Побеседуем о голубом
Побеседуем о голубом
Он бывает различный - темный, голубой, белоснежный. Ну, либо смешанный из нескольких. Темный гласит о переобогащенной консистенции, повинет карбюратор. Об этом уже писали, повторяться не стоит. Белесым дым становится из-за попадания в цилиндры тосола. Тоже не трогаем. Побеседуем о голубом - от сгорания масла в цилиндрах мотора.
Повелитель воскрикнул: масло!
Откуда же оно в цилиндрах? Путей не настолько не мало. Обычно масло просачивается в камеры сгорания или через сальники клапанов (они же маслоотражательные колпачки), или через очень изношенные поршневые кольца.
Быстрей других стирается нижнее - маслосъемное - кольцо. Это не достаточно сказывается на компрессии, зато расход масла может быть просто страшным. При поломке колец либо перемычек поршня масло просачивается в надпоршневое место, оттуда - в систему выпуска, там смешивается с раскаленными газами и пылает.
Время от времени расход масла вырастает из-за прогара прокладки головки: появился свищ. А если к тому же падает уровень охлаждающей воды, ездить небезопасно! Время от времени жидкость может вытекать и прямо в цилиндр, а оттуда - в картер. С жарким маслом она просто образует эмульсию. Попадет такая адская смесь в систему смазки - пиши пропало. А поэтому узреешь, что в бачке не достаточно антифриза - проверь масло на щупе. Есть смесь - глуши машину, отыскивай буксир. Скорей всего, ремонт обойдется малой кровью.
Аккуратней с колпачками!
В неработающем движке оба колпачка (впускного и выпускного клапанов) не дают маслу стекать по стержням клапанов в камеру сгорания. В работающем колпачок выпускного клапана стоит на пути жарких газов, рвущихся под клапанную крышку. Колпачок изнашивается (истираются кромки) и стареет: резина твердеет, становится хрупкой, и растрескивается. Если мотор старенькый, зазоры меж стержнями клапанов и втулками огромные, и клапаны "гуляют", еще более разбивая колпачки.
Разрежение в цилиндре при впуске изменяется. Наибольшее - на холостом ходу, в особенности принудительном, при торможении движком. Если за машиной висит сизое скопление на холостом ходу - повинны колпачки.
Подмена колпачка - дело тонкое. Втулки клапана бывают чугунные, металлокерамические и латунные. Чугун и металлокерамика - материалы хрупкие. Если работать грубо, можно просто сломать втулку. Идеальнее всего аккуратненько действовать 2-мя отвертками, поддевая ими манжету.
Как надеть на втулку новый колпачок? Казалось бы, просто: нажми, стукни - он и сядет, куда нужно! Вот так его иногда и повреждают "с новья", оторвав манжету от корпуса (рис. 1, г). Здесь тоже нужна аккуратность. Идеальнее всего работать оправкой - их на данный момент продают полным-полно, для всех машин.
Снова поскрипывает потертое кольцо...
Чем сильней износ, тем легче газам прорываться в картер. Давление вырастает, усиливается выброс газов по трубе вентиляции в воздухоочиститель и с ними - вынос сажи и капель масла. Если машина впрысковая - это еще половина беды. А в карбюраторной загрязняются воздушные жиклеры; смесь обогащается, мощность падает, расход бензина вырастает. Если под крышкой воздухофильтра видно масло, это звонок: пора поменять кольца.
Роль колец неодинакова. Верхнее - компрессионное, в съеме масла не участвует. А вот на среднем есть направленный вниз скребок. Оно - маслосбрасывающее. У нижнего нередко целых два скребка. Это - маслосъемное кольцо (рис. 2, а).
Если кольца изношены (рис. 2, б), то никаких скребков на их уже нет, а зазоры в соединениях очень огромные. Потому при ходе поршня вниз пленка масла на стенах цилиндра сохраняется, а при рабочем процессе выгорает - отсюда и дым. С изношенными кольцами при не плохих колпачках движок очень дымит на больших оборотах. Почему? Потертое кольцо совладать с поступающим маслом просто не успевает - скользит по масляной пленке, не собирая ее. А чем больше обороты - тем больше на стенах оказывается масла.
Случается (и часто!), что мотор начинает дымить и пожирать масло уже после умеренного пробега в полсотни тыщ км. Поршневые кольца при таком пробеге серьезно сработаться не успевают. Тут нередко виновно низкое качество масла, скажем, не соответственное теплонапряженности мотора. Оно просто коксуется. От шлаков и нагара кольца "залегают" в канавках поршня и теряют подвижность. Перестав работать как упругое тело, кольцо, естественно, перестает нормально прилегать к цилиндру. Далее ясно.
"Залегшие" кольца время от времени удается вызволить, скажем, керосином. Но почаще приходится поменять, а приработка колец ускоряет износ цилиндра. Это, к огорчению, издавна доказанный факт. И еще: никакие чудодейственную присадки не восстановят форму колец и не уберут овальности цилиндров, а поэтому не омолодят мотор. Нужно чинить. И то сказать - сегодня с запчастями заморочек нет, а руки у нас - золотые. Разве нет?
Он бывает различный - темный, голубой, белоснежный. Ну, либо смешанный из нескольких. Темный гласит о переобогащенной консистенции, повинет карбюратор. Об этом уже писали, повторяться не стоит. Белесым дым становится из-за попадания в цилиндры тосола. Тоже не трогаем. Побеседуем о голубом - от сгорания масла в цилиндрах мотора.
Повелитель воскрикнул: масло!
Откуда же оно в цилиндрах? Путей не настолько не мало. Обычно масло просачивается в камеры сгорания или через сальники клапанов (они же маслоотражательные колпачки), или через очень изношенные поршневые кольца.
Быстрей других стирается нижнее - маслосъемное - кольцо. Это не достаточно сказывается на компрессии, зато расход масла может быть просто страшным. При поломке колец либо перемычек поршня масло просачивается в надпоршневое место, оттуда - в систему выпуска, там смешивается с раскаленными газами и пылает.
Время от времени расход масла вырастает из-за прогара прокладки головки: появился свищ. А если к тому же падает уровень охлаждающей воды, ездить небезопасно! Время от времени жидкость может вытекать и прямо в цилиндр, а оттуда - в картер. С жарким маслом она просто образует эмульсию. Попадет такая адская смесь в систему смазки - пиши пропало. А поэтому узреешь, что в бачке не достаточно антифриза - проверь масло на щупе. Есть смесь - глуши машину, отыскивай буксир. Скорей всего, ремонт обойдется малой кровью.
Аккуратней с колпачками!
В неработающем движке оба колпачка (впускного и выпускного клапанов) не дают маслу стекать по стержням клапанов в камеру сгорания. В работающем колпачок выпускного клапана стоит на пути жарких газов, рвущихся под клапанную крышку. Колпачок изнашивается (истираются кромки) и стареет: резина твердеет, становится хрупкой, и растрескивается. Если мотор старенькый, зазоры меж стержнями клапанов и втулками огромные, и клапаны "гуляют", еще более разбивая колпачки.
Разрежение в цилиндре при впуске изменяется. Наибольшее - на холостом ходу, в особенности принудительном, при торможении движком. Если за машиной висит сизое скопление на холостом ходу - повинны колпачки.
Подмена колпачка - дело тонкое. Втулки клапана бывают чугунные, металлокерамические и латунные. Чугун и металлокерамика - материалы хрупкие. Если работать грубо, можно просто сломать втулку. Идеальнее всего аккуратненько действовать 2-мя отвертками, поддевая ими манжету.
Как надеть на втулку новый колпачок? Казалось бы, просто: нажми, стукни - он и сядет, куда нужно! Вот так его иногда и повреждают "с новья", оторвав манжету от корпуса (рис. 1, г). Здесь тоже нужна аккуратность. Идеальнее всего работать оправкой - их на данный момент продают полным-полно, для всех машин.
Снова поскрипывает потертое кольцо...
Чем сильней износ, тем легче газам прорываться в картер. Давление вырастает, усиливается выброс газов по трубе вентиляции в воздухоочиститель и с ними - вынос сажи и капель масла. Если машина впрысковая - это еще половина беды. А в карбюраторной загрязняются воздушные жиклеры; смесь обогащается, мощность падает, расход бензина вырастает. Если под крышкой воздухофильтра видно масло, это звонок: пора поменять кольца.
Роль колец неодинакова. Верхнее - компрессионное, в съеме масла не участвует. А вот на среднем есть направленный вниз скребок. Оно - маслосбрасывающее. У нижнего нередко целых два скребка. Это - маслосъемное кольцо (рис. 2, а).
Если кольца изношены (рис. 2, б), то никаких скребков на их уже нет, а зазоры в соединениях очень огромные. Потому при ходе поршня вниз пленка масла на стенах цилиндра сохраняется, а при рабочем процессе выгорает - отсюда и дым. С изношенными кольцами при не плохих колпачках движок очень дымит на больших оборотах. Почему? Потертое кольцо совладать с поступающим маслом просто не успевает - скользит по масляной пленке, не собирая ее. А чем больше обороты - тем больше на стенах оказывается масла.
Случается (и часто!), что мотор начинает дымить и пожирать масло уже после умеренного пробега в полсотни тыщ км. Поршневые кольца при таком пробеге серьезно сработаться не успевают. Тут нередко виновно низкое качество масла, скажем, не соответственное теплонапряженности мотора. Оно просто коксуется. От шлаков и нагара кольца "залегают" в канавках поршня и теряют подвижность. Перестав работать как упругое тело, кольцо, естественно, перестает нормально прилегать к цилиндру. Далее ясно.
"Залегшие" кольца время от времени удается вызволить, скажем, керосином. Но почаще приходится поменять, а приработка колец ускоряет износ цилиндра. Это, к огорчению, издавна доказанный факт. И еще: никакие чудодейственную присадки не восстановят форму колец и не уберут овальности цилиндров, а поэтому не омолодят мотор. Нужно чинить. И то сказать - сегодня с запчастями заморочек нет, а руки у нас - золотые. Разве нет?