Антикиллер из бутылки
Антикиллер из бутылки
Белоснежное СУХОЕ И Красноватое ПОЛУСЛАДКОЕ
Детонация – это киллер для мотора: лупит точно, очень и без всякой жалости к поршням и клапанам. А если прохватить с ней км двести? Никакой самый умный впрыск с компьютерами не выручит – реальный спектр корректировки зажигания по сигналам датчиков детонации всегда ограничен. Какая уж там рыбалка – срочно ищем присадку! Правда, предшествующий тест (ЗР, 2005, № 8) не давал повода к оптимизму – но может, за два года что-то поменялось? Ответить должны были 12 прекрасных бутылочек, продаваемых как «Октан-корректор» (либо нечто схожее). Их, как обычно, мы закупили в больших столичных автомагазинах.
Красноватый нагар – очевидный признак наличия металлов в составе октан-корректора. Но лучше еще раз поменять свечки, чем возиться с прогоревшими от детонации поршнями и клапанами. Чтение аннотации к присадкам просит особенного чувственного состояния – здесь уже не в бензобак, а рюмочку для себя налить захочется. На какой, например, бензин рассчитаны рекомендованные концентрации присадок? Непонятно! Как быть, если не знаешь точно, сколько горючего в баке? Неясно! Не небезопасна ли передозировка? А пес ее знает. Не стукнут ли эти присадки по свечкам и датчикам, не дадут ли каких ненужных отложений? Молчание! Что будет, если бензин с присадкой бросить в недвижной машине на пару недель? Тяжело сказать. Хорошо, проверим все сами.
Когда октан-корректоры разлили по стеклянным стаканчикам, обстановка сходу напомнила дегустацию вин. Какие цвета – от кристальной прозрачности отлично чистой водочки до насыщенного ярко-рубинового! «Икебану» решительно портил только запах – отдавало и керосином, и каким-то отвратительным спиртом, и еще кое-чем очень неаппетитным. Отметим сходу, что «дегустаторы» дополнительно смешали каждую присадку с бензином, чтобы убедиться, происходит либо нет расслоение. Через две недели проверили – все нормально.
Так какие же рекомендуются концентрации? Разброс – безумный: от сотых толикой процента у Hi-Gear c ER до практически процента у Gunk. Это, как и разные цвета составов, конечно, разъясняется отличиями в способах увеличения октанового числа, о которых мы писали ранее. Короткое напоминание – в «Нашей справке».
НЕДОЛИВ Либо ПЕРЕЛИВ?
Попробуем ответить на свои же вопросы – как оказывают влияние октан-корректоры на различные бензины и что произойдет, если недолить либо перелить снадобья? Тесты проводили на 2-ух «отстойных» бензинах – А-95, у которого Глаза не дотягивало даже до 94, также на А-92 – с Глаза аж 87. Справедливости ради отметим, что такие удалось отыскать только за городом, на уходящей в прошедшее контейнерной заправке. Потом подготовили по три пробы бензинов – с половинной, двойной и с той, рекомендованной концентрацией продукта. И – сходу на установку (УИТ): для каждой пробы обусловили как исследовательское, так и моторное октановое число. Результаты – в таблице, смотрите и удивляйтесь!
КАК САМОЧУВСТВИЕ?
Эффективность работы корректоров оказалась неодинаковой для различных топлив. Для бензина А-95 успехи даже самых «продвинутых» препаратов ограничились десятыми толиками прироста ОЧ. А вот для плохонького А-92, больше смахивающего на «бодягу из прямогонки», эффективность при добавлении неких составов резко возросла – аж до нескольких единиц! Это более-менее понятно: нехорошее облагораживать проще – с схожим сталкиваются все спецы, специализирующиеся химизацией топлив.
Зависимо от концентрации присадки разделились на три группы. Для первой характерен рост эффективности работы с повышением концентрации. Это приемлимо, а именно, для так именуемого смесевого принципа октаноповышения, когда базисный бензин мешают с высокооктановым углеводородным компонентом. Вобщем, и металлы в определенном спектре концентраций ведут себя так же. А вот у 2-ой группы наблюдается некоторый оптимум содержания присадки, при котором ее эффективность максимальна. Передозировка же оборачивается понижением октанового числа! Такое поведение, схожее на насыщение, типично для больших концентраций металлосодержащих антидетонаторов.
Присадки третьей группы (в главном тех, в чьих инструкциях указаны очень малые концентрации) фактически ничего не дали! Что ж, химию не обманешь: на сотых толиках процента могут работать только металлы, а быстрее даже – нелегальный в мире тетраэтилсвинец! В подкапотной химии для схожих составов есть отдельный термин – «кондиционеры топлива». Они несколько делают лучше его моторные характеристики – скорость сгорания, к примеру, но не владеют выраженным октаноповышающим действием в принятом понятии.
Но все это показала модельная установка, а что произнесет натурный движок?
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Заливаем «нехороший» А-92 с рекомендованным содержанием каждого октан-корректора в бак реального мотора. Задачка – поглядеть, как двинется порог детонации на разных оборотах. Понятно, что для каждого мотора этот порог индивидуален, но для сравнения препаратов такие результаты полностью показательны. Не считая того, так как многие составы «заподозрены» в использовании металлов, нужно оценить отложения после их использования. Потому каждый опыт проводился на новеньком комплекте свеч. Результаты – тоже в таблице.
Интересно, что живой мотор оказался более «добрым» экзаменатором, ежели УИТ! В принципе, это понятно: ведь на детонацию оказывает влияние не только лишь октановое число, да и, например, скорость сгорания. И если корректор способен повысить эту скорость, порог детонации тоже двигается. Не считая того, понятно, что температуры в камере сгорания зависят от количества отложений и нагара на стенах. А практически все препараты, судя по рекламе, владеют также моющим эффектом! Отложения удаляются – порог детонации сдвигается в зону более больших нагрузок.
Металлосодержащие отложения удалось найти, по последней мере, в половине присадок. Цвета – очень различные: от ярко-красных после «Астрохима» до светлых серовато-коричневых после Hi-Gear Super Octan Corrector и Luqui Moly. Плохо это либо отлично? Совершенно точно – плохо. Но на практике это значит, что нужно строго смотреть за концентрацией этих присадок и не использовать их повсевременно. Это – сильнодействующие лекарства: наш опыт показал, что конкретно они более отлично выручают мотор от детонации. А вот другая группа препаратов, отложений не дающая, эффективность имеет несколько наименьшую. Зато неопасно! Они – как гомеопатия либо витамины для мотора.
ВПЕРЕД, ЗА ХАРИУСОМ!
Ну что все-таки – ситуация прояснилась. Получить АИ-98 из АИ-80, вероятнее всего, не получится – и по деньгам нерентабельно, и чисто на техническом уровне не получится. Но большая часть испытанных нами препаратов все таки посодействуют спасти мотор от последствий заправки непринципиальным топливом. Правда, для высокооктановых топлив эффективность автохимии куда ниже, но это и не имеет значения – ведь хоть какой мотор, даже вначале рассчитанный на А-95, поедет без особенных заморочек и на А-92.
Какой продукт избрать? Ответ – в таблице: чем выше место, тем, естественно, больше проку от октан-корректора. Места присвоены согласно результатам измерения Глаза и ОЧМ, также ДОЧ – по каждому замеру выставляли пятибалльные промежные оценки, которые потом суммировали. Стоимость при всем этом не учитывалась, так как каждый продукт рассчитан на собственный объем горючего и поставляется в различной таре.
В общем – вперед, за хариусом! Но помните: кроме пары бутылок (октан-корректора, естественно!) нелишним окажется и новый набор свеч – на всякий случай. Ведь проще и дешевле, в последнем случае, поменять свечки, чем встать на обочине с прогоревшими поршнями!
12-е место Hi-Gear, США
Приблизительная стоимость – 360 руб.
Заявленная концентрация – 237 мл/ 640 л (16 заправок)
При таковой концентрации обещанные 5–6 единиц прироста ОЧ способен дать только тетраэтилсвинец! А он в Штатах запрещен – ну и в составе его нет, судя по результатам. И при чем здесь маркетинговый «победитель трения» – в таких-то концентрациях? А маленький эффект – похоже, награда конкретно моющих компонент.
+ Прекрасная бутылочка с дозатором, вероятный моющий эффект при продолжительном использовании.
- Фактически полное отсутствие роста ОЧ вопреки заявленным показателям. Безмерная стоимость.
11-е место RunWay, Наша родина
Приблизительная стоимость – 55 руб.
Заявленная концентрация – 300 мл/50–60 л горючего
Полностью добросовестный состав – метанол с толуолом. Это подтверждает и низкая эффективность увеличения ОЧ на УИТе при неком эффекте на реальном моторе. Ведь толуола в бензине и настолько не мало, потому процент его добавки не достаточно на что оказывает влияние. А метанол улучшает качество сгорания, отсюда – и маленький эффект. И свечки – девственно незапятнанные!
+ Некий рост характеристик мотора, малая стоимость.
- Низкая эффективность увеличения ОЧ.
10-е место STP, США
Приблизительная стоимость – 75 руб.
Заявленная концентрация – 354 мл/ 80 л горючего
Желтоватая жидкость – есть подозрение, что она содержит ферроцен либо марганец, разведенный в ароматике. На их показывает нрав и количество отложений. Это достаточно удивительно для южноамериканского продукта – ни то, ни другое за океаном не приветствуется. Низкая эффективность увеличения по ОЧ.
+ Низкая стоимость при средней эффективности.
- Отмечены отложения в камере сгорания.
9-е место Gunk, Германия
Приблизительная стоимость – 55 руб.
Заявленная концентрация – 354 мл/30 и поболее л.
Черная жидкость, по цвету схожая на очень густую марганцовку. Но отложений фактически не дает! Нрав зависимости ОЧ от концентрации выявил нежелательность передозировки; рекомендованная концентрация – оптимальна.
+ Отсутствие отложений, низкая стоимость.
- Низкая эффективность, резко падающая при отклонении от рекомендованной концентрации; маленькое количество горючего, которое можно обработать одним флаконом.
8-е место «Тантал», Наша родина
Приблизительная стоимость – 40 руб.
Заявленная концентрация – 330 мл/60–100 л горючего
Веселит понятный и добросовестный состав – толуол в качестве октаноповышающей добавки, этилбромид и соединения фосфора – тривиальные промоутеры горения. И результаты испытаний тоже это подтверждают – толуол только немножко увеличивает ОЧ, а промоутеры сгорания малость отодвигают порог детонации в реальных критериях.
+ Самая малая стоимость, положительное воздействие на процесс сгорания горючего, отсутствие отложений.
- Низкая эффективность роста ОЧ.
7-е место LAVR, Наша родина
Приблизительная стоимость – 75 руб.
Заявленная концентрация – 320 мл на 40–60 л. «для восстановления параметров бензина», на 8–100 л. «для стабилизации параметров товарного бензина»
Любопытно, что такое «восстановление» либо «стабилизация»? А вот цвет воды и нрав отложений указывают на содержание металлосодержащих компонент.
+ Средняя стоимость при средней эффективности, прекрасный флакон с леечкой.
- Отложения в камере сгорания, непонятная аннотация, необходимость верно выдерживать дозу, что проблемно при непрозрачной бутылке без дозатора.
6-е место «Астрохим»
Приблизительная стоимость – 45 руб.
Заявленная концентрация – 300 мл/40–60 л горючего
Дешевенький состав, показавший хорошую эффективность на всех видах горючего, отдал прекрасные ярко-красные отложения на свечках. Вывод – передозировка небезопасна! По цвету – очевидно ферроцен, а он плохо выносится из мотора.
+ Хорошая эффективность, малая стоимость.
- Значительно увеличивает склонность бензинов к отложениям, необходимость точного выдерживания дозы, затруднительной без дозатора и с непрозрачной бутылкой.
5-е место STP Jet Fuel, США
Приблизительная стоимость – 74 руб.
Заявленная концентрация – 354 мл/80–100 л горючего
Судя по цвету отложений, без металлов не обошлось. При этом вероятнее всего – марганца, судя по цвету отложений. Но его очевидно недостаточно – потому бензины практически ничего и «не поняли». Но вот для чего ввели в состав реактивное горючее? Это ведь керосин, а у него очень низкое октановое число! Не поэтому ли эффект смазан?
+ Несколько улучшает моторные характеристики горючего.
- Высочайшая стоимость, низкая эффективность увеличения ОЧ.
4-е место Hi-Gear, США
Приблизительная стоимость – 90 руб.
Заявленная концентрация – 325 мл/40–60 л горючего
Рекордсмен по обещаниям – гарантируют аж 6 единиц ОЧ! Цвет воды очевидно выдает наличие марганца, но в описании об этом робко умолчали. А ведь отложения – точно того же цвета, как у Luqui Moly, где марганец есть точно. В общем, работает хорошо. Положительному результату помог также заявленный моющий эффект.
+ Высочайшая эффективность.
- Отложения в камере сгорания, падение эффективности при передозировке.
3-е место e3000, Франция
Приблизительная стоимость – 105 руб.
Заявленная концентрация – 180 мл/40–50 л горючего. Для Подвескаивных бензинов – один флакон на 10 л
Судя по составу – повторяющийся ароматик; результаты испытаний это подтверждают. В аннотации написано, что с его помощью можно получать «Подвескаивный» бензин – лучше бы знать, какой конкретно.
+ Отсутствие отложений, достаточная эффективность, фактически линейное повышение ОЧ в границах исследованных концентраций.
- Высочайшая стоимость, малый объем флакона.
2-е место BBF, Наша родина
Приблизительная стоимость – 55 руб.
Заявленная концентрация – 325 мл/50–60 л горючего
Очередной приемлимо русский продукт, со всеми плюсами и минусами. Очевидно находится ферроцен, потому дозу нужно кропотливо соблюдать. Эффективность работы – высочайшая.
+ Высочайшая эффективность увеличения ОЧ, малая стоимость.
- Увеличивает склонность к отложениям. Нужно точное соблюдение дозы, что тяжело выполнить без дозатора и с непрозрачной бутылкой.
1-е место Luqui Moly, Германия
Приблизительная стоимость – 115 руб.
Заявленная концентрация – 150 мл/40–80 л горючего
Прямо обозначено на присутствие марганцевых соединений. Честно, в отличие от других! И металлосодержащий антидетонатор обеспечивает неплохую эффективность. Отложения на свечках – сравнимо маленькие, соответствующего серовато-коричневого цвета.
+ Высочайшая эффективность работы, комфортная бутылочка с лейкой.
- Высочайшая стоимость, отложения в камере сгорания.
НАША СПРАВКА. Способы Увеличения ОКТАНОВОГО ЧИСЛА
Главных способов не настолько не мало. Во-1-х, внедрение металлосодержащих антидетонаторов: тетраэтилсвинец (ТЭС), ферроцен, марганцевые, никелевые составы. Здесь концентрация требуется совершенно малая – миллиграммы на литр горючего. Во-2-х, высокооктановые ароматичные добавки к бензинам, типа монометиланилина (ММА). У их очень высочайшее собственное ОЧ – больше 200 единиц, потому даже маленькое их содержание, порядка процента, дает эффект роста октанового числа на 1–3 единицы. И в-3-х, высокооктановые составляющие на базе спиртов и эфиров, типа метилтретбутилового эфира (МТБЭ). У их октановое число – 110–120, потому для достаточной эффективности требуется добавить около 10%. В бутылочки «подкапотной автохимии» разливать их никчемно: это – чисто промышленные составы.
Все препараты отличаются и цветом, и концентрацией, рекомендованной для использования. Черные воды обычно содержат ферроцен либо марганец, желтоватые и желтые – ароматику. А все спирты и эфиры – прозрачные и тусклые.
НАША СПРАВКА. КАКИМИ БЫВАЮТ ОКТАНОВЫЕ ЧИСЛА?
Октановые числа бензинов демонстрируют склонность бензина противостоять детонации, другими словами самовоспламенению от волны давления. Разница – исключительно в критериях, при которых они определяются.
Исследовательское октановое число (Глаза) определяется на специальной одноцилиндровой установке с переменной степенью сжатия, именуемой УИТ-65 либо УИТ-85, при малой частоте вращения коленчатого вала – 600 об/мин. Считается, что оно указывает, как ведет себя бензин в режимах малых и средних нагрузок, соответствующих для городского цикла. То, что мы лицезреем на ценниках колонок: 80, 92, 95, 98 – это и есть Глаза.
Моторное октановое число (ОЧМ) определяется так же, но обороты увеличивают до 900 об/мин, а смесь за ранее подогревают. Оно существенно меньше, чем Глаза: в нареченных выше сортах, согласно действующему ГОСТ Р 51105-97, должно быть не меньше 76, 82,5, 85, 88. Считается, что ОЧМ охарактеризовывает поведение бензина на режимах огромных нагрузок.
Так называемое дорожное октановое число (ДОЧ) определяют по порогу детонации на натурном движке в сопоставлении с эталонными топливами. Его можно найти только косвенно, и для каждого мотора оно будет свое – ведь склонность к детонации зависит не только лишь от бензина! На нее оказывает влияние и форма камеры сгорания, и регулировка состава консистенции, и уровень отложений в цилиндрах, и регулировка системы зажигания! Вот поэтому ДОЧ и не оговаривается в эталонах.