«Счетовод» меняет профессию
«Счетовод» меняет профессию
Как-то мы поведали об особо четком и надежном расходомере (ЗР, 1999, № 7), придуманном кандидатом технических наук Виктором Домогацким. С легкой руки ЗР прибор получил признание и выпускается серийно.
Этот малогабаритный экспериментальный гидромотор развивает мощность 30 кВт – более чем довольно, ведь таких в автомобиле будет минимум два! Оказалось, патентованный принцип роликолопастной гидромашины годится не только лишь для учета, да и для… привода транПодвесканых средств! С схожей гидрообъемной коробкой уже построен тепловоз, а в лаборатории гидромотор крутит авто колесо. (Маленький макет был также показан на выставке «Архимед-2008».)
Устройство роликолопастного гидромотора только кажется обычным: сложность в серьезном соблюдении форм, размеров и сопряжения деталей. Вообщем говоря, гидрообъемные коробки известны очень издавна, но употребляются в главном на томных карьерных машинах – там, где без их тяжело обойтись. Причина в низком, по сопоставлению с шестеренчатыми механизмами, КПД, обусловленном потерями в аксиально-поршневых моторах и насосах.
А вот роликолопастный гидровариатор имеет утраты менее 5% и, стало быть, полностью годится для легкового автомобиля. Итак, долой коробку, карданный вал и остальные железки. На замену им приходят малогабаритные гидромоторы у каждого колеса. Регулирование скорости движения и реверс обеспечивают конфигурацией производительности насоса, надвигая на его ротор с лопатками цилиндрический стакан и понижая таким макаром рабочую часть. В конечном итоге можно плавненько поменять передаточное число от 1:1 до 200:1! Никакой другой вариатор здесь и близко не стоит.
Не достаточно того, гидромотор – обратимая машина и при торможении может заряжать гидроаккумулятор давления, – вот вам и реализация пользующегося популярностью сегодня гибридного принципа. Гидромотор очень легок и малогабаритен. К примеру, 50-киловаттный ГМ-40 при поперечнике 120 мм весит всего 6 кг, раскручивается до 10 000 об/мин.
Как обычно бывает, изобретение, дойдя до определенного шага, просит для внедрения приличных умственных и денежных вложений, неподъемных для изобретателя-одиночки. А ведь мог бы осуществиться чисто наш, русский проект автомобиля