16-клапанники 2008 года
16-клапанники 2008 года
Прокладка головки цилиндров мотора 21124 (на фото – вверху) безусадочная из безасбестового материала с металлическими окантовками уплотнения цилиндров производства «Фритекс», Ярославль, или ВАТИ, Волжский. У мотора 21126 прокладка компании Federal Mogul – железная, двухслойная с пружинящими зигами для уплотнения газовых соединений и канала системы смазки. Невзаимозаменяема с 21124. На движке 11194 – подобная железная прокладка, только с наименьшими поперечниками отверстий под цилиндры – 76,5 мм.
Благодаря новейшей прокладке существенно снижена деформация стен цилиндров. В совокупы с поршневыми кольцами новейшей конструкции (меньше высота и тангенциальное усилие), понижением массы шатунно-поршневого комплекта и повышением длины шатуна это значительно понизило утраты на трение, расход масла на угар и прорыв газов из камеры сгорания в картер мотора. Разработка затяжки болтов головки цилиндров: 20 Н.м + 90° + 90°.
Привод ГРМ на движке 21124 состоит (без учета шкива насоса охлаждающей воды) из ведущего зубчатого шкива коленвала, 2-ух ведомых шкивов впускного и выпускного распредвалов, натяжного и опорного роликов и, естественно, зубчатого ремня. Его натяжение держут под контролем измерительным прибором-частотомером. Осевая фиксация ремня – ребордами на роликах. Ресурс ремня не очень большой – 45 тыс. км, зато при его обрыве клапаны не встречаются с поршнями. Профиль зуба ремня параболический.
На движке 21124 ремень шириной 25,4 мм со 136 зубьями. Его обозначение 136-25,4. Профиль зуба параболический. Современные модели 11194 и 21126 получили ввезенный ремень компании Gates со 137 зубьями полукруглой формы. Ширина 22 мм, обозначение 76137 х 22 мм.
У 11194 и 21126 привод ГРМ однообразный, но хороший от 21124. Натяжной ролик с пружинным механизмом – автоматический (стрелка). Для натяжения ремня необходимо, поворачивая ролик ключом, скооперировать метку на внутренней обойме ролика с серединой указателя на внешней его обойме и притянуть ролик болтом к головке цилиндров. Ресурс зубчатого ремня 200 тыс. км, но его подмена совместно с натяжным и опорным роликами предусмотрена при пробеге 180 тыс. км, когда нужно поменять и насос охлаждающей воды. Таковой ресурс ремня достигнут благодаря новенькому механизму натяжения, сглаживающему пульсирующие нагрузки, также тем, что его производителем – компанией Gates (Германия) – использована резиновая смесь, рассчитанная на широкий температурный спектр.
Зубчатый шкив коленвала 21124 с параболической формой зуба (на фото – слева). У 11194 и 21126 шкив другой – с полукруглой формой зуба, буртиком на задней стене и в комплекте с шайбой для осевой фиксации ремня ГРМ. Шкивы невзаимозаменяемы.
Насосы охлаждающей воды различаются шкивами привода и потому невзаимозаменяемы. У 21124 профиль зуба параболический и ширина шкива 33 мм, у 11194 и 21126 ширина шкива 30 мм, профиль зуба полукруглый, и есть отличительная метка – буковка О в кружочке (стрелка).
У движков 21124 и 21126 термостаты взаимозаменяемы (на фото слева). В магазинах автозапчастей, не считая узла в сборе, можно приобрести раздельно его крышку с термочувствительным элементом. Но учтите, что изготавливают термостаты несколько заводов и внутренность у каждого своя – вероятна «несостыковка» деталей. Для мотора 11194 термостат компактнее (на фото справа). Датчик температуры охлаждающей воды системы управления движком (стрелки) у всех движков единый.
Как отличить шкив впускного распредвала от шкива выпускного?
У впускного с его тыльной стороны приварена штампованная шторка датчика фаз – это все нижние шкивы на фото. Не считая этого, у каждого мотора впускные и выпускные шкивы свои, чтоб их различать, в дополнение к установочным меткам имеются метки в виде кружков. Начнем с впускных: у 21124 – один кружок около ступицы, у 21126 – один кружок слева от установочной метки около зубьев, 11194 – два кружка около ступицы. Выпускные шкивы маркируют аналогичным методом. У 21124 – один кружок около ступицы, 21126 – два кружка слева и справа от установочной метки около зубьев, 11194 – четыре кружка около ступицы. Метки показаны стрелками. Шкивы мотора 21124 с параболической формой зуба, а 11194 и 21126 – с полукруглой.
У мотора 21124 датчики температуры охлаждающей воды (ТМ-106) и давления масла (2108-3829) – со старенькым разъемом (на фото они слева). Надлежащие датчики движков 11194 и 21126 получили более надежный разъем. Справа на фото – датчик температуры охлаждающей воды 27.3828 и давления масла 1118-3929.
Ремень привода генератора для 11194 – 6РК–882, таковой же ремень на 8-клапанной версии 1,6 л (21114) для «Калины». У движков 21124 и 21126 – 6РК-742, для 21126 с гидроусилителем – 6РК-1115 («Приора»). Напомним, на 1,5–литровых движках автомобилей ВАЗ-2113, 2114, 2115 ремень 6РК-698. В маркировке ремней русского производства (на фото) буковка Р отсутствует.
Топливные рампы всех 3-х движков взаимозаменяемы, хотя форсунки могут быть производства компании «Бош» – 0 280 158 022 (на фото сверху) или «Сименс» – 20735.
Для питания электроэнергией потребителей и заряда АКБ на движке 11194 установлен генератор 1119-3701010 с током отдачи до 85 А (на фото – слева), а на 21124 и 21126 – генератор 2112-3701010 с током отдачи до 80 А. Они невзаимозаменяемы, точки крепления размещены в различных местах. При всем этом в регулировке натяжения ремня на 11194 применили дополнительный ролик в сборе с кронштейном. На движках 21124 и 21126 такового ролика нет, натяжение ремня регулируют смещением самого генератора и инспектируют прибором-частотомером.
Каталитический нейтрализатор – неотъемлемая часть системы выпуска. Сегодня он объединен с приемной трубой и получил заглавие «катколлектор». Трубы коллекторной части – из нержавеющей стали. До и после нейтрализатора в корпус катколлектора вварены резьбовые втулки для установки датчиков кислорода. Катколлектор движков 11194 и 21126 – на фото сверху. Благодаря нейтрализатору с округлой формой поперечного сечения он более компактно аналога для мотора 21124. Не считая российского поставщика катколлекторов для движков объемом 1,6 л есть забугорный – компании Delphi. Отличие – металлическая коллекторная часть.
НАША СПРАВКА
16-клапанные движки с распределенным впрыском горючего ВАЗ-11194, ВАЗ-21124 и ВАЗ-21126 созданы для переднеприводных автомобилей ВАЗ. Движок 21124 рабочим объемом 1,6 л отлично известен обладателям автомобилей «десятого семейства»: ВАЗ-21104, ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124. На замену ему пришел движок 21126 такого же рабочего объема, но с облегченными шатунами, поршнями, поршневыми пальцами и кольцами. Предназначение – «Приора». Эти же особенности и у мотора 11194 рабочим объемом 1,4 л, созданного для «Калины».