Трактор на плаву
Трактор на плаву
С этой уникальной техникой, несущей тракторный номер на корме, читатели знакомы уже издавна (ЗР, 1999, № 7). Тольяттинская компания ПСА БРОНТО выпускает оригинальное транПодвесканое средство завышенной проходимости более 10 лет (1-ая машина была представлена еще на МИМС-95). За этот период времени продано более пятисот таких машин. Но если в 1995-м делали единственный вариант с кузовом «Нивы» ВАЗ-2121, то сейчас снегоболотоходов – целое семейство.
МАРШ МОДИФИКАЦИЙ
На выбор – четыре варианта кузова на 2-ух колесных базах. Напомним, в базе машины рама, сделанная из уазовской. Мосты, рессоры и карданные валы тоже переделаны из деталей армейского внедорожника. Мосты, к примеру, с бортовыми редукторами (но с главными парами от безредукторных) и самоблокирующимися дифференциалами. Над рамой – «территория ВАЗа». Кузов – от трех- либо 5-и дверной «Нивы», называемой сейчас «Лада 4х4». К слову, «Марш-Лонг» (с 5-и дверным кузовом) пользуется завышенным спросом, только для БРОНТО добыть таковой из ОПП еще труднее, чем обыденный маленький с головного сборочного потока. Агрегат – впрысковый движок 21214 с коробкой и «нивовской» же раздаткой. Длиннющий кузов монтируют на шасси с удлиненной колесной базой – 3012 мм против стандартной 2685. Не так издавна прибавились еще две версии – маленький «Марш-Пикап» и длиннющий «Марш-Турист» (с мини-кунгом в задней части). Все машины обустроены гидроусилителями управляющего управления производства ИНМАШ (Стерлитамак). Колеса с недавнешнего времени тоже можно выбирать. «Трэкол» (производства одноименной компании) – на таких «Марш» делал свои 1-ые шаги. Их водоизмещение позволяет недлинной машине держаться на плаву. Отлично зарекомендовали себя на любом снегу, работают при давлении от 0,05 до 0,4 атм, не повреждают верхний слой земли.
Кандидатура – шины «Экстрим» столичного Завода экспериментального транПодвескаа – чуток меньше в поперечнике, но с развитыми грунтозацепами, что делает движение машины по грязищи более уверенным.
Брызги, поднимаемые шинами, хоть и смотрятся красиво, но скорости не добавляют. ПРОБА
На асфальте «Марш» внезапно оказывается очень оживленным. В машине не по-«нивовски» комфортабельно – кузов-то закреплен на раме через резиновые подушки, а поэтому шум от агрегата и коробки фактически не передается. Слышно только, как шуршат об асфальт покрышки... Но шоссе – не его стихия.
Обыденные фары не адаптированы к работе под водой – протекают. Сворачиваем на грунтовку и пробираемся к озеру. Загорающий на берегу люд с удивлением поглядывает на странноватые, гигантских размеров «нивы». Вблизи есть крутые песочные косогоры, на которых обыкновенной «Ниве» пришлось бы значительно потрудиться. На «Марше» пониженную в раздатке, вторую в коробке, газ можно не жать. На песочном подъеме главное – не газовать, чтоб не провернулись колеса. Неторопливо поднимаемся, медлительно разворачиваемся – в поворотах малого радиуса фронтальные колеса немного проскальзывают, распрямляя линию движения (срабатывает самоблокирующийся дифференциал). Так же плавненько спускаемся и переползаем через любые препятствия. Разница меж этими 2-мя машинами – в геометрической проходимости и... ездовом комфорте. Коротышка просто преодолевает изломы хоть какой крутизны, но немного «козлит» на неровностях грунтовки. «Марш-Лонг» не настолько подвижен, зато на кочках идет практически как лимузин – степенно покачиваясь.
Ходовая часть «Марша» – от армейского внедорожника. ЗАПЛЫВ
Купание решаем открыть на коротышке – у него и масса гораздо меньше, и колеса крупнее. 1-ый вход в воду с неотклонимым наблюдением за «ватерлинией» – колеса можно опустить менее чем на две третьих. Машина медлительно сползает в воду по дну, и вот мы уже плывем!
Управляться с большими колесами помогает гидроусилитель. «Марш», естественно, не торпедный катер, огромную скорость в воде развить не сумеет. Советы по «сплаву» те же, что и при движении в гору: 2-ая пониженная, без газа. Огромные обороты и брызги, поднимаемые колесами, хоть и смотрятся красиво, но только замедляют движение. Парусность у машины большая, поэтому против сильного ветра она плыть не может. Вобщем, этого от нее и не требуется. Довольно, чтоб не утонула в болоте и преодолевала маленькие водные преграды.
Включив заднюю, разворачиваемся и ждем, когда «трэколы» догребут до берега. Выезд из воды не вызывает никаких проблем – нащупав колесами грунт, машина уверенно выползает на сушу.
КОМУ СЛУЖИТ «МАРШ»
Приблизительно половина проданных машин эксплуатируется в северных районах Западной Сибири и Далекого Востока. Четверть – в средней полосе: в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Оренбурге и на Южном Урале, еще четверть в южных районах – на Северном Кавказе, Ставрополье, в Ростовской области, также в Казахстане.
Половину снегоболотоходов приобретают личные лица – для охоты, рыбалки и экстремальных путешествий. Вторую – нефтегазодобывающие компании, изыскатели, энергетики (сервис ЛЭП в труднопроходимых местах), МЧС, администрация северных районов.
Более пользующиеся популярностью функции – лебедки, лючки в крыше, фары-искатели, дополнительные обогреватели салона и предпусковые подогреватели мотора.
С этой уникальной техникой, несущей тракторный номер на корме, читатели знакомы уже издавна (ЗР, 1999, № 7). Тольяттинская компания ПСА БРОНТО выпускает оригинальное транПодвесканое средство завышенной проходимости более 10 лет (1-ая машина была представлена еще на МИМС-95). За этот период времени продано более пятисот таких машин. Но если в 1995-м делали единственный вариант с кузовом «Нивы» ВАЗ-2121, то сейчас снегоболотоходов – целое семейство.
МАРШ МОДИФИКАЦИЙ
На выбор – четыре варианта кузова на 2-ух колесных базах. Напомним, в базе машины рама, сделанная из уазовской. Мосты, рессоры и карданные валы тоже переделаны из деталей армейского внедорожника. Мосты, к примеру, с бортовыми редукторами (но с главными парами от безредукторных) и самоблокирующимися дифференциалами. Над рамой – «территория ВАЗа». Кузов – от трех- либо 5-и дверной «Нивы», называемой сейчас «Лада 4х4». К слову, «Марш-Лонг» (с 5-и дверным кузовом) пользуется завышенным спросом, только для БРОНТО добыть таковой из ОПП еще труднее, чем обыденный маленький с головного сборочного потока. Агрегат – впрысковый движок 21214 с коробкой и «нивовской» же раздаткой. Длиннющий кузов монтируют на шасси с удлиненной колесной базой – 3012 мм против стандартной 2685. Не так издавна прибавились еще две версии – маленький «Марш-Пикап» и длиннющий «Марш-Турист» (с мини-кунгом в задней части). Все машины обустроены гидроусилителями управляющего управления производства ИНМАШ (Стерлитамак). Колеса с недавнешнего времени тоже можно выбирать. «Трэкол» (производства одноименной компании) – на таких «Марш» делал свои 1-ые шаги. Их водоизмещение позволяет недлинной машине держаться на плаву. Отлично зарекомендовали себя на любом снегу, работают при давлении от 0,05 до 0,4 атм, не повреждают верхний слой земли.
Кандидатура – шины «Экстрим» столичного Завода экспериментального транПодвескаа – чуток меньше в поперечнике, но с развитыми грунтозацепами, что делает движение машины по грязищи более уверенным.
Брызги, поднимаемые шинами, хоть и смотрятся красиво, но скорости не добавляют. ПРОБА
На асфальте «Марш» внезапно оказывается очень оживленным. В машине не по-«нивовски» комфортабельно – кузов-то закреплен на раме через резиновые подушки, а поэтому шум от агрегата и коробки фактически не передается. Слышно только, как шуршат об асфальт покрышки... Но шоссе – не его стихия.
Обыденные фары не адаптированы к работе под водой – протекают. Сворачиваем на грунтовку и пробираемся к озеру. Загорающий на берегу люд с удивлением поглядывает на странноватые, гигантских размеров «нивы». Вблизи есть крутые песочные косогоры, на которых обыкновенной «Ниве» пришлось бы значительно потрудиться. На «Марше» пониженную в раздатке, вторую в коробке, газ можно не жать. На песочном подъеме главное – не газовать, чтоб не провернулись колеса. Неторопливо поднимаемся, медлительно разворачиваемся – в поворотах малого радиуса фронтальные колеса немного проскальзывают, распрямляя линию движения (срабатывает самоблокирующийся дифференциал). Так же плавненько спускаемся и переползаем через любые препятствия. Разница меж этими 2-мя машинами – в геометрической проходимости и... ездовом комфорте. Коротышка просто преодолевает изломы хоть какой крутизны, но немного «козлит» на неровностях грунтовки. «Марш-Лонг» не настолько подвижен, зато на кочках идет практически как лимузин – степенно покачиваясь.
Ходовая часть «Марша» – от армейского внедорожника. ЗАПЛЫВ
Купание решаем открыть на коротышке – у него и масса гораздо меньше, и колеса крупнее. 1-ый вход в воду с неотклонимым наблюдением за «ватерлинией» – колеса можно опустить менее чем на две третьих. Машина медлительно сползает в воду по дну, и вот мы уже плывем!
Управляться с большими колесами помогает гидроусилитель. «Марш», естественно, не торпедный катер, огромную скорость в воде развить не сумеет. Советы по «сплаву» те же, что и при движении в гору: 2-ая пониженная, без газа. Огромные обороты и брызги, поднимаемые колесами, хоть и смотрятся красиво, но только замедляют движение. Парусность у машины большая, поэтому против сильного ветра она плыть не может. Вобщем, этого от нее и не требуется. Довольно, чтоб не утонула в болоте и преодолевала маленькие водные преграды.
Включив заднюю, разворачиваемся и ждем, когда «трэколы» догребут до берега. Выезд из воды не вызывает никаких проблем – нащупав колесами грунт, машина уверенно выползает на сушу.
КОМУ СЛУЖИТ «МАРШ»
Приблизительно половина проданных машин эксплуатируется в северных районах Западной Сибири и Далекого Востока. Четверть – в средней полосе: в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Оренбурге и на Южном Урале, еще четверть в южных районах – на Северном Кавказе, Ставрополье, в Ростовской области, также в Казахстане.
Половину снегоболотоходов приобретают личные лица – для охоты, рыбалки и экстремальных путешествий. Вторую – нефтегазодобывающие компании, изыскатели, энергетики (сервис ЛЭП в труднопроходимых местах), МЧС, администрация северных районов.
Более пользующиеся популярностью функции – лебедки, лючки в крыше, фары-искатели, дополнительные обогреватели салона и предпусковые подогреватели мотора.