облегченном виде, потому что на составе консистенции сказываются и другие характеристики, которые тут не рассматриваются. Итак, состав консистенции изменяется на величину: Кад.100/нагрузка. О параметре нагрузки мы гласили в прошедшем материале – для исправного прогретого мотора на холостом ходу он близок к 20%. Допустим, Кад = 2% – в данном случае состав консистенции соответствует 10-процентному обогащению. А если Кад = -5%, то смесь обеднится на 25%. А если движок не обкатан? Параметр нагрузки больше, около 25%. В данном случае при Кад = 2% произойдет обогащение консистенции на 8%. Как работает эта форма адаптации, разглядим на примере.
Допустим, во впускной коллектор подсасывался воздух, обедняя смесь на 10%. Поначалу это компенсировал текущий коэффициент корректировки времени впрыска К – он возрос до 1,1 и этим привел смесь к стехиометрии. Но после включения адаптации получаем: Кад = 2%, а коэффициент К = 1,0.
При повторных запусках блок управления учитывает ранее подкорректированное значение Кад – и даже на режиме прогрева, когда лямбда-регулирования нет, это обеспечивает устойчивую работу мотора.
...Но вот подсос убрали. Смесь стала богатой. На это сходу отреагирует коэффициент корректировки времени впрыска К – он снизится до 0,9. Топливоподача снизилась на 10%, смесь возвратилась к стехиометрии. После включения адаптации Кад начнет уменьшаться, пока корректировка времени впрыска не возвратится к величине К = 1,0.
Отметим в заключение: чтоб коэффициенты Км, Кад и время впрыска после устранения неисправности возвратились к номинальным значениям, длительно ожидать не нужно. Довольно пользоваться функцией диагностического прибора «сброс адаптаций» либо отключить аккумулятор.
Допустим, что Кад = 0, К = 1,0. Это их нейтральные значения. Но вот ДМРВ, к примеру, состарился – и смесь стала на 15% оскудевай. Блок управления начнет приводить ее к стехиометрии и прирастит подачу горючего на 15%. В данном случае коэффициент К будет колебаться в границах 1,13–1,17 (среднее значение 1,15). Вот здесь и врубается процесс адаптации: параметр «базовая адаптация смеси» воспринимает значение «ДА». Задачка адаптации – восполнить ошибки топливодозирования и возвратить к номинальному значению 1,0 коэффициент К.
Казалось бы, для правильной работы впрыскового мотора довольно обыденного лямбда-регулирования, о котором мы не раз гласили, другими словами конфигурации состава рабочей консистенции в цилиндрах по сигналу датчика остаточного кислорода в отработавших газах. Но в действительности этого не достаточно – в силу разных обстоятельств равномерно изменяются и свойства датчиков, и состояние мотора, иногда нестабильны и характеристики горючего. Чтоб освободить от необходимости нередких подрегулировок, разумно решили, что электрический блок управления должен сам адаптироваться к схожим переменам. Это окрестили «самообучением» системы.
Не считая текущего коэффициента корректировки К, сейчас используются как минимум еще два. Это аддитивная и мультипликативная составляющие корректировки самообучения.
Производители автомобилей и диагностического оборудования разных марок до сего времени не условились о единых обозначениях характеристик – каждый выдумывает сокращения по собственному вкусу. Мы обозначим аддитивную составляющую корректировки самообучения Кад, а мультипликативную Км. 1-ая отвечает за работу мотора при малых оборотах холостого хода, 2-ая – при частичных нагрузках.
Кад принято обозначать в процентах. Обыденные пределы его конфигурации – от -10 до +10%. Км – показатель безразмерный, как и уже узнаваемый коэффициент корректировки времени впрыска К. Меняется Км от 0,75 до 1,25. Предельные значения хоть какого из этих коэффициентов свидетельствуют о значимом отклонении состава консистенции от стехиометрии. Если Км станет меньше 0,78 либо больше 1,22, система самодиагностики включит в композиции устройств контрольную лампу «проверь двигатель». Тот же сигнал будет подан, если Кад перевалит за 8-процентный барьер – как в положительную, так и негативную черту. Контроллер зафиксирует коды дефектов РО171 и РО172 – смесь очень бедная или богатая. (2-ой знак О в обозначении кода гласит о том, что это общий код согласно протоколу OBD – и расшифровывается идиентично для хоть какого автомобиля).
Для чего же необходимы два дополнительных коэффициента? Напомним: текущий коэффициент корректировки К стремительно реагирует на повсевременно происходящие колебания состава консистенции – но этим его роль и исчерпывается. А вот коэффициенты Кад и Км учитывают воздействие длительных, медлительно меняющихся причин, появившихся в итоге работы мотора, – к примеру, постепенную утрату им компрессии из-за износа, загрязнение фильтров, чувствительного элемента ДМРВ и т.д.
Разглядим конфигурации коэффициентов на примере. Пока движок прохладный и лямбда-регулирования нет, текущий коэффициент корректировки К = 1. Режим адаптации еще не работает. Чтоб он включился, должны быть выполнены последующие условия: движок прогрет выше +85°С, проработал с момента запуска 10 минут, есть лямбда-регулирование, коэффициент К изменяется в положенных узеньких границах, другими словами 0,98–1,02.
Если движок работает с частичной нагрузкой, в дело вступает коэффициент мультипликативной корректировки Км. Блок управления в некий момент времени t1 начинает плавненько наращивать параметр адаптации Км. Допустим, он возрос до 1,01. Смесь стала богаче на 1%. Соответственно, параметр текущей корректировки впрыска К реагирует на это и перебегает в спектр 1,12–1,16 при среднем значении 1,14. Но К еще очень далек от единицы, потому блок продолжает наращивать Км. Это будет длиться, пока смесь не возвратится к стехиометрии, другими словами К = 1,0. К этому моменту Км = 1,15. В конечном итоге блок управления «научился» работать с учетом отклонений в ДМРВ, погрешность которого учтена в результатах адаптации, а коэффициент К корректировки времени впрыска, как и положено, вновь колеблется в границах 0,98–1,02 – и готов скомпенсировать неожиданное обогащение или обеднение консистенции на 25%. Коэффициент Км, в отличие от К, записывается в энергозависимую память контроллера и хранится там даже при выключенном зажигании. При следующих запусках, включая прохладные, без лямбда-регулирования, контроллер будет учесть погрешность ДМРВ.
Аддитивная составляющая корректировки самообучения Кад тоже выслеживает конфигурации коэффициента К – но только при малых оборотах холостого хода. Ее размерность – проценты. Изменение состава консистенции, определяемое коэффициентом Кад, можно высчитать по формуле, которую мы представим в облегченном виде, потому что на составе консистенции сказываются и другие характеристики, которые тут не рассматриваются. Итак, состав консистенции изменяется на величину: Кад.100/нагрузка. О параметре нагрузки мы гласили в прошедшем материале – для исправного прогретого мотора на холостом ходу он близок к 20%. Допустим, Кад = 2% – в данном случае состав консистенции соответствует 10-процентному обогащению. А если Кад = -5%, то смесь обеднится на 25%. А если движок не обкатан? Параметр нагрузки больше, около 25%. В данном случае при Кад = 2% произойдет обогащение консистенции на 8%. Как работает эта форма адаптации, разглядим на примере.
Допустим, во впускной коллектор подсасывался воздух, обедняя смесь на 10%. Поначалу это компенсировал текущий коэффициент корректировки времени впрыска К – он возрос до 1,1 и этим привел смесь к стехиометрии. Но после включения адаптации получаем: Кад = 2%, а коэффициент К = 1,0.
При повторных запусках блок управления учитывает ранее подкорректированное значение Кад – и даже на режиме прогрева, когда лямбда-регулирования нет, это обеспечивает устойчивую работу мотора.
...Но вот подсос убрали. Смесь стала богатой. На это сходу отреагирует коэффициент корректировки времени впрыска К – он снизится до 0,9. Топливоподача снизилась на 10%, смесь возвратилась к стехиометрии. После включения адаптации Кад начнет уменьшаться, пока корректировка времени впрыска не возвратится к величине К = 1,0.
Отметим в заключение: чтоб коэффициенты Км, Кад и время впрыска после устранения неисправности возвратились к номинальным значениям, длительно ожидать не нужно. Довольно пользоваться функцией диагностического прибора «сброс адаптаций» либо отключить аккумулятор.
Допустим, что Кад = 0, К = 1,0. Это их нейтральные значения. Но вот ДМРВ, к примеру, состарился – и смесь стала на 15% оскудевай. Блок управления начнет приводить ее к стехиометрии и прирастит подачу горючего на 15%. В данном случае коэффициент К будет колебаться в границах 1,13–1,17 (среднее значение 1,15). Вот здесь и врубается процесс адаптации: параметр «базовая адаптация смеси» воспринимает значение «ДА». Задачка адаптации – восполнить ошибки топливодозирования и возвратить к номинальному значению 1,0 коэффициент К.