Профили
Профили
Самый обычный вариант – шлиц. В отсутствие инструмента винт с таковой головкой, если он, естественно, не приржавел, можно открутить полосой металла, лезвием ножика, монетой и т.д. Маркируются шлицы по толщине и ширине нажимала. К примеру, 4х0,5: 4 мм – ширина, а 0,5 мм – толщина нажимала. Сейчас шлиц не настолько популярен, как ранее. На то много весомых обстоятельств: нет точной фиксации головки на шляпке болта, инструмент соскакивает, есть риск поцарапать краску на кузове автомобиля или получить травму. А с приржавевшими винтами дела еще ужаснее: головка (нажимало отвертки) выходит из зацепления, повреждая шлицевую часть винта.
Дополнительная прорезь на шляпке винта – и пред нами, пожалуй, более пользующийся популярностью крест (Phillips). Разобраться в размерности тут проще, потому что у каждого профиля есть собственный условный номер от PH000 до PH4 (PH – сокращение от Phillips). Основное преимущество крестообразных насадок перед шлицевыми – увеличенная площадь контакта рабочих поверхностей, самоцентрирование инструмента и возможность работать под маленьким углом. Соответственно, закрутить винт можно с огромным моментом, чем в прошлом случае, не боясь его разрушить.
Дополнительные прорези, но существенно меньше главных проточек на профиле «крест», отличают новейшую шляпку винта, получившую заглавие Pozidriv. Сокращенное обозначение PZ, в ходу условные номера от PZ0 до PZ4. Pozidriv, хоть и позволяет передавать чуток большее усилие, как и Phillips, не очень цепко держится на шляпке винта, потому для сборки ответственных узлов и устройств употребляют болты с внутренним либо внешним шестигранником.
Спектр внешних шестигранников очень широкий: от 1,5 до 80 мм. Мелкие болты употребляются для крепления деталей и плат в блоках управления, а большие – для ходовой части.
При покупке набора инструмента предпочтительней 12-гранный профиль, потому что в автомобиле употребляют болты не только лишь с шестигранниками, да и 12-гранные – к примеру, болты крепления маховика и головки блока цилиндров на движках «Мерседес».
Под болты с внутренним 12-гранником рассчитаны головки XZN. Ими укрепляют стартер, салазки сидений, головки блока цилиндров, шкивы вспомогательных агрегатов. Маркировка этих головок – не обычная метрическая, а условная, с буковкой М перед номером профиля. Спектр – от М4 до М18. Есть и варианты этого профиля со штифтом в центре (к примеру, пробка слива масла из агрегатов коробки на автомобилях «Фольксваген груп»). Некие умельцы удачно «снимают защиту», выламывая штифт.
Выбор внутренних шестигранников не настолько широкий: от 1,3 до 27 мм. У таких болтов более малогабаритная головка по сопоставлению с внешними шестигранниками. При всем этом головка инструмента меньше внешнего поперечника шляпки болта, и трудности с отворачиванием в недоступных местах появляются еще пореже.
Но внутренние шестигранники оказались не настолько надежными: головка часто проворачивалась. Причина – не только лишь в низком качестве, да и в особенностях профиля. Потому на замену капризному крепежу пришел более стойкий и крепкий Torx. Размеры – от Т6 до Т100; от 6-го до 10-го номера они следуют через единицу, дальше через 5, а с 60-го по сотый через 10, хотя есть и исключения, к примеру Т27. Не исключено, что добавятся и промежные размеры.
При равных размерах профиль Torx выдерживает огромные нагрузки по сопоставлению с шестигранником, а возможность провернуться сведена к минимуму. Таковой крепежный элемент обширно всераспространен не только лишь на импортных машинах, но уже употребляется на автомобилях ВАЗ – к примеру, он держит «жабо» и ответные части дверных замков на «Калине».
Для защиты узлов и агрегатов от разборки неквалифицированным (читай – не имеющим специального инструмента) персоналом некие производители употребляют «торкс» со штифтом в центре. Обозначается он Torx TR. Таковой инструмент применяется при подмене, к примеру, измерительного элемента ДМРВ «Бош» на многих автомобилях.
Кроме внутреннего профиля Torx есть аналогичный внешний. Его маркировка начинается с буковкы Е, размеры от Е4 до Е24. Есть и неординарные варианты, к примеру Е11. Этот эталон можно повстречать в креплении опоры агрегата на «Калине».
Не так издавна производители автокомпонентов предложили профиль, схожий на «торкс», но с пятью «гранями» и со штифтом в центре. В маркировке 1-ые две буковкы РТ. Размеры пока от РТ10 до РТ50. В последнее время ассортимент, вероятнее всего, будет расширяться. Профиль также употребляют в прецизионном оборудовании, к примеру, датчиках громоздкого расхода воздуха – заместо уже «освоенных» умельцами «торксов» со штифтом.
Для крепления головки блока на движках VW употребляется профиль Polydrive. По форме он близок к «торкс» – по неопытности можно спутать.
Большая часть рассмотренных профилей обширно употребляются на многих автомобилях, но есть таковой, который встречается очень изредка – RIBE-CV, в главном на «фиатах» и «альфа-ромео». Обозначаются они – внимание! – так же как XZN. Ассортимент головок – от М5 до М16.
Таблица 1 Продолжение Таблицы 1