Вышибить из колеи
Вышибить из колеи
КАНАВОКОПАТЕЛИ
Не тайна, что дороги сплошь и рядом не выдерживают сегодняшних нагрузок. Доказательством тому колеи на жестком покрытии. Летом бессчетные колеса давят теплый асфальт как тесто – он становится еще податливей и больше припоминает море с полотен Айвазовского.
Шофер пробует ехать левым колесом по борту колеи. G – вертикальная нагрузка на колесо, N – ее обычная составляющая, от которой зависит сила сцепления шины с покрытием, T – сила, сталкивающая колесо в колею, О-О – ось поворота управляемого колеса. Поглубже иных мнут асфальт шины тяжеловозов – обычно в правых полосах. На середине колеи редки: разметку соблюдают только чудаки, поэтому асфальт раскатан ровно. Но левей свободу ограничили барьером, и повдоль него тоже колеи – здесь по встречке не поедешь!
Под нагрузкой от томных машин нередко проседает само основание дороги, к современной жизни тоже не готовое. В особенности стршные следы могучих колес в округах «великих строек» – провалы, холмы, складки, трещинкы. Водителям легковушек с малым дорожным просветом здесь худо – расход валидола на смятенную душу выше всяких норм. Разрушение дороги ускоряет вода, стекающая в трещинкы, – в особенности намедни мороза. Лед пучит и взламывает даже бетон.
Зимой дорога мучается и от шипов. Нередко видно, что свежайший, уложенный осенью, асфальт к весне источен насквозь.
Картина в особенности рельефна на левой полосе, где больше господ на массивных машинах. Края таких колей из-за слабенькой связи различных слоев асфальта выкрашиваются – они неровные.
ПУТЬ К КОНЮШНЕ
Согласно анекдоту из довольно глубочайшей колеи машина не выскочит – можно кинуть руль и заняться другим делом. Не рекомендуем: это возчику средь полей не грех поспать с бодуна (кобылка не заблудится – умом она превосходит другого «драйвера»), автомобилю же только дай волю – увезет неизвестно куда!
Поведение автомобиля находится в зависимости от того, как соотносятся его геометрические характеристики с шириной колей на дороге. Ка – ширина колеи автомобиля, Кд – ширина колей на дороге, S – ширина углубления на дороге. Допустим, оба фронтальных колеса катятся по левым бортам колей (см. рис.). Любая шина несет весовую нагрузку G. Умножив ее составляющую N на коэффициент сцепления φ, получим силу сцепления шины с покрытием Nφ, а вот составляющая T обыденно толкает колесо вглубь колеи. Чем круче борт, тем меньше Nφ и больше T. Но пока T не «пересилит» Nφ, шина не соскальзывает с наклонной поверхности: при неком уводе она «держит дорогу» (см. ЗР, 2008, №…6). На сухом асфальте значение φ близко к 0,8 – выходит, предельный уклон, с которого шина не соскользнет, около 80%, либо 38,5 градуса. Влажный, грязный, оледенелый асфальт неизмеримо коварнее – здесь и чуть приметные колеи небезопасны. При разгоне, торможении, в поворотах припаса сил сцепления не хватает – колеса соскальзывают туда, где ниже!
ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ
Как понятно, ось поворота колеса наклонена вспять. Угол ее наклона (кастер) – одно из средств динамической стабилизации машины на данном курсе. Но наклон-то был подобран для ровненькой дороги, а в примере на рисунке сила T, приложенная к колесу сзади оси поворота, толкает его в колею справа, но сразу пробует повернуть на лево! Сильней это чувствуется на машинах с огромным кастером (обычно заднеприводных). Переднеприводные послушней – кастер у их мал, к тому же тяговая сила, деформируя шину, несколько сдвигает пятно контакта вперед. Для кого разъяснение сложно, пусть просто помнит, что в колеях машина неустойчива: руль может потянуть в одну сторону – и здесь же кинуть в другую! Еще ужаснее, если возникнут нарастающие колебания: к примеру, съехав с левых кромок колей, колеса ударились в правые, еще сильней отпрыгнули назад – так недолго совсем вылететь с дороги.
При ударе края протектора в неровный борт колеи может быть затягивание колеса вглубь выбоины. Удержать руль тяжело. Тут V – скорость движения машины, P – сила удара, М – вызванный ударом момент. Если расстояние… меж колеями такое же, как меж колесами, силы Т работают в унисон – и удержать машину трудней. Но не определять же рулеткой колеи – держите надежней руль. Кстати, колеи фронтальных и задних колес нередко различные, что тоже заносит свои помехи в устойчивость машины.
Когда одно колесо в колее, а другое на ровненьком покрытии, реакции на руле ослабевай. Понижает их и усилитель, но очень мощнейший неинформативен: лишне легкое управление мешает осознать, куда толкают колесо законы физики, и даже обеспеченный опыт не всегда выручает. Мы поэтому акцентируем на этом ваше внимание, что при управлении современным автомобилем – комфортным, послушливым, устойчивым – другой шофер просто переоценивает и способности техники, и собственные. Чем мощней, динамичней машина, тем легче оказаться за гранью допустимого, а с физикой не поспоришь – ее законы действуют независимо от наших настроений!
Плечо обката колеса на ровненьком покрытии – h. При ударе в выбоину сила Р приложена на плече H относительно оси поворота О-О. Знатоки могут сделать возражение: вы, дескать, даете облегченную картину… Не станем опровергать. Поведение машины находится в зависимости от величавого огромного количества аспектов – пытайтесь изучить ее слабенькие и сильные стороны. В почти всех ситуациях авто даже одной схемы и класса ведут себя, мягко говоря, по-разному. Ведь тут важны незначительные на 1-ый взор аспекты. А представьте-ка, что в дело вмешивается качество шин, особенности подвески! При сопоставлении же совсем различных автомобилей у вас будет еще более вопросов.
Особенные СЛУЧАИ
Из сухих колей выехать будто бы нетрудно. Но когда борт колеи крут и выщерблен – берегись! Если шина резко зацепится краем протектора либо боковиной за какую-нибудь выбоину, то появившаяся в 1-ый миг сила Р создаст на плече H момент, который дополнительно «клинит» протектор в выбоине. Плечо H в этот миг уподобится большенному плечу обката – зависимо от нрава выбоины руль может дернуть так, что не каждый атлет управится! Любители ездить по бордюрам это подтвердят. Так можно и шину разорвать, и машину упустить.
В грязной либо ледяной колее шине не за что зацепиться – оттого и выехать тяжело, в особенности если ширина колей на дороге и у автомобиля однообразная. Здесь выехать из их плавненько, под острым углом не получится: колеса скользят – и совместно, парой, на горку не подымутся. Не напрасно же альпинисты в связке попеременно помогают друг дружке! Поступим по другому: энергично прижмем фронтальные колеса к одной стороне колей, потом бросим к другой – и возьмем горку за счет инерции машины. Освобождать из колей задние колеса тоже лучше инерцией, не давая им проскальзывать. Как досадно бы это не звучало, теорию нужно дополнить моралью: эти приемы опасны – будьте внимательней!
Особенной заботы на колейной дороге заслуживают велосипедисты, мотоциклисты, скутеристы. Тут водителю двухколески очень некомфортно – и ехать рядом с ним на автомобиле, как минимум, неразумно – а вдруг свалится?!
Если колеи залиты водой, уже при скоростях 60–70 км/ч заезд в их просит осторожности: колесо, ухнувшее в воду первым, резко тормозит машину, грозя ее развернуть, – держите руль прочно. Под водой есть риск не увидеть какой-либо сюрприз, а при больших скоростях может быть и аквапланирование, когда неуправляемая машина скользит как глиссер. Но трассой пользуются не только лишь добрые Различное – вас могут просто вынудить съехать в воду. Потому напомним: по хоть какой дороге, даже не залитой водой, стоит ехать с разумной скоростью!