Нас не догонят!
Нас не догонят!
Наружность обманчива
Многие из нас не задумываясь считают обтекаемым тот автомобиль, который таким смотрится. И ошибаются. У очень оживленного снаружи ВАЗ-2109 коэффициент аэродинамического сопротивления чуток меньше, чем у "Жигулей", и больше, чем у короткой угловатой "Оки". У старой "Победы" таковой же, как у ВАЗ-2106. Даже у быстрого с виду "Святогора" исходя из убеждений аэродинамики очень плохой задок. Срыв потока происходит как раз по нижней кромке двери, наклоненной на 27°. В конечном итоге заднее стекло незапятнанное, но коэффициент сопротивления наихудший из вероятных.
1-ый российский автомобиль, к которому инженеры подошли со всей серьезностью еще на шаге разработки макета - ВАЗ 2110. В итоге на больших скоростях "10-ка" разгоняется еще охотнее "девятки" с таким же движком, а экономия горючего явна даже на глаз.
Чтоб понизить сопротивление воздуха, нужно свести к минимуму лобовую площадь либо коэффициент обтекаемости. Лобовая площадь уже устоялась и изменяется зависимо от класса машины приблизительно от 1,5 до 2,5 м2. Уменьшить ее можно, разве что усадив пассажиров в затылок друг дружке. Отлично, если их будет два. А пятерых гуськом? Как ни крути, остается обтекаемость. Существует несколько разновидностей, разбитых по осям координат. Так как автомобиль обычно движется вперед, конструкторов интересует сначала та, что идет повдоль оси машины, по координате "х". Поэтому коэффициент обтекаемости так и именуется - Сх.
Подноготная Сх
Чтоб уяснить, что же все-таки это такое, разберемся, из чего складывается воздействие воздуха на автомобиль. До 13% всех утрат заносит сопротивление выступов. Это неважно какая выступающая часть машины (зеркало, антенна, брызговики, дверные ручки и т.д.). Вот поэтому на современных машинах нет ни форточек, ни водосточных желобков. Внутреннее сопротивление съедает до 10% всех утрат. Создается при прохождении воздуха через систему остывания и вентиляцию. Понизить его без вреда для мотора и комфорта нереально.
"Прилипанию" струй воздуха к поверхности кузова (сопротивление трения) принято отводить до 11% утрат. Действует исключительно в очень узкой, прилежащей к стенам зоне, именуемой пограничным слоем, и поэтому находится в зависимости от свойства покраски автомобиля. Сопротивление трения грязной машины может быть в 2-4 раза больше, чем свежевымытой.
Разность давлений на верхнюю и нижнюю части кузова именуют индуктивным сопротивлением. Это сила, которая стремится оторвать машину от дороги. Ее толика - около 8%.
Наибольший вклад (до 58% всех утрат) приходится на профильное сопротивление, задаваемое самой формой кузова. Так как автомобиль движется, воздух перед ним уплотнен. Поток, идущий по высшей части кузова, неоднократно отрывается от него, создавая области пониженного давления. В задней части поток совсем отрывается. Там появляется мощнейший вихревой след и область огромных отрицательных давлений. Конкретно совершенствованием формы кузова и добиваются большего понижения Сх.
Неподдающаяся
К огорчению, обтекаемость формы кузова расчету не поддается. Все познания о воздушном сопротивлении получены экспериментально, обдувом в аэродинамических трубах.
Передняя часть автомобиля должна быть низкая и широкая, без острых углов, чтоб не было отрыва потоков воздуха. Лучший наклон ветрового стекла 48-55°. Больший угол улучшает аэродинамику некординально.
Наибольшее воздействие на коэффициент обтекаемости оказывает задняя часть автомобиля по той обычный причине, что там поток обрывается и - главное - образуются завихрения. Эти самые завихрения и приносят главные утраты, при этом наибольшее воздействие на Сх оказывает угол наклона задней части. На графике показано воздействие этого угла на коэффициент сопротивления воздуха и положение полосы отрыва. На автомобилях с круто срезанной задней частью, с углом от 40 до 90 градусов, линия отрыва идет по задней кромке крыши, и вихри не появляются.
Если наклон уменьшать, то можно получить граничное значение угла, при котором линия отрыва перебегает с кромки крыши на нижнюю кромку наклонной поверхности задка. Образуются два крутящихся внутрь продольных вихря, которые порождают сильное разрежение.
Предстоящее уменьшение наклона задка вновь понижает аэродинамическое сопротивление, так как продольные вихри ослабляются. При угле в 23° выходит значение Cв=0,40, такое же, как у автомобиля с круто срезанной задней частью. Лучший угол исходя из убеждений аэродинамики близок к 10°, но по суждениям сборки и безопасности так очень наклонить стекло нереально.
Дурилки
Противотуманные фары, фартуки, длинноватая антенна, намордники с кокетливыми ушками и багажник на крыше могут поднять Сх обыкновенной "шестерки" с 0,46 до 0,58, а то и больше.
Малосведущий в аэродинамике может поверить, что пластмассовые дефлекторы на фронтальной кромке капота сдувают комаров с ветрового стекла. По сути эта "мухобойка" своими наточенными краями только завихряет воздух, и больше ничего. Другая престижная финтифлюшка - дефлектор на отверстия вентиляции - будет работать лучше, если... его перевернуть задом наперед. Антикрыло почему-либо в большинстве случаев устанавливают в зоне аэродинамической тени. Может быть, так привлекательнее, но толку никакого. За редчайшим исключением, хоть какой обвес несет только одну функцию: не считая расходов за покупку и установку, он принудит раскошелиться за излишние литры бензина.
Предлагаем сопоставить различные Сх:
0,46 "Победа"
0,5 ВАЗ-2105
0,46 ВАЗ-2109
0,44 ВАЗ-21099
0,40 "Ока"
0,39 "Святогор"
0,34 ВАЗ-2110
0,37 ВАЗ-2111
0,32 ВАЗ-2112