Прохладный расчет
Прохладный расчет
На морозе сжимается практически все. Даже ампер-часы.
Зима для батарей хороша исключительно в одном отношении: саморазряда при низких температурах практически нет. В остальном же – все плохо. Удельное сопротивление электролита и сепараторов растет на холоде в пару раз, а поэтому батарея на теоретическом уровне не может выдать ток, который отдала бы на солнышке. Не достаточно того, принять обычный зарядный ток она тоже не может, вроде бы ни пыхтел генератор. И чем холоднее на улице, тем ужаснее ей живется.
По правилам проверку электронных характеристик батарей проводят при минус 18°С. Что будет далее, не знает никто. ГОСТ 959-2002 хоть и просит работоспособности при минус 40°С, но гласит только о плотности батарей, при этом без электролита. Нас заинтриговало совершенно другое – какая из батарей «помрет» последней при более низких температурах? И при каких конкретно? Никакими эталонами такая проверка не предусмотрена. Потому решили действовать так: взять десяток брендов, победивших в предшествующей экспертизе, и устроить забег чемпионов к «полюсу холода», равномерно снижая температуру с шагом в три градуса. Для большей объективности заполучили в столичных магазинах по два экземпляра каждой марки.
РАЗМИНКА
Приобретенные батареи, как указывает весь наш опыт, могли пролежать на полках совсем различное время. Пошли мы их в морозильник немедля, многие могли бы совсем незаслуженно не выдержать пытки холодом. В конце концов, изготовитель не повинет, если его изделие попадает к потребителю, выскажемся так, в состоянии 2-ой свежести. Потому поначалу провели «разминку»: батареи пару раз стопроцентно разрядили и зарядили. Начальные характеристики, обычно, при всем этом восстанавливаются.
О корректности такового подхода молвят результаты сопоставления запасной емкости (измеряется в минутках разряда током 25 А) в состоянии поставки и после третьего цикла. Например, батареи «ЗиД» из Коврова почему-либо длительно не находили покупателей: тем временем их емкость свалилась соответственно до 26 и 30 минут! Зато после третьего цикла эти батареи отблагодарили за заботу емкостью 105 и 109 минут, малость уступив только «Зверю»! Тот, в свою очередь, тоже попал к нам изголодавшимся: 36 и 43 минутки – мало будет.
Потом все батареи прошли контрольное испытание заявленным током прохладной прокрутки при минус 18°С. Этот отборочный тур нашего чемпионата выдержали все, при этом в фаворитах оказались оба «АкТеха». Может быть, конкретно они и выиграют схватка с Дедом Морозом?
ЧТО-ТО СТАЛО ХОЛОДАТЬ...
Сейчас температуру в камере начали понижать с шагом в 3°С (очевидно, перед каждой новейшей попыткой начальный заряд восстанавливали). Все батареи решили поставить в равные условия, нагрузив не заявленным, а единым для всех током – 420 А. Напряжение отсечки тоже снизили с 7,5 до 6 В. Это тот порог, когда в автомобиле еще должна работать остальная электрика и электроника.
Итак, на шкале указателя температуры минус 21°С. Россиян таким морозом не напугать, батареи тоже выстояли. В фаворитах – как и раньше «АкТех»: после 10 с напряжение на клеммах – 7,85 и 7,88 В. На пятки наступают турецкие Mutlu, наши «АКОМ-Гранд» и «Исток». Мороз крепнет: на дворе минус 24°С. Батареи уже не способны сохранить гостовские 7,5 В на десятой секунде разряда. Но наши требования выдерживают пока все. Идем на минус 27°.
1-ая семерка на табло цифрового вольтметра начинает изменяться на шестерку. Но не у всех: вперед вырываются Mutlu (7,12 и 7,08 В), «АКОМ-Гранд» (7,11 и 7,04 В) и южноамериканский Medalist (7,09 и 7,03 В)... Столбик указателя температуры перебегает отметку в минус 30°С. Это – знаковая величина: 7 В не выдает больше никто. Более того, некие сдались. Это – один из «огненных мячиков» FireBall, отключившийся на восьмой секунде, и ковровский «ЗиД» – сломался уже через 5 с. При этом, если 2-ой FireBall еще хочет побороться, то «ЗиД» очевидно погибает. Предстоящего похолодания он точно не выдержит.
Компрессор морозильной камеры продолжает работу. На шкале минус 33°С. И вот он – момент правды! Их осталось совершенно не достаточно – стойких свинцовых солдатиков. Пытку выдержал один из «медалистов», один из «истоков» и один из «грандов». До порога в 6,0 В им остались практически милливольты. А чемпионами становятся... как бы теплолюбивые турецкие Mutlu! На десятой секунде на их клеммах все еще 6,36 и 6,34 В – по идее, исправный мотор должен завестись.
Чтоб исключить всякие сомнения, мы спустились еще на одну температурную ступень – минус 36°С. Сейчас Mutlu отказали через 7 и 8 с, наилучшие же из экземпляров Medalist, «АКОМ-Гранда» и «Истока» могли бы, на теоретическом уровне, крутить стартер от 1 до 3 с. Но это уже несерьезно...
10-е место
«ЗиД» 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ОАО «Завод им. Дегтярева», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1400 руб.
Самая доступная батарея в нашем тесте, видимо, подольше всех ожидала собственного покупателя. После тренировки оживилась и показала очень хорошую емкость. При минус 18°С не уступала белорусскому «Зубру», но сдалась при 30-градусном морозе.
9-е место
Varta C15w
Заявленный изготовитель – не указан
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Как ни крутили достаточно недорогую батарею, найти фирму-изготовитель и страну происхождения не смогли. Судя по штрих-коду – Германия. Минус 30°С для нее – предел, но еще рабочий.
8-е место
«Зверь» 6СТ-55А3У
Заявленный изготовитель – ООО «Аккумуляторные технологии», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1800 руб.
Судя по стоимости – зверек породистый. Да и на него длительно не было покупателей. Зато после разминки показал наибольшую емкость. Температурный предел тот же – минус 30°С.
7-е место
«АкТех» 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «АкТех», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Экономная батарея из Свирска. Но мороз держит чуток лучше «зверского» родича. При минус 33°С одна сдалась на четвертой секунде, другая не работала совершенно. Но при минус 18°С была первой – как и в прошедшем тесте!
6-е место
FireBall 55 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «Источник тока Курский», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1600 руб.
Если оценивать работоспособность при минус 33°С в секундах, эта батарея выдержала на одну подольше. С другой стороны, до требуемых 10 с ей далековато, к тому же 2-ая батарея вообщем отказалась работать в этих критериях!
5-е место
Zubr 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «Полесские аккумуляторы», Белоруссия
Приблизительная стоимость – 1700 руб.
Семь секунд вращения стартера при минус 33°С – это уже лучше. Но для победы недостаточно. Запасная емкость у этой батареи самая низкая. И при минус 18°С – середнячок, менее того.
4-е место
«Исток»
Заявленный изготовитель – ООО «Источник тока Курский», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Эта батарея первой выдержала испытание морозом в минус 33°С и даже пробовала «крутить стартер» при минус 36°С. Как досадно бы это не звучало, только секунду. А с полоборота при таковой температуре точно никто не заводится.
3-е место
Medalist Premium Battery
Заявленный изготовитель – Delphy Energy, США
Приблизительная стоимость – 1900 руб.
Самая дорогая батарея теста с наибольшим током прохладной прокрутки. Один из «медалистов» отработал при минус 33°С и выдержал минус 36°С в два раза подольше – 2 секунды. По остальным характеристикам тоже находится в первой тройке участников.
2-е место
«АКОМ-Гранд»
Заявленный изготовитель – ЗАО «АКОМ», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1600 руб.
Одна из батарей была лучше «Медалиста», другая – ужаснее. Качество неустойчиво от экземпляра к экземпляру. При минус 30°С обе работают накрепко. Выйти на 2-ое место при собственной стоимости – хороший итог!
1-е место
Mutlu Evolution
Заявленный изготовитель – Mutlu Starter Batteries, Турция
Приблизительная стоимость – 1800 руб.
Турецкая «Красная Эволюция» имеет 2-ой по величине заявленный ток прохладной прокрутки – 480 А. Это и сказалось на итогах теста. Требовавшиеся от нее 420 А она просто выдала при минус 33°С и даже при минус 36°С имела шанс завести мотор – 8 секунд, это достаточно длительно!
На морозе сжимается практически все. Даже ампер-часы.
Зима для батарей хороша исключительно в одном отношении: саморазряда при низких температурах практически нет. В остальном же – все плохо. Удельное сопротивление электролита и сепараторов растет на холоде в пару раз, а поэтому батарея на теоретическом уровне не может выдать ток, который отдала бы на солнышке. Не достаточно того, принять обычный зарядный ток она тоже не может, вроде бы ни пыхтел генератор. И чем холоднее на улице, тем ужаснее ей живется.
По правилам проверку электронных характеристик батарей проводят при минус 18°С. Что будет далее, не знает никто. ГОСТ 959-2002 хоть и просит работоспособности при минус 40°С, но гласит только о плотности батарей, при этом без электролита. Нас заинтриговало совершенно другое – какая из батарей «помрет» последней при более низких температурах? И при каких конкретно? Никакими эталонами такая проверка не предусмотрена. Потому решили действовать так: взять десяток брендов, победивших в предшествующей экспертизе, и устроить забег чемпионов к «полюсу холода», равномерно снижая температуру с шагом в три градуса. Для большей объективности заполучили в столичных магазинах по два экземпляра каждой марки.
РАЗМИНКА
Приобретенные батареи, как указывает весь наш опыт, могли пролежать на полках совсем различное время. Пошли мы их в морозильник немедля, многие могли бы совсем незаслуженно не выдержать пытки холодом. В конце концов, изготовитель не повинет, если его изделие попадает к потребителю, выскажемся так, в состоянии 2-ой свежести. Потому поначалу провели «разминку»: батареи пару раз стопроцентно разрядили и зарядили. Начальные характеристики, обычно, при всем этом восстанавливаются.
О корректности такового подхода молвят результаты сопоставления запасной емкости (измеряется в минутках разряда током 25 А) в состоянии поставки и после третьего цикла. Например, батареи «ЗиД» из Коврова почему-либо длительно не находили покупателей: тем временем их емкость свалилась соответственно до 26 и 30 минут! Зато после третьего цикла эти батареи отблагодарили за заботу емкостью 105 и 109 минут, малость уступив только «Зверю»! Тот, в свою очередь, тоже попал к нам изголодавшимся: 36 и 43 минутки – мало будет.
Потом все батареи прошли контрольное испытание заявленным током прохладной прокрутки при минус 18°С. Этот отборочный тур нашего чемпионата выдержали все, при этом в фаворитах оказались оба «АкТеха». Может быть, конкретно они и выиграют схватка с Дедом Морозом?
ЧТО-ТО СТАЛО ХОЛОДАТЬ...
Сейчас температуру в камере начали понижать с шагом в 3°С (очевидно, перед каждой новейшей попыткой начальный заряд восстанавливали). Все батареи решили поставить в равные условия, нагрузив не заявленным, а единым для всех током – 420 А. Напряжение отсечки тоже снизили с 7,5 до 6 В. Это тот порог, когда в автомобиле еще должна работать остальная электрика и электроника.
Итак, на шкале указателя температуры минус 21°С. Россиян таким морозом не напугать, батареи тоже выстояли. В фаворитах – как и раньше «АкТех»: после 10 с напряжение на клеммах – 7,85 и 7,88 В. На пятки наступают турецкие Mutlu, наши «АКОМ-Гранд» и «Исток». Мороз крепнет: на дворе минус 24°С. Батареи уже не способны сохранить гостовские 7,5 В на десятой секунде разряда. Но наши требования выдерживают пока все. Идем на минус 27°.
1-ая семерка на табло цифрового вольтметра начинает изменяться на шестерку. Но не у всех: вперед вырываются Mutlu (7,12 и 7,08 В), «АКОМ-Гранд» (7,11 и 7,04 В) и южноамериканский Medalist (7,09 и 7,03 В)... Столбик указателя температуры перебегает отметку в минус 30°С. Это – знаковая величина: 7 В не выдает больше никто. Более того, некие сдались. Это – один из «огненных мячиков» FireBall, отключившийся на восьмой секунде, и ковровский «ЗиД» – сломался уже через 5 с. При этом, если 2-ой FireBall еще хочет побороться, то «ЗиД» очевидно погибает. Предстоящего похолодания он точно не выдержит.
Компрессор морозильной камеры продолжает работу. На шкале минус 33°С. И вот он – момент правды! Их осталось совершенно не достаточно – стойких свинцовых солдатиков. Пытку выдержал один из «медалистов», один из «истоков» и один из «грандов». До порога в 6,0 В им остались практически милливольты. А чемпионами становятся... как бы теплолюбивые турецкие Mutlu! На десятой секунде на их клеммах все еще 6,36 и 6,34 В – по идее, исправный мотор должен завестись.
Чтоб исключить всякие сомнения, мы спустились еще на одну температурную ступень – минус 36°С. Сейчас Mutlu отказали через 7 и 8 с, наилучшие же из экземпляров Medalist, «АКОМ-Гранда» и «Истока» могли бы, на теоретическом уровне, крутить стартер от 1 до 3 с. Но это уже несерьезно...
10-е место
«ЗиД» 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ОАО «Завод им. Дегтярева», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1400 руб.
Самая доступная батарея в нашем тесте, видимо, подольше всех ожидала собственного покупателя. После тренировки оживилась и показала очень хорошую емкость. При минус 18°С не уступала белорусскому «Зубру», но сдалась при 30-градусном морозе.
9-е место
Varta C15w
Заявленный изготовитель – не указан
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Как ни крутили достаточно недорогую батарею, найти фирму-изготовитель и страну происхождения не смогли. Судя по штрих-коду – Германия. Минус 30°С для нее – предел, но еще рабочий.
8-е место
«Зверь» 6СТ-55А3У
Заявленный изготовитель – ООО «Аккумуляторные технологии», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1800 руб.
Судя по стоимости – зверек породистый. Да и на него длительно не было покупателей. Зато после разминки показал наибольшую емкость. Температурный предел тот же – минус 30°С.
7-е место
«АкТех» 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «АкТех», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Экономная батарея из Свирска. Но мороз держит чуток лучше «зверского» родича. При минус 33°С одна сдалась на четвертой секунде, другая не работала совершенно. Но при минус 18°С была первой – как и в прошедшем тесте!
6-е место
FireBall 55 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «Источник тока Курский», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1600 руб.
Если оценивать работоспособность при минус 33°С в секундах, эта батарея выдержала на одну подольше. С другой стороны, до требуемых 10 с ей далековато, к тому же 2-ая батарея вообщем отказалась работать в этих критериях!
5-е место
Zubr 6СТ-55А3
Заявленный изготовитель – ООО «Полесские аккумуляторы», Белоруссия
Приблизительная стоимость – 1700 руб.
Семь секунд вращения стартера при минус 33°С – это уже лучше. Но для победы недостаточно. Запасная емкость у этой батареи самая низкая. И при минус 18°С – середнячок, менее того.
4-е место
«Исток»
Заявленный изготовитель – ООО «Источник тока Курский», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1500 руб.
Эта батарея первой выдержала испытание морозом в минус 33°С и даже пробовала «крутить стартер» при минус 36°С. Как досадно бы это не звучало, только секунду. А с полоборота при таковой температуре точно никто не заводится.
3-е место
Medalist Premium Battery
Заявленный изготовитель – Delphy Energy, США
Приблизительная стоимость – 1900 руб.
Самая дорогая батарея теста с наибольшим током прохладной прокрутки. Один из «медалистов» отработал при минус 33°С и выдержал минус 36°С в два раза подольше – 2 секунды. По остальным характеристикам тоже находится в первой тройке участников.
2-е место
«АКОМ-Гранд»
Заявленный изготовитель – ЗАО «АКОМ», Наша родина
Приблизительная стоимость – 1600 руб.
Одна из батарей была лучше «Медалиста», другая – ужаснее. Качество неустойчиво от экземпляра к экземпляру. При минус 30°С обе работают накрепко. Выйти на 2-ое место при собственной стоимости – хороший итог!
1-е место
Mutlu Evolution
Заявленный изготовитель – Mutlu Starter Batteries, Турция
Приблизительная стоимость – 1800 руб.
Турецкая «Красная Эволюция» имеет 2-ой по величине заявленный ток прохладной прокрутки – 480 А. Это и сказалось на итогах теста. Требовавшиеся от нее 420 А она просто выдала при минус 33°С и даже при минус 36°С имела шанс завести мотор – 8 секунд, это достаточно длительно!