Работа на износ
Работа на износ
Вопрос стабильности сцепных параметров очень животрепещущ. С новым изделием все понятно: есть результаты теста, оценки, замеры. Как поведет себя шина в последующем сезоне? Одно дело свежайший протектор и новые зубастые шипы и совершенно другое – спустя год и тыщи км пробега.
Michelin X-Ice North. Мы длительно приценивались к методикам схожих испытаний. Самая непростая и дорогая их часть – организация «конвоя». Конкретно так именуют шинники ресурсные тесты. Однообразные авто с различными шинами должны ходить в одних и тех же дорожных критериях, с схожими темпами разгона и торможения, прохождения поворотов и т.п., по другому результаты окажутся неправильными.
И вот прошлой осенью наша карусель закрутилась.
Nokian Hakkapeliitta 5. В размерности 175/65R14 решили отследить актуальный путь новинки прошедшего года Nokian Hakkapeliitta 5, предполагая, что в запланированном тесте сезонная шина выйдет на 1-ое место. С прогнозом мы малость промахнулись (см. ЗР, 2007, № 9), но проведенная работа оказалась очень увлекательной и полезной.
Даже спустя 5 тыс. км «индикатор окончания обкатки» у «Нокиан» отлично приметен. В конкуренты избрали Michelin X-Ice North – очень неплохую зимнюю шину, входившую по результатам прошлых тестов в тройку фаворитов. К тому же «Мишлен» делает акцент на стабильности черт собственных шин – вот мы ее и проверим.
Производители ничего не знали об этих испытаниях – мы просто взяли для зимних тестов по два комплекта шин, так что подопытными и контрольными стали шины из одних и тех же партий.
«Мишлен» изготовлен в Италии, «Нокиан» – в Рф, но обе компании утверждают, что качество шин не находится в зависимости от места производства.
ЕЗДА НА РАВНЫХ
В автопарке приличного учреждения мы отыскали две однообразные новые «Калины», которые вертелись по одному и тому же городскому маршруту. Водители осторожные, честные, не злоупотребляют скоростью и эффектными разгонами – для нашего теста наилучшего не сыскать.
Шины, очевидно, смонтировали на схожих дисках. Назовем эти комплекты М2 (Michelin) и N2 (Nokian).
1-ые 500 км, обыкновенно, обкатывали шины, дальше ездили в обыкновенном режиме. Для чистоты опыта каждые две недели перебрасывали колеса с фронтальной на заднюю ось, раз за месяц меняли их меж машинами и молились, чтоб никто случаем не пробил колесо на выбоине либо не изловил арматуру – тогда вся работа насмарку.
И вот итог. За зиму «Калины» прошли по 5 тыс. км (поточнее, 4970 км – N2 и 5300 км – М2 ) – довольно, чтоб оценить конфигурации в шинах.
К этому времени завершились наши главные испытания, в каких контрольные комплекты M1 и N1 пробежали по 600 км (500 обкатки и 100 пройдено в тестах).
ТРУДОВЫЕ Утраты
Перед проведением итоговых замеров кропотливо осматриваем оба «ресурсных» комплекта.
У «Мишлена» все шипы на месте – неплохой показатель для городского асфальта. Выступание шипов – 1,3–2,1 мм, неравномерность – 0,8 мм – больше, чем хотелось бы. Укатали их наши дороги.
«Нокиан», невзирая на чуток наименьший пробег, растеряла 5 шипов из комплекта. Три – на одной, по одному – на 2-ух и одна шина осталась «при своих». Шипы торчат на 1,0–2,0 мм, разброс тут целый мм – много!
Не считая того, у «Нокиан» практически на всех шашках вокруг шипов сохранились выступающие ребрышки. А ведь они, по заявлению производителя, – индикаторы обкатки и должны стереться к ее окончанию. Но сколько же обкатывать, если и 5 тыс. км не срок? Кстати, спецы «Нокиан», осматривавшие шины, так и не смогли это откомментировать. Зато злые языки молвят, что эти ребрышки не что другое, как метод перехитрить соперников. Дело в том, что выступание шипов определяют от высшей точки протектора, потому шип «Нокиан», формально торчащий по норме, на самом деле оказывается длиннее. Как раз на высоту ребрышек.
Замеры решаем проводить лишь на льду, так как протекторы у обоих комплектов фактически не изношены – видимо, городские режимы движения оказались очень щадящими, а водители – уж очень осторожными. Поменялись только шипы – величина их выступания и ее разброс, да чуток притупились рабочие кромки.
Тестовый автомобиль – ВАЗ-2112, тот же, что и в главных испытаниях.
ДУБЛЬ-ТЕСТ
Температура воздуха при испытаниях – минус 2–4 градуса. В этих критериях «Нокиан» оказывается чуток лучше «Мишлена» в разгоне и на ледяном круге при движении внатяг. А ведь в главных тестах при температуре минус 10–12 градусов «Мишлен» во всех упражнениях был наилучшим.
Зато в тормозах «Нокиан», по-прежнему, серьезно проигрывает.
Но наша задачка на данный момент не ассоциировать производителей, а найти конфигурации в свойствах шин после пятитысячного зимнего пробега по отношению к новым.
Оба комплекта «Мишлен» во всех упражнениях практически не различаются. Другими словами, отличия результатов лежат в границах погрешности измерений: X-Ice North через 5 тыс. км пробега (даже с хвостиком!) сохранил свои сцепные характеристики на льду фактически первозданными. Поздравляем!
HKPL 5 за те же 5 тыс. км теряет цепкость. В разгоне утраты более 14% (это сильно много!), на «тормозах» и ледяном круге внатяг – более 4%, в буксовании на ледяном круге – 2,5%. По нашему воззрению, значимая часть вины за эти «потери» лежит на далековато не безупречной ошиповке.
P.S. Спецы компании Nokian заверили, что в 2007 году шины Nokian HKPL 5 модернизированы. При покупке направьте внимание на год выпуска.
Мировоззрение профессионалов:
M2: ничем не отличается от М1, пробег никак не воздействовал на хорошие боевые свойства шины.
N2: усугубилась динамика разгона при буксовании: чуток перебрал с газом – и ускорение падает. На круге стало очевидно ужаснее: машина повсевременно пробует сорваться в занос, труднее изловить предельную скорость.