Заволжское братство
Заволжское братство
В прошлом номере мы тормознули на особенностях систем впуска движков ЗМЗ, прежних и современных. Продолжим знакомство с этими силовыми агрегатами: на очереди – поршни, кольца, прокладки картера, системы выпуска отработавших газов и другие узлы и Ремонт и эксплуатация.
Справа влево: 409, 405, 406 У поршня 406 поперечник 92,0 мм, у 405 и 409 – 95,5 мм. В днище 405-го подборка глубиной 1,3 мм, а у 409-го 4,1 мм. На поршне 406 подборки нет, есть только четыре цековки под клапаны. Для движков под нормы Евро III подборки стали поглубже – на 405 это 2 мм, на 409 – 4,3 мм. Напомним: у мотора 406 и 405 под старенькые нормы R83 и Евро II степень сжатия составляет 9,3. У мотора 409 ее величина 9,0. Под нормы Евро III на движках 40524 и 40525 она составляет 9,4. У мотора 40904 выросла до 9,1.
Поршни 405 и 409, также 40525 (40524) и 40904 невзаимозаменяемы. У 409 (40904) ось пальца смещена к днищу на 4 мм, потому что ход поршня увеличен при прежней высоте блока и длине шатуна. Для справки: расстояние от верхней плоскости днища до оси пальца у поршня 409 равно 34 мм, а у 405 – 38 мм. Под нормы Евро III, с учетом более узкой прокладки головки цилиндров, это расстояние стало у обоих поршней на 0,5 мм меньше. Шатуны у всех движков семейства однообразные.
Прежняя прокладка поддона, сделанная из резинопробковой консистенции, долговечностью не славилась. Она стремительно впитывала масло, которое просачивалось снаружи. Новенькая железная прокладка компании Elring Klinger – с эластомерным уплотнительным контуром и Т-образными соединениями в местах сопряжения крышки цепи и держателя сальника с блоком цилиндров. При установке этой прокладки герметик не нужен. С прежней взаимозаменяема.
Стабильность работы мотора находится в зависимости от плотности не только лишь системы впуска, да и выпуска. На новых движках заместо 4 однослойных прокладок, имеющих одностороннюю неровность, применяется единая железная прокладка от ОАО «Фритекс» – двухслойная, с двухсторонней неровностью. Она надежней и удобней в ремонте. С прежними взаимозаменяема.
Поршневые кольца движков 40524 (40525) и 40904 стали изящней: толщина верхнего компрессионного уменьшилась с 1,75 мм до 1,5 мм, последующего – с 2 мм до 1,75 мм, маслосъемного – с 3,5 мм до 3,0 мм.
Не следует путать поршневые пальцы! У мотора 406 длина пальца 64 мм, у 405 (40524 и 40525) и 40904 – 67 мм. Внешний поперечник обоих – 22 мм.
Радиус кривошипа коленчатого вала старенького мотора 406 составляет 43 мм. У мотора 405 коленвал и, соответственно, ход поршня такие же. Радиус кривошипа мотора 409 увеличен до 47 мм (ход поршня 94 мм). Маркировка коленчатого вала нанесена на восьмой противовес при его отливке.
В головке блока движков семейства 406 два распределительных вала: один для впускных клапанов, другой для выпускных. Профили кулачков однообразные, но на торце выпускного распредвала есть резьбовое отверстие для крепления отметчика его положения.
В случае необходимости выпускным распредвалом можно поменять впускной. Только не забудьте переставить установочный штифт под звездочку цепи. Ведь на впускном распредвале штифт запрессован в левое отверстие относительно технологического отверстия, а на выпускном в правое.
Распределительные валы различных моделей движков невзаимозаменяемы! У их кулачки разной высоты и к тому же другие фазы открытия и закрытия клапанов. Для движков 406, 405, 409 и 40904 наибольший размер (по оси кулачка) 46 мм. Кулачки распредвала движков 40524 и 40525 на 1 мм ниже. Опознать этот распредвал можно по нанесенной цековке. При покупке ответственной Ремонт и эксплуатация лучше иметь при для себя штангенциркуль.
Масляный насос для всех движков ЗМЗ един, но на движках 409 и 40904 из-за особенностей формы поддона картера приемный патрубок еще выше (на фото справа). Если подходящего насоса в продаже нет, можно снять маслоприемник с изношенного узла, – естественно, не забыв поменять или очистить его сетку.
Корпус насоса охлаждающей воды сейчас отливают не в кокиль, а под давлением (заметьте, как поблескивает!). В конструкции появилась маленькая полость, – сначала службы нового насоса, до приработки его уплотнений, в нее должны стекать 1-ые капли антифриза, а не попадать на другие Ремонт и эксплуатация мотора. Не считая того, поперечник патрубка, связывающего новый насос с термостатом, с прежних 38 мм уменьшен до 25 мм. При поставках в запчасти новый насос, для взаимозаменяемости со старенькым, будет оснащаться ступенчатым шлангом и хомутом.
Верхняя крышка термостата 405, 406, 40524 и 40525 Г-образная, а у 409 и 40904 ровная. Напомним: ранее температуру мотора контролировали по трем датчикам. Один давал информацию контроллеру ЭСУД, другой (ТМ106-02) – термометру охлаждающей воды в композиции устройств, 3-ий (ТМ 111-02) – сигнализатору перегрева мотора (зажигалась красноватая лампа). Сегодня датчик температуры единый, а термометром на щитке устройств «командует» сам контроллер ЭСУД. На месте снятых датчиков стоят резьбовые заглушки – на случай, если новый термостат употребляют на старенькой машине. О поперечниках патрубков – см. выше.
1-ые клапанные крышки изготавливали из дюралевого сплава. Потом для движков 406 и 405 ввели пластмассовые. С переходом на Евро III рядом со свечными колодцами появились шпильки для личных катушек зажигания, а приливы под резьбовые втулки крепления креплений катушек аннулированы. Не считая того, сейчас есть клапан разрежения в вентиляционной системе картера. Он поддерживает разрежение на уровне 0,4–1,0 кПа, это содействует уменьшению уноса масла в вентиляционную систему картера и его угара. Крышка маслозаливной горловины резьбовая, с резиновым уплотнительным кольцом.
Прежний пластмассовый топливопровод со сливом бензина назад в бак заменила бессливная топливная рампа из нержавеющей стали в сборе с форсунками. Давление горючего увеличено с 3 до 4 бар. Для проверки давления есть резьбовой штуцер М11х1,25 – см. стрелки. Новенькая рампа обладает еще большей стойкостью к воздействию горючего. Варианты 405 (40524 и 40525) и 40904 невзаимозаменяемы! На рампе движков семейства 405 установлены двухструйные форсунки компании Siemens (ZMZ 6354) – те же, что на моторе 406. Движок 40904 получил четырехструйные форсунки компании Bosch (0 280 103 048).
Заместо прежних двухвыводных катушек зажигания, которые были закреплены на клапанной крышке, сегодня четыре личных – компании Bosch (0 221 504 027). Высоковольтных проводов – слабенького звена в обычных системах зажигания – тут нет.
Все датчики электрической системы управления движком ЗМЗ сейчас компании Bosch, с герметичными разъемами. Тут показаны датчик температуры 1 (0 280 130 093), детонации 2 (0 261 231 176), фазы 3 (0 232 103 048), положения коленчатого вала 4 (0 261 210 302).
В прошлом номере мы тормознули на особенностях систем впуска движков ЗМЗ, прежних и современных. Продолжим знакомство с этими силовыми агрегатами: на очереди – поршни, кольца, прокладки картера, системы выпуска отработавших газов и другие узлы и Ремонт и эксплуатация.
Справа влево: 409, 405, 406 У поршня 406 поперечник 92,0 мм, у 405 и 409 – 95,5 мм. В днище 405-го подборка глубиной 1,3 мм, а у 409-го 4,1 мм. На поршне 406 подборки нет, есть только четыре цековки под клапаны. Для движков под нормы Евро III подборки стали поглубже – на 405 это 2 мм, на 409 – 4,3 мм. Напомним: у мотора 406 и 405 под старенькые нормы R83 и Евро II степень сжатия составляет 9,3. У мотора 409 ее величина 9,0. Под нормы Евро III на движках 40524 и 40525 она составляет 9,4. У мотора 40904 выросла до 9,1.
Поршни 405 и 409, также 40525 (40524) и 40904 невзаимозаменяемы. У 409 (40904) ось пальца смещена к днищу на 4 мм, потому что ход поршня увеличен при прежней высоте блока и длине шатуна. Для справки: расстояние от верхней плоскости днища до оси пальца у поршня 409 равно 34 мм, а у 405 – 38 мм. Под нормы Евро III, с учетом более узкой прокладки головки цилиндров, это расстояние стало у обоих поршней на 0,5 мм меньше. Шатуны у всех движков семейства однообразные.
Прежняя прокладка поддона, сделанная из резинопробковой консистенции, долговечностью не славилась. Она стремительно впитывала масло, которое просачивалось снаружи. Новенькая железная прокладка компании Elring Klinger – с эластомерным уплотнительным контуром и Т-образными соединениями в местах сопряжения крышки цепи и держателя сальника с блоком цилиндров. При установке этой прокладки герметик не нужен. С прежней взаимозаменяема.
Стабильность работы мотора находится в зависимости от плотности не только лишь системы впуска, да и выпуска. На новых движках заместо 4 однослойных прокладок, имеющих одностороннюю неровность, применяется единая железная прокладка от ОАО «Фритекс» – двухслойная, с двухсторонней неровностью. Она надежней и удобней в ремонте. С прежними взаимозаменяема.
Поршневые кольца движков 40524 (40525) и 40904 стали изящней: толщина верхнего компрессионного уменьшилась с 1,75 мм до 1,5 мм, последующего – с 2 мм до 1,75 мм, маслосъемного – с 3,5 мм до 3,0 мм.
Не следует путать поршневые пальцы! У мотора 406 длина пальца 64 мм, у 405 (40524 и 40525) и 40904 – 67 мм. Внешний поперечник обоих – 22 мм.
Радиус кривошипа коленчатого вала старенького мотора 406 составляет 43 мм. У мотора 405 коленвал и, соответственно, ход поршня такие же. Радиус кривошипа мотора 409 увеличен до 47 мм (ход поршня 94 мм). Маркировка коленчатого вала нанесена на восьмой противовес при его отливке.
В головке блока движков семейства 406 два распределительных вала: один для впускных клапанов, другой для выпускных. Профили кулачков однообразные, но на торце выпускного распредвала есть резьбовое отверстие для крепления отметчика его положения.
В случае необходимости выпускным распредвалом можно поменять впускной. Только не забудьте переставить установочный штифт под звездочку цепи. Ведь на впускном распредвале штифт запрессован в левое отверстие относительно технологического отверстия, а на выпускном в правое.
Распределительные валы различных моделей движков невзаимозаменяемы! У их кулачки разной высоты и к тому же другие фазы открытия и закрытия клапанов. Для движков 406, 405, 409 и 40904 наибольший размер (по оси кулачка) 46 мм. Кулачки распредвала движков 40524 и 40525 на 1 мм ниже. Опознать этот распредвал можно по нанесенной цековке. При покупке ответственной Ремонт и эксплуатация лучше иметь при для себя штангенциркуль.
Масляный насос для всех движков ЗМЗ един, но на движках 409 и 40904 из-за особенностей формы поддона картера приемный патрубок еще выше (на фото справа). Если подходящего насоса в продаже нет, можно снять маслоприемник с изношенного узла, – естественно, не забыв поменять или очистить его сетку.
Корпус насоса охлаждающей воды сейчас отливают не в кокиль, а под давлением (заметьте, как поблескивает!). В конструкции появилась маленькая полость, – сначала службы нового насоса, до приработки его уплотнений, в нее должны стекать 1-ые капли антифриза, а не попадать на другие Ремонт и эксплуатация мотора. Не считая того, поперечник патрубка, связывающего новый насос с термостатом, с прежних 38 мм уменьшен до 25 мм. При поставках в запчасти новый насос, для взаимозаменяемости со старенькым, будет оснащаться ступенчатым шлангом и хомутом.
Верхняя крышка термостата 405, 406, 40524 и 40525 Г-образная, а у 409 и 40904 ровная. Напомним: ранее температуру мотора контролировали по трем датчикам. Один давал информацию контроллеру ЭСУД, другой (ТМ106-02) – термометру охлаждающей воды в композиции устройств, 3-ий (ТМ 111-02) – сигнализатору перегрева мотора (зажигалась красноватая лампа). Сегодня датчик температуры единый, а термометром на щитке устройств «командует» сам контроллер ЭСУД. На месте снятых датчиков стоят резьбовые заглушки – на случай, если новый термостат употребляют на старенькой машине. О поперечниках патрубков – см. выше.
1-ые клапанные крышки изготавливали из дюралевого сплава. Потом для движков 406 и 405 ввели пластмассовые. С переходом на Евро III рядом со свечными колодцами появились шпильки для личных катушек зажигания, а приливы под резьбовые втулки крепления креплений катушек аннулированы. Не считая того, сейчас есть клапан разрежения в вентиляционной системе картера. Он поддерживает разрежение на уровне 0,4–1,0 кПа, это содействует уменьшению уноса масла в вентиляционную систему картера и его угара. Крышка маслозаливной горловины резьбовая, с резиновым уплотнительным кольцом.
Прежний пластмассовый топливопровод со сливом бензина назад в бак заменила бессливная топливная рампа из нержавеющей стали в сборе с форсунками. Давление горючего увеличено с 3 до 4 бар. Для проверки давления есть резьбовой штуцер М11х1,25 – см. стрелки. Новенькая рампа обладает еще большей стойкостью к воздействию горючего. Варианты 405 (40524 и 40525) и 40904 невзаимозаменяемы! На рампе движков семейства 405 установлены двухструйные форсунки компании Siemens (ZMZ 6354) – те же, что на моторе 406. Движок 40904 получил четырехструйные форсунки компании Bosch (0 280 103 048).
Заместо прежних двухвыводных катушек зажигания, которые были закреплены на клапанной крышке, сегодня четыре личных – компании Bosch (0 221 504 027). Высоковольтных проводов – слабенького звена в обычных системах зажигания – тут нет.
Все датчики электрической системы управления движком ЗМЗ сейчас компании Bosch, с герметичными разъемами. Тут показаны датчик температуры 1 (0 280 130 093), детонации 2 (0 261 231 176), фазы 3 (0 232 103 048), положения коленчатого вала 4 (0 261 210 302).