Незаметная вмятина
Незаметная вмятина
Читатель, естественно, увидел, как много внимания мы уделяем охлаждающей системе. Это не случаем: ведь для «здоровья» мотора остывание более принципиально, чем смазка. Откажет питание либо зажигание – мотор просто остановится. А вот нарушения термического режима неопытный шофер может и не увидеть, но в данном случае движок выходит из строя, а обладатель оплачивает дорогой ремонт!
Вот так выглядели каналы водяной рубахи в блоке цилиндров. На стенах белоснежный налет – следствие периодических перегревов воды и самого мотора. В особенности ярко покрашены поверхности в зоне первого цилиндра. Что тут – трещинка, прогар прокладки? Да, тако О фокусах системы остывания хоть какой ремонтник может говорить длительно. Случаются и такие, что причину с ходу не отыщешь, а обнаружив, не сходу объяснишь. Многие недостатки интернациональны: если гаражный «дядя Вася» дорвется до ремонта иномарки, итог будет таким же, как на «Волге» либо «Запорожце». Прав был Марк Твен: «Неудачливые молотобойцы становятся часовщиками». А в наш век – авторемонтниками.
Забоина – обычный след «дяди Васи» – не сходу ринулась в глаза. Этот «канал» соединил камеру сгорания с охлаждающей системой! Глубина – всего 0,07 мм. Малость? Но этого хватило, чтоб при насыщенных процессах раскаленные газы прорывались из цилиндра в с «Жигуленок» попал к нам с очевидной, на 1-ый взор, неувязкой – недостаточно действенным остыванием. Принципиальная деталь: 2-мя годами ранее, по словам владельца, мотор ВАЗ-2103 не перегревался даже на серпантинах Кавказа, но после той поездки случилось много событий. К 120 тыщам машина стала вянуть, и владелец обратился к гаражному «умельцу». Тот притер клапаны – мотор оживился. Грянули морозы, и шофер, в гололедь ездивший потихоньку, даже не подозревал о вероятных дилеммах с остыванием. Только весной увидел, что у «семерки» появился ограничитель – при скорости за 100 стрелка температуры настойчиво лезла в красноватую зону!
К 145 тыщам владелец три раза поменял термостат, поставил сильную «нивовскую» помпу и новый радиатор, в верхний патрубок которого врезал датчик температуры – пусть вентилятор врубается ранее! Даже прокладку головки менял два раза. Головку инспектировал – никаких признаков коробления. Но машина упорно перегревалась. Тогда блок мотора расточили в хорошей фирме, сделали платохонингование, поменяли поршни, кольца, клапаны. Но скоро стало ясно, что на томных режимах мотор все таки перегревается.
В этом состоянии машина попала к нам. И что все-таки? На холостом ходу – ни прорыва газов в охлаждающую жидкость, ни роста температуры. А при завышенных нагрузках бурлит! В «Тосоле» видна перспективная муть: меж камерами сгорания и охлаждающей системой свищ! Но – где? Состояние прокладки, заглушек и т.д. мы, естественно, проверим. А если в головке трещинка? Убедившись, что характеристики устройств зажигания и питания в норме, головку сняли для опрессовки – но она даже не потребовалась. Часть открывшейся картины – на фото.
Не сходу рассмотрели вмятину на привалочной плоскости около первой камеры сгорания: очевидный след неаккуратного воззвания «мастера» со снятыми деталями. Этой забоины хватило, чтоб появились трудности с остыванием – обжатая прокладка не выручила от прорыва раскаленных газов в рубаху остывания. Напомню: мотор стал перенагреваться после вмешательства «дяди Васи», но до основательного ремонта с хонингованием. Виновник известен, ему и «спасибо». К счастью, до особо томных последствий не дошло. На кромках 3-х выпускных клапанов при кропотливом исследовании нашли микротрещины, у 1-го трещинка была уже развитая – длиной мм восемь, с выходом к стеблю клапана. Это истинное «начало конца». Таковы результаты многократного перегрева.
А ведь сегодня на рынке много приспособлений для грамотного воззвания с деталями: от рассухаривателей клапанов до щитов для закрепления головки. На худенький конец, в гараже эту роль выполнит обычный древесный брус – только бы привалочной плоскости головки не коснулся твердый металл верстака либо разбросанных по нему ключей.
Завершилась история фрезерованием привалочной плоскости головки. Сняли слой шириной всего 0,08 мм, что не воздействовало на работу мотора в дальнейшем.