Пленный ложбины
Пленный ложбины
Напомним: герой задачки увлекся сбором грибов и легкомысленно спустился на машине в лесную ложбину. Пошел дождик. Как выехать, если под колесами скользкий мох, листва, корешки деревьев? В багажнике только капроновый трос, ключи, аптечка, что-то еще – да что толку? Естественно, герой «…сам себя наказал, вломившись в лес, наплевав на экологию», – создателей, радеющих за природу, мы поддержим, – но все таки как человеку выкарабкаться?
ПАЛКИ В КОЛЕСА
Конкретного решения у задачки нет. Даже с полным приводом не каждый выкарабкается! Молвят же: «Чем круче внедорожник, тем крепче его засадят! Почти все находится в зависимости от определенных событий, от машины, грунта, подъема дороги, а еще более от опыта и сообразительности «водилы». Севший на брюхо танк выручали, привязав к гусеницам бревно. Подвинется на несколько метров – повторяли…» Как досадно бы это не звучало, колеса автомобиля – не гусеницы танка, перекрыть их палкой забавно. А без нее напомнит о для себя дифференциал: «…он сглаживает вращающие моменты колес. Означает, когда одно «шлифует» в грязищи, то и 2-ое тянет так же слабо – попробуй-ка тронуться!» Очевидно, мы говорим о машине с приводом на одну ось, без хитрых блокировок, «трэкшн-контроля» и других изысков. Пример: машину весом 1400 кгс на подъеме в 10% тянет вспять сила 140 кгс. Означает, тяга ведущих колес должна быть не меньше. Но коэффициент сцепления шин мал – около 0,2–0,3, так что при нагрузке на их 700 кгс можно получить тягу только 140–210 кгс. Многие справедливо призывают «не допускать пробуксовки». Но это просто в теории, а когда машина то глохнет, то буксует – попробуй-ка нащупать золотую середину!
Самые хитрые рекомендуют заклинить ломиком буксующее колесо, очевидно путая это с блокировкой дифференциала, – ведь половина вращающего момента на ломик все равно идет, означает, на другом колесе получим не более половины подходящей тяги. В горку не въехать.
Остается только повысить сцепление колес с грунтом. И действовать по-умному: снизить давление в шинах, «…кропотливо приготовить перед колесами дорожки: убрать влажную листву и мох, подсыпать (если отыщите) песка, гравия. Живы, скользкие ветки под колеса не класть!» – вправду, здесь нужен сухой хворост, о чем поведал и наш фаворит. Может выручить толстая сухая кора старенькых деревьев. Достаточно цепок еловый лапник. Естественно, в отчаянном положении можно пожертвовать резиновыми ковриками, чехлами, плетенками из-под грибов – здесь уж каждый решает сам. Андрей Масаев правильно написал: «…главное – не торопиться, необходимо всеми средствами находящимися под рукой достигнуть нужного сцепления ведущих (и лучше – ведомых) колес с грунтом».
ОТ АРХИМЕДА – ПО ЛБУ
Сильно много предложений «сделать шины внедорожными, обвязав их через отверстия дисков кусочками буксирной веревки с узлами-грунтозацепами». Отменная мысль. Но не без минусов. Сходу веревку не режьте – поначалу удостоверьтесь, что она пройдет в зазор меж колесным диском и тормозным механизмом (барабаном, суппортом и т.д.). На многих легковых машинах места для веревки там нет. К тому же ее всего по три метра на колесо. Мало. А кто же возит с собой дополнительный трос?
Другая мысль: трос, закрепленный «на подходящем дереве, должен наматываться на ведущее колесо…» Как досадно бы это не звучало, и здесь много заморочек. Опять-таки трос короток. К тому же нужно перекрыть другое колесо. И как сделать, чтоб трос не соскальзывал? Некие предложили «…снять шину с запаски – и ее диск длинноватыми болтами прикрутить к ведущему колесу – получится лебедка!» Скажите, вы всегда возите с собой такие болты? А если колесо крепится гайками на шпильках?..
В почти всех письмах мерцают рычаги – Архимед был бы доволен. Один из вариантов: привязать авто к дереву, сложив трос в два раза, – и «крепкой палкой» скручивать связь, чтоб она, сокращаясь, двигала машину. Как досадно бы это не звучало, это приемлемо на ровненьком месте. А на подъеме машина скатывается, и если вырвет палку из рук да по лбу – очень огорчите Архимеда!
Не достаточно надежды и на помощь со стороны. Представьте: оставили вы машину в лесу. Пока кое-где в полях находили трактор, сгустились сумерки. А пока толковали с трактористом, темень скрыла не только лишь место, где оставлена машина, да и сам лес. И если в кармашке не оказалось GPS-навигатора, как будете выворачиваться?
Итак, универсального решения нет. И не факт, что даже все высказанные идеи, совместно взятые, сумеют посодействовать в хоть какой ситуации. Не напрасно фаворит Андрей Масаев окончил письмо словами: «Прежде чем куда-то заехать, задумайся, как оттуда выкарабкаться!»
Задачка № 9
СВЕРХМАКСИМУМ
Молвят, на большой скорости колеса автомобиля теряют связь с дорогой, и тот может стать неуправляемым – к примеру, из-за неудачной аэродинамики: подъемная сила, то да се… Ан нет ли других обстоятельств? Представте, что вы собрались разогнать до максималки авто, у которого под капотом несколько тыщ лошадиных сил. Для полноты картины представим, что автомобиль – с полным приводом, массой 1500 кг, лобовой площадью 1,9 м2 и с коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,3. Под колесами – ровненький и сухой асфальт. Допустим также, что коробка, шины и прочее – с достаточным припасом прочности. Какой скорости достигнет автомобиль?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10 либо
по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон либо другой удачный вам метод резвой связи.
Напомним: герой задачки увлекся сбором грибов и легкомысленно спустился на машине в лесную ложбину. Пошел дождик. Как выехать, если под колесами скользкий мох, листва, корешки деревьев? В багажнике только капроновый трос, ключи, аптечка, что-то еще – да что толку? Естественно, герой «…сам себя наказал, вломившись в лес, наплевав на экологию», – создателей, радеющих за природу, мы поддержим, – но все таки как человеку выкарабкаться?
ПАЛКИ В КОЛЕСА
Конкретного решения у задачки нет. Даже с полным приводом не каждый выкарабкается! Молвят же: «Чем круче внедорожник, тем крепче его засадят! Почти все находится в зависимости от определенных событий, от машины, грунта, подъема дороги, а еще более от опыта и сообразительности «водилы». Севший на брюхо танк выручали, привязав к гусеницам бревно. Подвинется на несколько метров – повторяли…» Как досадно бы это не звучало, колеса автомобиля – не гусеницы танка, перекрыть их палкой забавно. А без нее напомнит о для себя дифференциал: «…он сглаживает вращающие моменты колес. Означает, когда одно «шлифует» в грязищи, то и 2-ое тянет так же слабо – попробуй-ка тронуться!» Очевидно, мы говорим о машине с приводом на одну ось, без хитрых блокировок, «трэкшн-контроля» и других изысков. Пример: машину весом 1400 кгс на подъеме в 10% тянет вспять сила 140 кгс. Означает, тяга ведущих колес должна быть не меньше. Но коэффициент сцепления шин мал – около 0,2–0,3, так что при нагрузке на их 700 кгс можно получить тягу только 140–210 кгс. Многие справедливо призывают «не допускать пробуксовки». Но это просто в теории, а когда машина то глохнет, то буксует – попробуй-ка нащупать золотую середину!
Самые хитрые рекомендуют заклинить ломиком буксующее колесо, очевидно путая это с блокировкой дифференциала, – ведь половина вращающего момента на ломик все равно идет, означает, на другом колесе получим не более половины подходящей тяги. В горку не въехать.
Остается только повысить сцепление колес с грунтом. И действовать по-умному: снизить давление в шинах, «…кропотливо приготовить перед колесами дорожки: убрать влажную листву и мох, подсыпать (если отыщите) песка, гравия. Живы, скользкие ветки под колеса не класть!» – вправду, здесь нужен сухой хворост, о чем поведал и наш фаворит. Может выручить толстая сухая кора старенькых деревьев. Достаточно цепок еловый лапник. Естественно, в отчаянном положении можно пожертвовать резиновыми ковриками, чехлами, плетенками из-под грибов – здесь уж каждый решает сам. Андрей Масаев правильно написал: «…главное – не торопиться, необходимо всеми средствами находящимися под рукой достигнуть нужного сцепления ведущих (и лучше – ведомых) колес с грунтом».
ОТ АРХИМЕДА – ПО ЛБУ
Сильно много предложений «сделать шины внедорожными, обвязав их через отверстия дисков кусочками буксирной веревки с узлами-грунтозацепами». Отменная мысль. Но не без минусов. Сходу веревку не режьте – поначалу удостоверьтесь, что она пройдет в зазор меж колесным диском и тормозным механизмом (барабаном, суппортом и т.д.). На многих легковых машинах места для веревки там нет. К тому же ее всего по три метра на колесо. Мало. А кто же возит с собой дополнительный трос?
Другая мысль: трос, закрепленный «на подходящем дереве, должен наматываться на ведущее колесо…» Как досадно бы это не звучало, и здесь много заморочек. Опять-таки трос короток. К тому же нужно перекрыть другое колесо. И как сделать, чтоб трос не соскальзывал? Некие предложили «…снять шину с запаски – и ее диск длинноватыми болтами прикрутить к ведущему колесу – получится лебедка!» Скажите, вы всегда возите с собой такие болты? А если колесо крепится гайками на шпильках?..
В почти всех письмах мерцают рычаги – Архимед был бы доволен. Один из вариантов: привязать авто к дереву, сложив трос в два раза, – и «крепкой палкой» скручивать связь, чтоб она, сокращаясь, двигала машину. Как досадно бы это не звучало, это приемлемо на ровненьком месте. А на подъеме машина скатывается, и если вырвет палку из рук да по лбу – очень огорчите Архимеда!
Не достаточно надежды и на помощь со стороны. Представьте: оставили вы машину в лесу. Пока кое-где в полях находили трактор, сгустились сумерки. А пока толковали с трактористом, темень скрыла не только лишь место, где оставлена машина, да и сам лес. И если в кармашке не оказалось GPS-навигатора, как будете выворачиваться?
Итак, универсального решения нет. И не факт, что даже все высказанные идеи, совместно взятые, сумеют посодействовать в хоть какой ситуации. Не напрасно фаворит Андрей Масаев окончил письмо словами: «Прежде чем куда-то заехать, задумайся, как оттуда выкарабкаться!»
Задачка № 9
СВЕРХМАКСИМУМ
Молвят, на большой скорости колеса автомобиля теряют связь с дорогой, и тот может стать неуправляемым – к примеру, из-за неудачной аэродинамики: подъемная сила, то да се… Ан нет ли других обстоятельств? Представте, что вы собрались разогнать до максималки авто, у которого под капотом несколько тыщ лошадиных сил. Для полноты картины представим, что автомобиль – с полным приводом, массой 1500 кг, лобовой площадью 1,9 м2 и с коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,3. Под колесами – ровненький и сухой асфальт. Допустим также, что коробка, шины и прочее – с достаточным припасом прочности. Какой скорости достигнет автомобиль?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10 либо
по e-mail: exp@zr.ru. Укажите ваш контактный телефон либо другой удачный вам метод резвой связи.