16-клапанники 2008 года
16-клапанники 2008 года
Самый «маленький» из 16-клапанных движков Волжского автозавода – ВАЗ-11194 рабочим объемом 1,4 л. Выполняются и две модели объемом 1,6 л – уже несколько устаревший ВАЗ-21124 и его более современный и мощнейший вариант ВАЗ-21126, равномерно вытесняющий на конвейере предшественника. Направьте внимание на график с чертами движков: при частотах вращения коленвала, близких к наибольшим, свойства мощности и вращающего момента ВАЗ-11194 и ВАЗ-21124 фактически совпадают – и только при более низких оборотах «малыш» уступает старшему собрату. А вот движок 21126 значительно – приблизительно на 10% – мощней и тяговитей 2-ух других.
Давайте же знакомиться с их внутренностью.
Блоки цилиндров 21124 и 21126 отлиты из чугуна. По сопоставлению с прежним, полуторалитровым аналогом 2112 они на 2,3 мм выше (расстояние от оси коренных подшипников до верхней плоскости блока). Поперечник цилиндров движков 21124 и 21126 однообразный – 82 мм. Для селективной сборки мотора блоки 21124 по поперечнику цилиндра поделены на 5 классов через 0,01 мм (А, В, С, D, Е). У блока 21126 три класса через те же 0,01 мм (А, В, С). Клеймо класса цилиндра размещено на нижней плоскости блока.
Остальные размеры блоков схожи. Но есть отличия в требованиях к обработке стен цилиндров. Хонингование цилиндров 21124 производится по технологии и требованиям АВТОВАЗа, а 21126 – в согласовании с более жесткими требованиями компании Federal Mogul, обусловившими ужесточение требований к шероховатости рабочих поверхностей. Чтоб не спутать блоки, не считая маркировки, изготовленной в отливке на левой стене блока, серийный номер нанесен на задней стене рядом с четвертым цилиндром. Блок 21124 окрашен в голубий цвет, а 21126 – в сероватый.
Блок цилиндров мотора 11194 по конструкции аналогичен блоку 21126, но поперечник цилиндра меньше – 76,5 мм против 82 мм. Обработка стен цилиндров – тоже в согласовании с требованиями компании Federal Mogul. Маркировка на тех же местах, окрашен блок в голубий цвет. Не считая этого, в блоке 11194 меж цилиндрами есть протоки рубахи остывания, а у движков 1,6 л их нет. Для селективной сборки мотора блоки 11194 по поперечнику цилиндра поделены на три класса через 0,01 мм (А, В, С).
В движке 21124 применяется шатун 2110 – металлической, двутаврового сечения, со сталебронзовой втулкой в верхней головке и осевой фиксацией по нижней головке (на фото сверху). Крышка шатуна крепится 2-мя болтами, запрессованными в шатун. По поперечнику отверстия втулки под поршневой палец шатуны разделяются на три класса через 0,004 мм. Номер класса отверстия нанесен на верхней головке шатуна.
В движках 11194 и 21126 употребляется шатун 11194, не взаимозаменяемый с шатуном 2110. Новый шатун, хотя и подрос с 121 мм до 133,5 мм, стал легче – в среднем, «похудел» с 683 до 412 г, что серьезно понизило инерционные нагрузки. Его осевую фиксацию обеспечивает верхняя(!) головка – по поршню. При всем этом железная деталь контактирует с дюралевой, что уменьшает утраты на трение по сопоставлению с движком 21124, где металлической шатун трется о чугунные поверхности коленчатого вала, ну и скорость трения ниже. Нижняя головка, выполненная по разрывной технологии, стала изящней. Ее крышка крепится к шатуну 2-мя болтами. Удлинение шатуна уменьшило силу бокового давления поршня на цилиндр.
Новый шатун не имеет разделения на классы по поперечнику отверстия верхней головки – и маркировки на нем нет. Но шатуны подразделяют на классы по массе. Для шатуна 2110 предвидено 9 классов, с допуском снутри класса ± 5 г. Маркировка буквенная, выбита на верхней головке шатуна (Ф, Л, Б, Х, М, В, Ц, Н, Г). У шатуна 11194 три класса, по количеству темных меток на нижней крышке. Разница меж классами ± 7 граммов. На движке 11194 допускается установка шатунов с одной или 2-мя метками, для 21126 – с 2-мя или 3-мя.
Момент затяжки гаек шатуна 2110 мотора 21124 – 50,9 +2,6 Н.м. Болты шатуна 11194 (движков 11194/21126) затягивают в два приёма по методике: 20 Н.м + 135°. Болты шатуна 11194 гарантированно выдерживают три разборки-сборки. 1-ая разборка шатуна произведена уже при сборке мотора на АВТОВАЗе. Вероятна и 2-ая разборка на АВТОВАЗе – к примеру, при выборочном контроле свойства мотора. Потому что на практике трудно учитывать реальное количество прошлых ремонтов, при каждой разборке шатуна 11194 его болты советуют подменять новыми.
Справа поршень 21124. Поперечник 82 мм, глубина лунок под клапаны 5,53 мм. (У прежнего 2112 – 3,19 мм для впускных и 3,06 – для выпускных.) Слева облегченный поршень 11194 – поперечник 76,5 мм, лунки неглубоки, а 21126 отличается только поперечником – 82 мм. Отверстие для пальца в поршне 21124 смещено на лево на 1 мм, а в поршнях 11194 и 21126 на 0,5 мм – если глядеть навстречу стрелке на днище поршня. Конкретно так его и ориентируют при сборке мотора, чтоб при «перекладке» в ВМТ он не стучал . Поршни 21124 поделены по поперечнику юбки на 5 классов (A, B, C, D, E) через 0,01 мм. У поршней 11194 и 21126 три класса (A, B, C) через 0,01 мм. Маркировка – на днищах.
У шатуна 11194 поверхность сопряжения крышки с телом не гладкая (механически обработанная), как у 2110, а рельефная, получаемая изломом. Разработка излома шатунов обеспечивает еще наилучшую итоговую «круглость» отверстия нижней головки, чем у шатуна 2110.
Тепловые нагрузки 16-клапанных движков выше, чем 8-клапанных, потому у всех 3-х блоков во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников запрессованы форсунки, подающие масло для остывания поршней.
Коленчатый вал всех 3-х движков единый, сделан из прочного чугуна. Радиус кривошипа 37,8 мм, соответственно, ход поршня – 75,6 мм. Маркировка «11183» изготовлена в отливке на 6-ой щеке противовеса.
Если сопоставить массу комплекта «поршень, палец, стопорные и поршневые кольца, шатун и вкладыши» для движков 21124 и 21126, то получится, что освеженный вариант на 437,2 г легче. А именно, масса поршня 21126 – 244 г против 355 г у 21124. Масса нового шатуна 412 г взамен 683 г у старенького. Новые шатуны, поршни, кольца, пальцы производства Federal Mogul.
Движок 21126 получил новый механизм натяжения ремня ГРМ. В связи с этим передняя часть головки блока изменена (на фото справа). На фронтальной стене увеличены опорные поверхности бобышек под ролики привода ремня ГРМ, и заместо шпилек сейчас резьбовые отверстия.
Отличить головку блока мотора 21124 от 21126 можно по номеру 2112 на отливке, на правой стене меж третьим и четвертым цилиндрами. Корпус подшипников (верхняя плита головки, на фото она светлей) у обеих конструкций однообразный. Перед его установкой сопрягаемую поверхность нужно смазать анаэробным герметиком «Анатерм-506» или «Локтайт-574». Обычный для многих автовладельцев силиконовый герметик для этой операции непригоден.
Объем камеры сгорания в головке блока 11194 меньше, чем у 1,6-литровых моторов. Эта головка невзаимозаменяема с 21124 и 21126, а механизм натяжения ремня ГРМ аналогичен 21126, потому на фронтальной стене – широкие опорные поверхности под ролики и резьбовые отверстия под болты их крепления. Номер головки находится на приливе с правой стороны.
Гидротолкатели (внешний поперечник 30 мм), клапанные пружины, впускные и выпускные клапаны (не путать их!) у всех 3-х движков взаимозаменяемы. При монтаже головки цилиндров нужно убедиться в том, что в тело головки запрессован противодренажный клапан. Он препятствует сливу масла из каналов головки цилиндров в поддон на заглушенном движке и ускоряет поступление масла к гидротолкателям при пуске после долговременной стоянки.
Поршневой палец металлической, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно крутится в бобышках поршня и втулке шатуна). От осевого перемещения в бобышках поршня он зафиксирован стопорными кольцами. По внешнему поперечнику пальцы мотора 21124 разбиты на три класса через 0,004 мм. Маркировка нанесена на торце краской. Самый «тонкий» с голубой меткой, дальше следует зеленоватый и красноватый. Внешний поперечник поршневого пальца движков 11194 и 21126 единый – разбивки на классы нет. Внешний поперечник поршневого пальца 21124 – 22 мм, 11194 и 21126 – 18 мм. Длина пальца 21124 – 60,5 мм, масса 110 г. Длина пальца 11194 – 48 мм, масса 62,5 г. Палец 21126 при длине 53 мм имеет массу 69,5 г.
Впускные распределительные валы на движках 11194, 21124 и 21126 взаимозаменяемы. Подобная ситуация с выпускными. А вот меж теми и другими есть отличия в фазах открытия и закрытия клапанов. Чтоб не путать валы, на впускном рядом с первым кулачком отлита реборда (стрелка), а меж вторым и третьим – номер, две последние числа которого «15». У выпускного вала реборды нет, а номер завершается на «14».
Самый «маленький» из 16-клапанных движков Волжского автозавода – ВАЗ-11194 рабочим объемом 1,4 л. Выполняются и две модели объемом 1,6 л – уже несколько устаревший ВАЗ-21124 и его более современный и мощнейший вариант ВАЗ-21126, равномерно вытесняющий на конвейере предшественника. Направьте внимание на график с чертами движков: при частотах вращения коленвала, близких к наибольшим, свойства мощности и вращающего момента ВАЗ-11194 и ВАЗ-21124 фактически совпадают – и только при более низких оборотах «малыш» уступает старшему собрату. А вот движок 21126 значительно – приблизительно на 10% – мощней и тяговитей 2-ух других.
Давайте же знакомиться с их внутренностью.
Блоки цилиндров 21124 и 21126 отлиты из чугуна. По сопоставлению с прежним, полуторалитровым аналогом 2112 они на 2,3 мм выше (расстояние от оси коренных подшипников до верхней плоскости блока). Поперечник цилиндров движков 21124 и 21126 однообразный – 82 мм. Для селективной сборки мотора блоки 21124 по поперечнику цилиндра поделены на 5 классов через 0,01 мм (А, В, С, D, Е). У блока 21126 три класса через те же 0,01 мм (А, В, С). Клеймо класса цилиндра размещено на нижней плоскости блока.
Остальные размеры блоков схожи. Но есть отличия в требованиях к обработке стен цилиндров. Хонингование цилиндров 21124 производится по технологии и требованиям АВТОВАЗа, а 21126 – в согласовании с более жесткими требованиями компании Federal Mogul, обусловившими ужесточение требований к шероховатости рабочих поверхностей. Чтоб не спутать блоки, не считая маркировки, изготовленной в отливке на левой стене блока, серийный номер нанесен на задней стене рядом с четвертым цилиндром. Блок 21124 окрашен в голубий цвет, а 21126 – в сероватый.
Блок цилиндров мотора 11194 по конструкции аналогичен блоку 21126, но поперечник цилиндра меньше – 76,5 мм против 82 мм. Обработка стен цилиндров – тоже в согласовании с требованиями компании Federal Mogul. Маркировка на тех же местах, окрашен блок в голубий цвет. Не считая этого, в блоке 11194 меж цилиндрами есть протоки рубахи остывания, а у движков 1,6 л их нет. Для селективной сборки мотора блоки 11194 по поперечнику цилиндра поделены на три класса через 0,01 мм (А, В, С).
В движке 21124 применяется шатун 2110 – металлической, двутаврового сечения, со сталебронзовой втулкой в верхней головке и осевой фиксацией по нижней головке (на фото сверху). Крышка шатуна крепится 2-мя болтами, запрессованными в шатун. По поперечнику отверстия втулки под поршневой палец шатуны разделяются на три класса через 0,004 мм. Номер класса отверстия нанесен на верхней головке шатуна.
В движках 11194 и 21126 употребляется шатун 11194, не взаимозаменяемый с шатуном 2110. Новый шатун, хотя и подрос с 121 мм до 133,5 мм, стал легче – в среднем, «похудел» с 683 до 412 г, что серьезно понизило инерционные нагрузки. Его осевую фиксацию обеспечивает верхняя(!) головка – по поршню. При всем этом железная деталь контактирует с дюралевой, что уменьшает утраты на трение по сопоставлению с движком 21124, где металлической шатун трется о чугунные поверхности коленчатого вала, ну и скорость трения ниже. Нижняя головка, выполненная по разрывной технологии, стала изящней. Ее крышка крепится к шатуну 2-мя болтами. Удлинение шатуна уменьшило силу бокового давления поршня на цилиндр.
Новый шатун не имеет разделения на классы по поперечнику отверстия верхней головки – и маркировки на нем нет. Но шатуны подразделяют на классы по массе. Для шатуна 2110 предвидено 9 классов, с допуском снутри класса ± 5 г. Маркировка буквенная, выбита на верхней головке шатуна (Ф, Л, Б, Х, М, В, Ц, Н, Г). У шатуна 11194 три класса, по количеству темных меток на нижней крышке. Разница меж классами ± 7 граммов. На движке 11194 допускается установка шатунов с одной или 2-мя метками, для 21126 – с 2-мя или 3-мя.
Момент затяжки гаек шатуна 2110 мотора 21124 – 50,9 +2,6 Н.м. Болты шатуна 11194 (движков 11194/21126) затягивают в два приёма по методике: 20 Н.м + 135°. Болты шатуна 11194 гарантированно выдерживают три разборки-сборки. 1-ая разборка шатуна произведена уже при сборке мотора на АВТОВАЗе. Вероятна и 2-ая разборка на АВТОВАЗе – к примеру, при выборочном контроле свойства мотора. Потому что на практике трудно учитывать реальное количество прошлых ремонтов, при каждой разборке шатуна 11194 его болты советуют подменять новыми.
Справа поршень 21124. Поперечник 82 мм, глубина лунок под клапаны 5,53 мм. (У прежнего 2112 – 3,19 мм для впускных и 3,06 – для выпускных.) Слева облегченный поршень 11194 – поперечник 76,5 мм, лунки неглубоки, а 21126 отличается только поперечником – 82 мм. Отверстие для пальца в поршне 21124 смещено на лево на 1 мм, а в поршнях 11194 и 21126 на 0,5 мм – если глядеть навстречу стрелке на днище поршня. Конкретно так его и ориентируют при сборке мотора, чтоб при «перекладке» в ВМТ он не стучал . Поршни 21124 поделены по поперечнику юбки на 5 классов (A, B, C, D, E) через 0,01 мм. У поршней 11194 и 21126 три класса (A, B, C) через 0,01 мм. Маркировка – на днищах.
У шатуна 11194 поверхность сопряжения крышки с телом не гладкая (механически обработанная), как у 2110, а рельефная, получаемая изломом. Разработка излома шатунов обеспечивает еще наилучшую итоговую «круглость» отверстия нижней головки, чем у шатуна 2110.
Тепловые нагрузки 16-клапанных движков выше, чем 8-клапанных, потому у всех 3-х блоков во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников запрессованы форсунки, подающие масло для остывания поршней.
Коленчатый вал всех 3-х движков единый, сделан из прочного чугуна. Радиус кривошипа 37,8 мм, соответственно, ход поршня – 75,6 мм. Маркировка «11183» изготовлена в отливке на 6-ой щеке противовеса.
Если сопоставить массу комплекта «поршень, палец, стопорные и поршневые кольца, шатун и вкладыши» для движков 21124 и 21126, то получится, что освеженный вариант на 437,2 г легче. А именно, масса поршня 21126 – 244 г против 355 г у 21124. Масса нового шатуна 412 г взамен 683 г у старенького. Новые шатуны, поршни, кольца, пальцы производства Federal Mogul.
Движок 21126 получил новый механизм натяжения ремня ГРМ. В связи с этим передняя часть головки блока изменена (на фото справа). На фронтальной стене увеличены опорные поверхности бобышек под ролики привода ремня ГРМ, и заместо шпилек сейчас резьбовые отверстия.
Отличить головку блока мотора 21124 от 21126 можно по номеру 2112 на отливке, на правой стене меж третьим и четвертым цилиндрами. Корпус подшипников (верхняя плита головки, на фото она светлей) у обеих конструкций однообразный. Перед его установкой сопрягаемую поверхность нужно смазать анаэробным герметиком «Анатерм-506» или «Локтайт-574». Обычный для многих автовладельцев силиконовый герметик для этой операции непригоден.
Объем камеры сгорания в головке блока 11194 меньше, чем у 1,6-литровых моторов. Эта головка невзаимозаменяема с 21124 и 21126, а механизм натяжения ремня ГРМ аналогичен 21126, потому на фронтальной стене – широкие опорные поверхности под ролики и резьбовые отверстия под болты их крепления. Номер головки находится на приливе с правой стороны.
Гидротолкатели (внешний поперечник 30 мм), клапанные пружины, впускные и выпускные клапаны (не путать их!) у всех 3-х движков взаимозаменяемы. При монтаже головки цилиндров нужно убедиться в том, что в тело головки запрессован противодренажный клапан. Он препятствует сливу масла из каналов головки цилиндров в поддон на заглушенном движке и ускоряет поступление масла к гидротолкателям при пуске после долговременной стоянки.
Поршневой палец металлической, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно крутится в бобышках поршня и втулке шатуна). От осевого перемещения в бобышках поршня он зафиксирован стопорными кольцами. По внешнему поперечнику пальцы мотора 21124 разбиты на три класса через 0,004 мм. Маркировка нанесена на торце краской. Самый «тонкий» с голубой меткой, дальше следует зеленоватый и красноватый. Внешний поперечник поршневого пальца движков 11194 и 21126 единый – разбивки на классы нет. Внешний поперечник поршневого пальца 21124 – 22 мм, 11194 и 21126 – 18 мм. Длина пальца 21124 – 60,5 мм, масса 110 г. Длина пальца 11194 – 48 мм, масса 62,5 г. Палец 21126 при длине 53 мм имеет массу 69,5 г.
Впускные распределительные валы на движках 11194, 21124 и 21126 взаимозаменяемы. Подобная ситуация с выпускными. А вот меж теми и другими есть отличия в фазах открытия и закрытия клапанов. Чтоб не путать валы, на впускном рядом с первым кулачком отлита реборда (стрелка), а меж вторым и третьим – номер, две последние числа которого «15». У выпускного вала реборды нет, а номер завершается на «14».