Поменять все!
Поменять все!
От Калифорнии до Москвы... Нигде любовь не следует законам логики! «Дэу-Леганза» 2001 г., много потрудившийся на американских дорогах, попав в Россию, здесь же обрел нового обладателя, который втюрился в просторную машину с мотором 2,2 л! «Пусть прошла 110 тыщ – все для нее сделаю! – божился владелец, решив дать «Леганзу» на исследование в внушительную фирму ОСТЕРН-АВТО. – Пусть спецы проверят машину, подремонтируют что нужно, а я уж за ценой не постою!»
Один из поршней «Леганзы». Вот он – итог работы на негожем бензине: маслосъемное кольцо закоксовано, избытки масла из цилиндра выкидывало в систему выпуска, машина дымила. По окончании ремонта мы открыли обладателю несколько адресов, где еще можно з Естественно, приняли щедрого автолюбителя как родного. И «просветили»! Со слов профессионалов, в США много таких дорог, которые убивают автомобиль так же, как наши. Не считая того, США, в среднем, достаточно южная страна: летом нелегко там автомобилю! В особенности худо охлаждающей системе, кондюку, аккуму, амортизаторам. В конце концов, принципиальная роль принадлежит людскому фактору: америкосы, в отличие от педантичных германцев, – разгильдяи: для многих автомобиль – железка, которую нет надобности в особенности сберегать. Ездят на дешевеньких маслах, фильтров не меняют, на стуки в подвеске не обращают внимания.
Если шланг «заламывается» (складывается), его живое сечение падает практически до нуля. Какая уж здесь вентиляция бензобака! При заправке воздух должен свободно покидать бак, по другому «сюрпризов» не миновать. Нужно поменять шланг новым либо, если допускает материал, н Короче, машину, прибывшую из США, нужно «перетряхнуть»! Как минимум, поменять приводные ремни, масла, воды и другие расходники, привести в порядок подвеску, управление, тормоза, систему остывания, а там и движок, коробку...
Обласканный таким приемом, наш герой не заикнулся о смете расходов на эти работы. Делайте, дескать, – и точка.
Разбирались фирмачи с «Леганзой» дней 5. И, в конце концов, повеселили: выходило, что обладатель доныне ездил на машине с неисправной подвеской и тормозами, а сейчас «Дэу» стал ласков, как лохматый котенок! В тормозах очень почти все поменяли. Исключение – колесные цилиндры, которые пришлось бы заказывать и длительно ожидать. Да и родные фактически исправны.
В охлаждающей системе поменяли ветхие патрубки и радиатор, ведь старенькые угрожали не сегодня-завтра развалиться. В подвеске поменяли кучу деталей.
А движок – тема особенная: цена капремонта, дескать, 100 тыщ, так что, до того как это затевать, решили дать владельцу поразмыслить – ведь за уже изготовленное он должен уплатить 60 тыщ. В доказательство выдали заказ-наряды.
Тут – маленькое отступление. Заказ-наряд – документ, подтверждающий, что работы обслуживанием выполнены. Здесь все есть – список работ, цены, подписи исполнителей, круглая печать. Как досадно бы это не звучало, есть одна принципиальная деталь: неопытного автовладельца специалист сервиса чует за милю. А неопытный человек нередко смущяется задать справедливые вопросы... И напрасно, потому что некие мастера не прочь пользоваться неосведомленностью клиента. Таких больше – для нечистых на руку механиков сейчас райские времена.
При чтении заказ-нарядов у владельца зародились 1-ые сомнения. Как, к примеру, меняли радиатор и патрубки, не слив охлаждающую жидкость? Судя по цены работ, стоимость воды была в их заложена, но чуток далее эти Энциклопедия грузовых автомобилей посчитали опять, раздельно. (Кстати, «двойной зачет» цены жидкостей, смазок, масел – очень всераспространенный прием обсчета невнимательного клиента. Помните это!)
А что такое «профилактика» направляющих пальцев в суппортах? Таких четыре. На каждый – капля смазки за 320 рублей? Видимо, в ее рецептуре бриллианты. Вот такие «мелочи» и рождают недоверие к фирме. Но автолюбитель не стал с нею ссориться – ведь мастера, поднаторевшие в таких делах, «убедить» могут кого угодно. Заплатить по счетам, естественно, пришлось.
Покатавшись день-другой, обладатель увидел, что ни тормоза, ни подвеска лучше не стали. И решил просить помощи в других местах. Друзья порекомендовали ехать ко мне.
Да, с машиной не все было «о кей»: сиял знак «проверь двигатель», уходило масло, мотор дымил. Не впечатляли тормоза. С бензином – канитель: при заправке владельцу приходилось лить горючее в бак узкой струйкой – и на АЗС он слышал о для себя много «лестного»! Кстати, фирмачи предлагали радикальное решение – поменять бак в сборе, но обладателю хватило разума отрешиться! В конце концов, на 3-х листах заявки он перечислил столько всего, что с ходу и не охватишь. В особенности настаивал на ремонте мотора – и снизу приписал: «Если пригодится, меняйте все!»
Загнали «Леганзу» на подъемник. Результаты осмотра сверяли с заказ-нарядами фирмачей. Ну и дела! В подвеске те не увидели убитых амортстоек – только стойки стабилизатора типо поменяли. Но неужто глаза нас накалывают? Кто-то гонял на их еще по Калифорнии! Скорей всего, подвеску вообщем не трогали, даже не осматривали.
Направляющие пальцы суппортов в тормозах (помните, по 320 рублей на каждый!) тоже не узнали тепла человечьих рук. О какой профилактике шла речь в заказ-наряде?
Диски тормозов, глядим, новые. Меняли! А колодки старенькые. То-то машина плохо тормозит! Кстати, Энциклопедия грузовых автомобилей за «замену» взять не запамятовали. Главный и колесные цилиндры старенькые, но оказались в превосходном состоянии. Хоть тут владелец сберег!
Итак, наша очередь взяться за ключи! Вопрос о движке был основным. Нужен ли капремонт? Но расход масла нередко можно умерить и без него. Компрессия в цилиндрах для такового пробега еще достойная. В маленьком ее понижении скорей всего виноваты клапаны. Сняли головку блока. Да, клапанам нужна притирка. Но никакого разъяснения угару масла пока нет: колпачки хорошие, клапаны не болтаются, нагара на впускных не достаточно. Сетка платохонингования в цилиндрах практически не тронута износом – повышение поперечника менее чем на 0,01 мм. Откуда же таковой угар? Осмотрим-ка поршни и кольца.
Скоро открылась картина, сейчас сколь рядовая, настолько и зазорная: компрессионные кольца в порядке – незапятнанные, подвижные, а маслосъемные закоксованы наглухо! Но масло в движке прозрачное, светлое – нет и намека на отложения, соответствующие для низкокачественного, с большой зольностью. Означает, уже в первых поездках по Рф «поработал» наш бензин? Похоже, что история с «Фокусом» (ЗР, 2007, № 6) повторилась – на автомобиле другой марки.
Поршневые кольца поменяли – и компрессия поднялась до 13 бар. А сигнал «проверь двигатель» указывал на неисправность датчика фазы. С новым, по оценке обладателя, машина стала живей!
В подвеске обновили целый ряд деталей – от амортстоек до упоминавшихся стоек стабилизатора. В тормозах – колодки. Внешний облик приводных ремней не внушал доверия – поставили новые.
А что было с упорным бензобаком? Естественно, «мастера» понимали, что нарушена его вентиляция. Но проще запугать «лоха» ужасной историей о неискоренимом недостатке и на этом хорошо заработать, чем возиться с «копеечным» недостатком. «Заломанный» шланг мы прогрели теплопистолетом, расправили – и вентиляция восстановилась.
Чтоб привести «Леганзу» в рабочее состояние, владелец издержал у нас практически ту же сумму, что в фирменном сервисе – здесь уж ничего не поделаешь. Зато мотор заработал отлично – какая там «капиталка»! Масло не уходит, машина плывет по дороге лебедем. Но повод для размышлений у человека появился. Сейчас он хорошо знает матчасть – и уже не будет щедро платить за протирку оптических осей фар и регулировку обоюдного положения поршней.