Вивисекция
Вивисекция
Годом ранее герой наше­го рассказа купил но­венькую «Шеви-Ниву», установил в сертифи­цированном фирменном цен­тре сигнализацию. Через ме­сяц машина прошла ТО-1, а далее пошла «черная поло­са»: поначалу мотор неритмич­но потряхивало, потом вспых­нула лампа «проверь двига­тель» – и он затроил. И вот «Нива» в гарантийном ремон­те. 5 раз обладатель забирал «исправленную», но за воро­тами сервиса мотор опять на­чинал троить. На 6-ой раз инженер-фирмач порадовал: недостаток отыскали, снижена ком­прессия в первом и четвертом цилиндрах. Головку, естественно, отремонтировали: профрезе­ровали седла, притерли кла­паны – машина, дескать, стала как пасхальное яйцо!
След контакта клапана с днищем поршня, показанный стрелкой, не впечат­ляет ни глубиной, ни рельефностью, но даже слабенького удара хватило для дефор­мации его стержня. Уезжая, обладатель не веровал собственному счастью. И верно! Назавтра… внедорожник за­нял обычное место в техцен­тре, где простоял еще 17 дней. В конце концов, владельцу объявили: все неудачи – от противоугонной системы, смонтированной с нарушением правил, а почему техцентр отказывает ему в га­рантийном обслуживании.
У пострадавшего клапана по окруж­ности рабочей кром­ки – следы нагара, – потому что стержень клапана деформи­ровался после удара о поршень, контакт с седлом стал одно­сторонним, компрес­сия снизилась. Как здесь не рассердиться: ма­шину продержали два месяца, 6 раз возвращали неис­правной, а обломав на загадке зубы, свалили вину на владельца! Востребовал независящей экс­пертизы – ситуация очевид­ная, добросовестные спецы в два счета разберутся. Знать бы ему, что у независящего экс­перта «договор» с обслуживанием! Результат закономерен. Приводим выдержку из экспертного за­ключения: «...Может быть нали­чие причинно-следственной связи меж дефектами ДВС при их наличии и установ­кой противоугонной системы».
Жирный нагар на седле злополучного клапана гласит о непостоянности сгорания перед тем, как контроллер отключил форсунку. Если вы смогли перевести бессмыслицу на российский язык, то ответьте, почему инженер-­эксперт хотя бы не прове­рил работу мотора с отклю­ченной сигнализацией? Ответ прост: велик был соблазн во что бы то ни стало спихнуть ма­шину обладателю, заставив опла­тить экспертные услуги и двух­месячные поиски недостатка.
Исследование капризов гидрокомпенсатора не заходит в задачки нашей мастерской, а поэтому заместо этих сложных устройств поставили обыденные регулировочные болты. ...Итак, автомобиль у нас. Зажигание, датчики, форсунки в норме, но мотор «колбасит» даже без сигнализации – где же «причинно-следственная связь»? Компрессия в первом цилиндре 11 кгс/см2, в других по 12,5 кгс/см2. Удивительно, ведь головку не так давно ремонтиро­вал техцентр! Поменяли места­ми гидрокомпенсаторы – кар­тина та же.
Сняли головку блока. На днище первого поршня след от удара клапана. Проверили клапан на станке – естественно, кривой, прилегал к седлу пло­хо. Не здесь ли собака зарыта? Клапан поменяли, позже оба в этом цилиндре притерли. Про­верили все клапаны на герме­тичность. Но вот пустили мо­тор, прогрели, замерили ком­прессию – в первом цилиндре снижена!
Не дурачится ли гидрокомпен­сатор, «передавливая» пружи­ны клапана? Это может быть, ес­ли, к примеру, чрезвычайно дав­ление в системе смазки. Про­верили – норма... Но мы, ско­рей из любознательности, чем по необходимости, пошли еще на один опыт: постави­ли более жесткие пружины, а компенсаторы поменяли новы­ми. И это не посодействовало!
Делать нечего – нужно про­верить поршень и кольца, для этого придется снять двига­тель. И вот результат: зазоры в зам­ках компрессионных колец по­сле 6 тыс. км пробега – 0,75 и 0,9 мм – пропасть! Как досадно бы это не звучало, в на­шем автопроме заместо мери­тельного инструмента нередко употребляют «шаг римского ле­гионера»…
Пришлось повозиться, под­бирая кольца. Мотор собра­ли, пустили. Но он опять стал подергивать – и умный «Бош М7.9.7», сберегая нейтрализа­тор, отключил форсунку! Мо­тор затроил.
Неужто мы в тупике? Нет, проверили еще не все! Что с ги­дрокомпенсаторами: размеренно ли работают, не клинят ли? Их внедрение в моторы ВАЗа, как понятно, протекало драматич­но: узел обычный, но Ремонт и эксплуатация-то прецизионные! Что делать, ес­ли из-за капризов компенсато­ра клапан не садится, как поло­жено, в седло: без конца поку­пать новые и поменять? Мы предложили обладателю вариант, от которого он «не сумел отказаться»: заместо гидрокомпенсаторов поставили обыденные регулировочные болты – и мотор зашелестел ровнехонько, как ему и положено. Проверить зазоры во время ТО – минутное дело, в особенности по сопоставлению с месяцами простоя в поисках неисправности. Ну и клапаны прослужат подольше.
Шаг вспять, скажете? Это глядя каким аршином измерять! У нас прогресс не всегда улучшает машину. Как произнес чукча из известного в прошедшем романа: «Ты поначалу научись спички делать, чтоб загорались...»
НА АВТОМАТИКУ Возлагай надежды…
Гидрокомпенсаторы в приводе клапанов – повод для ленивого теоретика запамятовать о регулировке клапанных зазоров. Но, избавившись от рутинной операции, иногда наживаешь более сложные трудности. Пример: компенсатор в один прекрасный момент заело, и он помешал раскаленному клапану впору убраться с пути поршня – итог для большинства движков фатален. Даже неприметная на глаз деформация клапана ведет к частичной либо полной потере компрессии. В первом случае цилиндр все таки может работать, хотя и с пропусками воспламенения, во 2-м не работает совсем. Но это может быть и по другим причинам – к примеру, очень мощнейший компенсатор (из-за превышенного давления масла и т.п.) мешает пружинам плотно закрыть клапан. Даже если клапаны и поршни повстречаться не могут (к примеру, как в движке ВАЗ 21124), воспламенение в цилиндрах оказывается под вопросом. К тому же понижается срок службы выпускных клапанов – из-за перегрева обгорают рабочие кромки. В прежние времена кто-то мог не замечать эти «пустяки», но современный контроллер «Бош М7.9.7» не позволяет несгоревшему горючему попадать в нейтрализатор и гробить его: если в работе какого-то цилиндра очень много осечек, контроллер отключает форсунку.­