Ремни ГРМ Два привода
Ремни ГРМ: Два привода
На новых 16-клапанных движках ВАЗ-11194 (1,4 л) и ВАЗ-21126 (1,6 л) привод распредвалов значительно улучшен, что обеспечило ему долговечность и надежность на уровне многих соперников. А именно, внедрен автоматический натяжитель зубчатого ремня. Чтоб эти моторы отвечали современным требованиям по чистоте выхлопа, их камеры сгорания стали более компактно, так что обрыв ремня тут недопустим – поршни достанут до клапанов. Стремясь понизить риск, ВАЗ вместе со спецами компании «Гейтс» (Gates) серьезно модернизировал привод ГРМ.
За натяжением зубчатого ремня в процессе использования смотрит автоматический натяжной ролик, положение которого сейчас агрессивно не фиксируется. Механизм обладает некой упругой податливостью, позволяющей в широком динамическом спектре сглаживать переменные нагрузки ремня – от рывков в момент запуска до обыденных колебаний на установившихся режимах. Сам же ремень рассчитан на широкий температурный спектр, даже в сильный мороз не растрескивается и отлично работает. Изменены профили зубьев шкивов и ремня, материалы корда и резиновой базы.
Расчетный ресурс зубчатого ремня – 200 тыс. км. При пробеге 180 тыс. км предусмотрена его плановая (при ТО) подмена совместно с обоими роликами. Постоянные проверки натяжения через каждые 15 тыс. км, как это было на прошлых моделях движков ВАЗ, сейчас в прошедшем. 1-ая регулировка требуется при 90 тыс. км, когда, согласно сервисной книге, будет заменен насос охлаждающей воды. Но если привод ГРМ все таки пришлось потревожить ранее, следует знать последующие его особенности.
Как проверить исправность ролика-натяжителя? Это делают, за ранее совместив метки коленвала и распредвалов с метками на недвижных частях мотора. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня ГРМ и, вращая коленвал за головку болта шкива по часовой стрелке, совмещаем середину его первого зуба после пропуска с приливом на нижней фронтальной крышке ремня. Итак, поршни первого и 4-ого цилиндров сейчас в ВМТ. Подсказка – надпись «ВМТ» (на прежних движках ее не было).
Для многих привычней выставлять в ВМТ поршни первого и 4-ого цилиндров по старинке: совместив риску на маховике с прорезью на щитке картера. Поперечник маховика больше, чем шкива, – означает, точность выше. Но в данном случае придется снять корпус воздушного фильтра с патрубком и резиновую заглушку в высшей части картера сцепления.
Метки на шкивах распредвалов совмещаем с прорезями в задней крышке, вращая болт шкива коленвала ключом на 17 мм по часовой стрелке. Крутить коленвал против часовой стрелки либо распредвалы за их шкивы нельзя – натяжение ремня не будет соответствовать ожидаемому.
Когда все три вала выставлены по меткам, а ролик отрегулирован правильно, его указатель встанет в центре паза внешней пластинки. Поначалу проверяем работоспособность ролика одним из 3-х методов. Вот 1-ый: если надавить на ремень в центре меж шкивами распредвалов с усилием около 100 Н (приблизительно 10 кгс), то указатель на внешней части ролика (стрелка) должен сместиться на право относительно метки, а при снятии нагрузки возвратиться на место. Наибольшая величина смещения может достигать 5 мм.
2-ой метод контроля: при прокрутке коленвала ключом смотрим за указателем – он должен передвигаться в обе стороны с наибольшей амплитудой до 5 мм. Тем ролик реагирует на циклически меняющееся усилие на ремне.
3-ий метод: смотрим за положением указателя на работающем движке. При малых оборотах холостого хода он тоже должен реагировать на переменную нагрузку ремня – и колебаться относительно метки паза с амплитудой 1,5 мм. При перегазовках – больше. Некие натяжители на работу мотора практически не реагируют – для их проверки имеет смысл добавить нагрузку на движок, включив потребители помощней – далекий свет, подогрев стекла и т.д.
Натяжитель может не подавать признаков жизни, если его механизм подклинивает. До того как это устранять, проверим положение полуавтомата и его указателя.
По мере эксплуатации привода ГРМ Ремонт и эксплуатация изнашиваются, отчего указатель сдвигается относительно паза на лево. Величина смещения должна соответствовать данным в приведенной таблице. Проверяем его линейкой либо штангенциркулем, но поначалу провернем коленвал по часовой стрелке на пару оборотов – при поиске меток вы могли немного двинуть его против часовой стрелки и нарушить положение указателя. Если и сейчас смещение не соответствует таблице или указатель смещен на право, будем регулировать натяжение ремня.
Итак, валы выставлены по меткам. Отвернем болт крепления полуавтомата. Натяжение ремня резко свалится – чтоб он не проскочил через зубья, верхнюю ветвь прижмем рукою к шкивам. Позже немного подтянем внутреннюю обойму ролика болтом, закрутив его моментом около 0,5 Н.м. Повернем ролик против часовой стрелки до легкого соприкосновения его деталей, ограничивающих свободный ход, а потом – по часовой стрелке до совмещения указателя с серединой паза. Потом, удерживая механизм, затягиваем болт моментом 30–35 Н.м. Тут понадобятся приспособления – Г-образные щипцы для снятия стопорных колец или самодельный «ключ» из полосы стали (зацепов на устройстве хватает!). Вновь провернем коленвал на два оборота и проверим совпадение меток на валах и положение указателя натяжителя. По мере надобности повторим регулировку.
Если при проверке ролика описанными методами чувствуется его подклинивание, три – 5 раз поворачиваем ключом внутреннюю обойму из 1-го последнего положения в другое. Не посодействовало – меняем ролик.
На движке 11194 натяжение контролируем на участке меж шкивом генератора и роликом. Если ремнем приводится только генератор, частота собственных его колебаний должна быть более 120 Гц. При наименьшем значении поднимаем ее до 140 Гц, а при установке нового ремня положено выставлять 160 Гц. В варианте привода с генератором и компрессором кондюка частота колебаний должна быть более 200 Гц. Если меньше – поднимаем до 240 Гц. При установке нового ремня – 260 Гц.
На движке 21126 с приводом только генератора считают контрольным участок меж шкивами коленвала и генератора, а в вариантах с генератором и насосом гидроусилителя или с генератором и компрессором кондюка – участок меж натяжным роликом и генератором. Частота колебаний ремня для всех перечисленных вариантов принята схожей – более 120 Гц. Если она меньше – поднимаем до 140 Гц, а при установке нового ремня выставляем 160 Гц.
Компания «ЛАДА НОРМА» сделала частотомер PINaR. Он позволяет проверить натяжение не только лишь поликлинового ремня, да и зубчатого. Стоит прибор около 1900 руб. Процедура проверки простая: подносим датчик к ветки ремня, немного ударяем по ней и закрепляем на экране частоту затухающих колебаний. Завезенные из других стран аналоги стоят дороже, до 500 евро.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ
Привод вспомогательных агрегатов тоже нуждается в контроле. Проверка поликлинового ремня приблизительно или в миллиметрах прогиба при определенном усилии тоже устарела. На помощь пришли измерительные приборы.
На новых 16-клапанных движках ВАЗ-11194 (1,4 л) и ВАЗ-21126 (1,6 л) привод распредвалов значительно улучшен, что обеспечило ему долговечность и надежность на уровне многих соперников. А именно, внедрен автоматический натяжитель зубчатого ремня. Чтоб эти моторы отвечали современным требованиям по чистоте выхлопа, их камеры сгорания стали более компактно, так что обрыв ремня тут недопустим – поршни достанут до клапанов. Стремясь понизить риск, ВАЗ вместе со спецами компании «Гейтс» (Gates) серьезно модернизировал привод ГРМ.
За натяжением зубчатого ремня в процессе использования смотрит автоматический натяжной ролик, положение которого сейчас агрессивно не фиксируется. Механизм обладает некой упругой податливостью, позволяющей в широком динамическом спектре сглаживать переменные нагрузки ремня – от рывков в момент запуска до обыденных колебаний на установившихся режимах. Сам же ремень рассчитан на широкий температурный спектр, даже в сильный мороз не растрескивается и отлично работает. Изменены профили зубьев шкивов и ремня, материалы корда и резиновой базы.
Расчетный ресурс зубчатого ремня – 200 тыс. км. При пробеге 180 тыс. км предусмотрена его плановая (при ТО) подмена совместно с обоими роликами. Постоянные проверки натяжения через каждые 15 тыс. км, как это было на прошлых моделях движков ВАЗ, сейчас в прошедшем. 1-ая регулировка требуется при 90 тыс. км, когда, согласно сервисной книге, будет заменен насос охлаждающей воды. Но если привод ГРМ все таки пришлось потревожить ранее, следует знать последующие его особенности.
Как проверить исправность ролика-натяжителя? Это делают, за ранее совместив метки коленвала и распредвалов с метками на недвижных частях мотора. Снимаем верхнюю переднюю крышку ремня ГРМ и, вращая коленвал за головку болта шкива по часовой стрелке, совмещаем середину его первого зуба после пропуска с приливом на нижней фронтальной крышке ремня. Итак, поршни первого и 4-ого цилиндров сейчас в ВМТ. Подсказка – надпись «ВМТ» (на прежних движках ее не было).
Для многих привычней выставлять в ВМТ поршни первого и 4-ого цилиндров по старинке: совместив риску на маховике с прорезью на щитке картера. Поперечник маховика больше, чем шкива, – означает, точность выше. Но в данном случае придется снять корпус воздушного фильтра с патрубком и резиновую заглушку в высшей части картера сцепления.
Метки на шкивах распредвалов совмещаем с прорезями в задней крышке, вращая болт шкива коленвала ключом на 17 мм по часовой стрелке. Крутить коленвал против часовой стрелки либо распредвалы за их шкивы нельзя – натяжение ремня не будет соответствовать ожидаемому.
Когда все три вала выставлены по меткам, а ролик отрегулирован правильно, его указатель встанет в центре паза внешней пластинки. Поначалу проверяем работоспособность ролика одним из 3-х методов. Вот 1-ый: если надавить на ремень в центре меж шкивами распредвалов с усилием около 100 Н (приблизительно 10 кгс), то указатель на внешней части ролика (стрелка) должен сместиться на право относительно метки, а при снятии нагрузки возвратиться на место. Наибольшая величина смещения может достигать 5 мм.
2-ой метод контроля: при прокрутке коленвала ключом смотрим за указателем – он должен передвигаться в обе стороны с наибольшей амплитудой до 5 мм. Тем ролик реагирует на циклически меняющееся усилие на ремне.
3-ий метод: смотрим за положением указателя на работающем движке. При малых оборотах холостого хода он тоже должен реагировать на переменную нагрузку ремня – и колебаться относительно метки паза с амплитудой 1,5 мм. При перегазовках – больше. Некие натяжители на работу мотора практически не реагируют – для их проверки имеет смысл добавить нагрузку на движок, включив потребители помощней – далекий свет, подогрев стекла и т.д.
Натяжитель может не подавать признаков жизни, если его механизм подклинивает. До того как это устранять, проверим положение полуавтомата и его указателя.
По мере эксплуатации привода ГРМ Ремонт и эксплуатация изнашиваются, отчего указатель сдвигается относительно паза на лево. Величина смещения должна соответствовать данным в приведенной таблице. Проверяем его линейкой либо штангенциркулем, но поначалу провернем коленвал по часовой стрелке на пару оборотов – при поиске меток вы могли немного двинуть его против часовой стрелки и нарушить положение указателя. Если и сейчас смещение не соответствует таблице или указатель смещен на право, будем регулировать натяжение ремня.
Итак, валы выставлены по меткам. Отвернем болт крепления полуавтомата. Натяжение ремня резко свалится – чтоб он не проскочил через зубья, верхнюю ветвь прижмем рукою к шкивам. Позже немного подтянем внутреннюю обойму ролика болтом, закрутив его моментом около 0,5 Н.м. Повернем ролик против часовой стрелки до легкого соприкосновения его деталей, ограничивающих свободный ход, а потом – по часовой стрелке до совмещения указателя с серединой паза. Потом, удерживая механизм, затягиваем болт моментом 30–35 Н.м. Тут понадобятся приспособления – Г-образные щипцы для снятия стопорных колец или самодельный «ключ» из полосы стали (зацепов на устройстве хватает!). Вновь провернем коленвал на два оборота и проверим совпадение меток на валах и положение указателя натяжителя. По мере надобности повторим регулировку.
Если при проверке ролика описанными методами чувствуется его подклинивание, три – 5 раз поворачиваем ключом внутреннюю обойму из 1-го последнего положения в другое. Не посодействовало – меняем ролик.
На движке 11194 натяжение контролируем на участке меж шкивом генератора и роликом. Если ремнем приводится только генератор, частота собственных его колебаний должна быть более 120 Гц. При наименьшем значении поднимаем ее до 140 Гц, а при установке нового ремня положено выставлять 160 Гц. В варианте привода с генератором и компрессором кондюка частота колебаний должна быть более 200 Гц. Если меньше – поднимаем до 240 Гц. При установке нового ремня – 260 Гц.
На движке 21126 с приводом только генератора считают контрольным участок меж шкивами коленвала и генератора, а в вариантах с генератором и насосом гидроусилителя или с генератором и компрессором кондюка – участок меж натяжным роликом и генератором. Частота колебаний ремня для всех перечисленных вариантов принята схожей – более 120 Гц. Если она меньше – поднимаем до 140 Гц, а при установке нового ремня выставляем 160 Гц.
Компания «ЛАДА НОРМА» сделала частотомер PINaR. Он позволяет проверить натяжение не только лишь поликлинового ремня, да и зубчатого. Стоит прибор около 1900 руб. Процедура проверки простая: подносим датчик к ветки ремня, немного ударяем по ней и закрепляем на экране частоту затухающих колебаний. Завезенные из других стран аналоги стоят дороже, до 500 евро.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ
Привод вспомогательных агрегатов тоже нуждается в контроле. Проверка поликлинового ремня приблизительно или в миллиметрах прогиба при определенном усилии тоже устарела. На помощь пришли измерительные приборы.