Мотор лупит тревогу
Мотор лупит тревогу
Не так давно возвратили в строй ВАЗ-2107 с хрестоматийным для «классики» повреждением мотора. Цепочка событий, начавшись с «пустячка», привела к ремонту, влетевшему в копеечку!
Тому, кто отлично знаком с конструкциями всераспространенных движков, лишне припоминать о недочетах привода масляного насоса у движков семейства ВАЗ-2101. Но винить конструкторов ВАЗа как бы не в чем: узел перешел со известного ФИАТ-124 - и с того времени с завидным всепостоянством разочаровывает хозяев. Что и гласить, хлипковат! Как досадно бы это не звучало, эта неувязка решалась только силами умельцев, «бывалых» и иных толковых людей - но серьезно переработать мотор по силам только заводу. А ему это нужно?!
Тот «грибок». Присмотритесь к шлицам. Ничтожные остатки! Мой опыт никак не позволяет поверить, что эту деталь меняли 15 тыщ км вспять. Поломки почаще случаются на моторах с значительно изношенными деталями привода. Его ахиллесова пята - шлицы в соединении ведущего вала маслонасоса с винтообразной шестеренкой - «грибком». Пока шлицы целы, насос совладевает с подачей даже стылого масла. Но поршневой мотор богат всяческими колебаниями! Так, неравномерное вращение коленвала передается на сцепление, коробку, ГРМ и так далее- прямо до масляного насоса. Естественно, вибрации тоже «разбивают» шлицы - зазоры вырастают.
Нижняя крышка шатуна и вкладыш. Бывают картины и ужаснее этой, да и того, что случилось, хоть какому из нас довольно, чтоб заразиться бессонницей! Если шлицы срежутся, масляный насос откажет - дай бог впору увидеть тревожный свет красноватой лампы! Правда, мотор не непременно заклинит сходу - при маленьких нагрузках машина иногда проходит 10-ки км. Как досадно бы это не звучало, шофер может выяснить об отказе очень поздно! Что будет, если так и не вспыхнет на щитке лампочка аварийного давления? Неисправности датчика, самой лампочки, ее цепи и т.п. исключать нельзя. А у того, кто повсевременно «балдеет» от звучной музыки, не достаточно шансов впору увидеть изменение тональности мотора. Ну а когда из-под капота понятно загрохочет, музыку сможете не выключать - все равно мотор убит!
Шлицевой конец вала ведущей шестерни насоса. Где здесь шлицы? Снова ничтожные остатки. Если он остановлен впору, можно вернуть привод традиционными средствами. К примеру, от консервной банки отрезаем неширокую (3-4 мм) полоску жести, сгибаем скобочкой и, вложив в отверстие «грибка», плотно насаживаем на вал насоса легкими ударами. После запуска мотора лампа погасла - давление есть, до магазина либо сервиса доедете.
Задранная шатунная шея - приговор коленвалу. Дорогостоящего ремонта не миновать. Обладатель «семерки» сказал, что его машину чинили приблизительно годом ранее. Сделали все отлично - а именно, поменяли маслонасос и Ремонт и эксплуатация его привода (запомним этот пункт заказ-наряда!). После чего мотор стал «просто зверь», машина никогда не подвела, - и владелец практически 15 тыщ км услаждался ездой, не в особенности завидуя даже обладателям новых авто. Но у самого известного Подвескасмена нет же да прихватывало сердечко! Так и с движком. О том, что в нем была некоторая «слабина», обладатель знать не мог. В недавнешней поездке машина шла достаточно стремительно - за свистом ветра и звуками магнитолы он не сходу увидел, что шум мотора некий непривычный. На мгновенье вспыхнула лампа аварийного давления. Погасла… Опять вспыхнула… Владелец малость снизил скорость, прислушиваясь к шуму под капотом, а тот очевидно усиливался - и скоро перебежал в глухой тяжкий стук. Лампа уже не угасала.
Так смотрелся снятый нами насос. Закопченный. Закоксованный. Нет, никто его годом ранее не менял - обычный «ветеран» со стажем лет 10. К нам машина прибыла на буксире. Чтобы убедиться в правоте владельца, мы на несколько секунд пустили движок: да, стук приемлимо шатунный - какому-то вкладышу пришел конец. Разборку мотора начали с того, что сняли распределитель зажигания и вытащили «грибок».
Так и есть: шлицы в «грибке» на стороне привода насоса стерты до основания. Добрались до самого маслонасоса. Шлицы на валике - как скотина языком слизала, а сам насос, судя по его виду, отработал долгие и длительные годы. И вероятнее всего, уже издавна не обеспечивал довольно высочайшего давления масла, но мотор каким-то расчудесным образом это вытерпел. (Помните, я говорил похожую историю про «Форд»?) Когда лампочка аварийного давления вспыхивала и угасала, шлицы еще кое-как «подкусывали», но давление в системе уже было неприемлимо низким. А вот и итог отказа - шатун первого цилиндра сухой и темный, как будто обугленный. Здорово нагревался, бедолага! Предстоящая разборка показала, что его вкладыши и шея коленвала задраны, а другие шатуны, как обычно, еще не совершенно убиты, но тоже близки к этому. Дело прозаическое: всегда поначалу гибнет один - если в этот момент мотор приостановить, то другие еще живые, хотя и дышат на ладан! Пострадали, естественно, и коренные вкладыши.
Говорить тщательно о ремонте этого мотора нет смысла - дело обыденное. А обошелся ремонт практически в 1 6 тыщ рублей.