Предумышленное убийство
Предумышленное убийство
Как и в летних испытаниях, мы решили сымитировать универсальный, хоть и малотипичный вариант – «проколоть» сходу два колеса по одному борту. Но перед тестом оба комплекта – шипованные Nokian Hakkapeliitta 5 Run Flat и нешипованные Pirelli SOTTOZERO Winter 210 Run Flat – аккуратненько обкатали. «Шиповки» – 500 км, для «нешипов» довольно 200. Начинаем с самых обычных упражнений, повторяя их на накачанных и спущенных шинах.
Сложность троганья на льду вызвана тем, что сопротивление качению спущенного колеса немногим меньше, чем тяга исправного. 1-ый тест – «переставка» на плотном укатанном снегу. Скорость на обоих комплектах в «поврежденном» состоянии падает на 4–5 км/ч, но главное – конфигурации в поведении автомобиля. На обеих шинах появляется сильный снос, существенно растут углы поворота руля, во 2-м коридоре «Шкода» стремительно теряет скорость. Мораль явна – на спущенных зимних колесах не возлагайте надежды верно выполнить маневр.
Наступает черед разгонов и торможений. И... 1-ая неожиданность: на 2-ух спущенных колесах «Шкода» не то что разгоняться, даже трогаться не желает. В рыхловатом снегу очень велико сопротивление качению спущенного заднего колеса: оно практически складывается, приподнимая над дорогой середину протектора. Шипованное («Нокиан») проворачивается рывками, а нешипованное («Пирелли») и совсем стоит на месте. В прошлом упражнении на укатанном снегу сопротивление качению было ниже, а сцепление – выше, потому таковой трудности не появлялось.
Та же картина и на льду: в критериях низкого коэффициента сцепления троганье и разгон на 2-ух спущенных колесах невозможны. Задним ходом время от времени еще удается тронуться, но вперед – никак! Приходится корректировать программку – дальше будем выпускать воздух только из 1-го, фронтального колеса.
В разгоне на льду «трехколесного» варианта «Нокиан» проигрывает сама для себя 11,6%, а «Пирелли» – в полтора раза больше (17,9%). В торможении проигрыш «шипов» составляет 3,2 м, а «нешипы» «привозят» приметно меньше – только 1,1 м.
На ледяном круге «Нокиан» тоже теряет больше, чем «Пирелли». Для «финна» утраты составляют 11,1% на грани скольжения и 10,8% при буксовании. «Пирелли» более размеренна – медлительнее всего на 3,7% при движении на грани скольжения, но зато на 8,8% с пробуксовкой.
На 2-ух спущенных колесах тронуться будет очень тяжело. На заснеженной дороге со спущенной «Нокиан» «Шкода» разгоняется приметно медлительнее (ужаснее на 17,6%), «Пирелли» же практически не замечает «прокола» – тут разница всего 3,6%. Торможения тоже в пользу «итальянца» – пустая «шиповка» наращивает тормозной путь «Шкоды» на 2,6 м, а «нешиповка» – на полтора.
В глубочайшем снегу довольно 1-го спущенного фронтального колеса, чтоб сделать автомобиль немощным, не говоря уже о 2-ух пробитых по одному борту. Тогда уж останавливаться нельзя, так как тронуться вперед фактически нереально. Задний ход немножко наращивает шанс выкарабкаться из сугроба, но не всегда довольно.
На асфальте повторяем упражнения два раза – с одним и 2-мя спущенными колесами. Отлично, что трогаться и разгоняться тут можно без заморочек.
Начинаем с выбегов – они охарактеризовывают сопротивление качению. С одним спущенным колесом «Нокиан» выбег миниатюризируется практически вдвое – 55,2% от нормы, а с «проколотым» бортом – всего 41,5%. «Пирелли» наименее привередливы: с одним «проколом» – 70,1%, с 2-мя – 54,2% (практически как у «Нокиан» с одним пустым колесом).
Прикладное значение этих результатов – повышение расхода горючего. Спущенная «Нокиан» добавит в расходе более осязаемо.
Завершаем тест самым вредным упражнением для всех зимних шин – торможением на сухом асфальте. «Нокиан» без давления наращивает путь до остановки всего на 1,6 м, при этом независимо от количества спущенных по борту колес. Но тут с «финном» случается конфуз – шина фронтального колеса проворачивается на ободе, а протектор на ее плечах слезает клочьями – такая расплата за более мягенькую резину.
«Пирелли» в «трехколесном» варианте тормозит на 1,2 м подольше (это 12,5%), а с пустым бортом добавляет еще 0,4 м, увеличивая тормозной путь на 14,8%.
Предпосылки различного поведения шин понятны – более мягенькая по составу консистенции «Нокиан» в спущенном состоянии деформируется больше, чем «Пирелли». Но на льду шипы цепляются-таки за лед, даже отчасти приподнявшись над дорогой.
Ресурс этих шин мы инспектировать не стали. Во-1-х, напомним, что заявленный пробег летний ран-флэт победил с огромным припасом. Во-2-х, еще летом мы удостоверились в том, что пробег пустого колеса находится в зависимости от температуры асфальта и воздуха, а еще более – от шероховатости покрытия.
Отсюда ясно, что на льду и снегу этим шинам сносу не будет (в границах разумного, естественно). И уж в любом случае до шиномонтажа в обжитой части Рф они доедут просто.
Отметим, что шипованный ран-флэт либо нет – не принципиально. Оба позволяют продолжить движение без воздуха. Но, невзирая на то что на скользких покрытиях утрата черт у «шипов» в процентном отношении больше, абсолютные характеристики их остаются все таки более высочайшими.
НАШИ Советы
Поведение зимних шин в выполнении ран-флэт в спущенном состоянии отличается от летних огромным числом ограничений и особенностей в управлении.
Если спущено хотя бы одно из колес, для остановки выбирайте незапятнанный асфальт. На нем будет легче тронуться.
Опасайтесь критических торможений на асфальте, в особенности на таких мягеньких шинах, как Nokian HKPL5 RF: два-три таких упражнения – и от протектора не остается ничего. И естественно, при маневрировании не крутите руль на недвижном автомобиле – поворачивайте только тогда, когда он пусть медлительно, но катится.
Пытайтесь двигаться со скоростью 60–80 км/ч (естественно, если это не представляет угрозы) – центробежная сила на таковой скорости помогает спущенной шине немножко «исправить осанку».
С ускорением перестраивайтесь на заснеженную либо ледяную полосу – тут износ шин будет еще меньше, чем на асфальте.
Скользкие участки и глубочайший снег пытайтесь преодолеть с ходу. Если пришлось-таки тормознуть на льду либо в сугробе, попытайтесь задним ходом выкарабкаться на участок дороги с более высочайшим коэффициентом сцепления. Не выходит – зовите на помощь, хотя бы для того, чтоб стронуть машину с места и набрать наименьшую скорость.
На скользком покрытии при маневрировании заблаговременно снижайте скорость. Напоминаем, что и зимний, и летний Run Flat допустимо использовать только совместно с сигнализацией о падении давления в шинах.
205/55R16 В Выполнении RUN FLAT
Nokian Hakkapeliitta 5
Наибольшая скорость – Т/190 км/ч
Место производства – Финляндия
Набросок/глубина рисунка протектора – направленный/10,7 мм
Твердость по Шору – 50–53/53–55 ед.*
Масса шины – 11,9 кг
Приблизительная стоимость – от 9000 руб.
Количество/выступание шипов – 128/1,0–1,5 мм
При 2-ух спущенных колесах троганье на льду нереально, с одним затруднено – эффективность разгона резко падает, заднее колесо из-за деформации проворачивается рывками.
Управление торможением не изменяется, но автомобиль при замедлении рыскает. При повороте в сторону спущенного колеса поведение удовлетворительное, а в обратную – опасное. Без охоты вставая на дугу поворота, автомобиль распрямляет линию движения, потом вдруг срывается в глубочайший занос. На заснеженной прямой машина рыскает, уходит в сторону спущенного колеса, ее затягивает в сторону обочины.
По глубочайшему снегу лучше двигаться ходом. Тронуться вперед со спущенным колесом фактически нереально. Вспять – малость проще. На асфальте автомобиль уводит в сторону спущенной шины – сказывается возросшее сопротивление качению по одному борту, приходится повсевременно корректировать направление рулем.
При движении даже с одним «проколом» слышен рокот хлопающего спущенного колеса.
Критическое торможение на асфальте противопоказано. Фронтальное колесо провернулось на ободе – мы в первый раз столкнулись с этим у шин ран-флэт. Резина с фронтальной покрышки летит клочьями.
+ При спущенном фронтальном колесе машина отлично тормозит на льду; очень высочайшие сцепные характеристики на асфальте; торможение на асфальте не находится в зависимости от состояния заднего колеса.
- При спущенном фронтальном колесе ухудшаются разгон и торможение на снегу; насыщенный износ шин при торможении на асфальте, проворачивание шины на ободе при торможении на асфальте, очень высочайшая стоимость.
Pirelli SOTTOZERO Winter 210
Место производства – Германия
Наибольшая скорость – Н/210 км/ч
Набросок/глубина рисунка протектора – асимметричный/9,9 мм
Твердость по Шору – 61–66/66–68 ед.*
Масса шины – 12,6 кг
Приблизительная стоимость – 6000 руб.
Спущенное фронтальное колесо существенно затрудняет троганье и разгон, в особенности на льду. При 2-ух спущенных по борту колесах нереально тронуться на льду вперед. Тут без помощников не обойтись. Вспять проще, но выходит не всегда. И уж во всяком случае на подъеме, в особенности обледеневшем, останавливаться не следует.
При торможении автомобиль уверенно держит прямую, не пытаясь отклониться от данного направления. В поворотах скорость ограничена сносом – когда спущенные колеса оказываются снаружи (поворот в сторону исправных колес), снос приметно больше. На заснеженной дороге машина рыскает, но к обочине (в глубочайший снег) не стремится, невзирая на правое пустое колесо.
В глубочайшем снегу при попытке тронуться пустое колесо буксует и закапывается. После чего тронуться даже вспять не удается. На асфальтовой прямой «Шкоду» немного уводит в сторону спущенной шины, требуется легкое подруливание. Рулевое при всем этом становится вялым и неинформативным.
При спущенных шинах слышится шум жующейся резины – как и «Нокиан», эти покрышки озвучивают пустое состояние, дублируя сигнализацию о падении давления воздуха. Торможение на асфальте размеренно, как и на льду и снегу, подруливания практически не требуется.
+ При спущенном фронтальном колесе сохраняется низкое сопротивление качению (лучше, чем у летних шин), также практически не ухудшаются тормозные характеристики на льду.
- При спущенном фронтальном колесе приметно понижаются эффективность разгона на льду и тормозные характеристики на асфальте.
*В числителе – твердость новейшей шины, в знаменателе – твердость после пробега.