Экспертиза огнетушителей чтоб не погасло
Экспертиза огнетушителей: чтоб не погасло
Трудности начались еще до закупки огнетушителей – какие брать? Все, кто честно проходил техосмотр, уверенно заявляли: дескать, необходимы только двухлитровые и с манометром, по другому изгонят. Но где это сказано?
Читаем Правила – ничего подобного там нет! Ни ссылок на ГОСТ, ни намеков на их… Так чем все-таки руководствуются милиционеры?
ВАМ ТАЛОНЧИК Либо ТУШИТЬ?
Звоним в МВД: просветите, какой огнетушитель нужно возить в легковом автомобиле. И здесь сюрприз: выходит, что все требования к объему и типу огнетушителей – выдуманные! В открытую их никто не подтверждает, ссылаются на Наставление по пожарной безопасности НПБ 166–97. Существует, дескать, Приложение 4 к этому наставлению, вот там все и сказано. Мы не поленились, отыскали упомянутое приложение. Оно оказалось… рекомендуемым! Говоря проще, необязательным. Что касается гаишников, они типо руководствуются ведомственным приказом МВД, который основан как раз на Приложении 4, – но этого приказа толком никто не лицезрел!
Само Приложение 4 тот еще документ. Например, в п. 1 сказано, что огнетушитель должен быть порошковым либо хладоновым. Все ясно? А вот и нет, чуток ниже читаем: «Допускается применение на автотранПодвесканых средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже, чем рекомендованные для этой же цели порошковые либо хладоновые огнетушители». Как шофер обусловит, ниже либо не ниже?
В п. 4 сказано, что «легковые и грузовые авто должны оснащаться порошковыми либо хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса более 2 л». Другими словами количество порошка вообщем не имеет значения – был бы корпус двухлитровый?
Сейчас о типе порошка; п. 3 показывает: «…в качестве заряда в порошковых огнетушителях целенаправлено использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ».
Видите, никакой категоричности! Разве что п. 9 прямо воспрещает хранение огнетушителей в багажнике и в других местах, доступ к которым затруднен. Да и это требование не непременно для выполнения, так как все Приложение 4, как мы уже отмечали, снабжено пометкой: «РЕКОМЕНДУЕМОЕ»! Это приблизительно как символ «50» на голубом фоне – дескать, мы рекомендуем, а там как хочешь.
Но важен-то не талончик, а чувство защищенности. Потому оставим споры о буковке закона юристам и займемся его духом.
ЧТО НА ПОЛКАХ?
Мы заполучили: порошковые огнетушители ОП-2 от 4 производителей с контрольными манометрами, позволяющими с первого взора найти работоспособность; два белорусских огнетушителя ОП-1 и ОП-2 в пластмассовых корпусах с газогенераторными патронами (в их при взведении рычага прокалывается ампула и начинается хим реакция с бурным выделением газа, вытесняющего порошок); в конце концов, произведенный в Санкт-Петербурге маленький аэрозольный баллончик – наподобие тех, которыми травят тараканов. Он, естественно, никак не подходит под советы вышеупомянутого приложения, но имеет пиктограмму с автомобильчиком и наклейку: «Для дачи, дома, автомобиля». Стало быть, наш клиент.
Осталось отвезти спасительные (либо нет?) баллоны профессионалам испытательного центра пожарной безопасности и ожидать результатов. Проверку производили по требованиям официального эталона, но получать по 20 образцов каждого изделия, что требуется при их сертификации, мы, естественно, не стали. Потому приобретенные числа справедливы для определенных экземпляров огнетушителей. С другой стороны, обладатель машины тоже покупает их не десятками и уповает на стабильность свойства – на то и символ соответствия всем требованиям эталона.
При испытаниях реальный автомобиль, очевидно, не жгут. Считается, что порошковый огнетушитель с массой заряда 2 кг должен потушить пылающую смесь из 14 л бензина и 7 л воды, налитую в металлической противень поперечником 900 и глубиной 150 мм. Таковой вот эквивалент. Забегая вперед, скажем: четыре из 7 огнетушителей только-только загоревшийся автомобиль сумеют потушить. Другие – как досадно бы это не звучало!
БРАТЬЯ, НО БЛИЗНЕЦЫ ЛИ?
Огнетушители в железных корпусах с контрольным манометром на 1-ый взор кажутся близнецами. Но внимательное исследование позволяет отыскать целый ряд различий. Начнем с того, что пластмассовые сопла-распылители различные и это отражается на длине и форме выкидываемой струи порошка.
Огнетушитель МИГ производства витебского ЗАО «ПОЖтехника» выделился самым низким рабочим давлением: всего 1,0 МПа. У других – 1,4 МПа. Это сходу позволяет предсказывать наименьшую длину струи и наименьшее время работы.
Огнетушитель группы компаний АПТВ из Ярославля заряжен порошком, рассчитанным на тушение пожаров групп В, С, Е, другими словами вызванных горением водянистых и газообразных веществ и электрического оборудования. Твердые вещества ему не по зубам, но как растолковали специалисты, для автомобиля это несущественно, ибо в эталонах под жесткими субстанциями понимаются дрова, а не пластик.
Два газогенераторных огнетушителя различаются поперечником корпуса и количеством порошка. В ОП-1(б) его должно быть, судя по этикетке, 1 л, а по прилагаемому паПодвескау – 0,5 кг. В ОП-2(б) сведения находятся только в паПодвескае, обещающем 1,4 кг порошка «Вексон АВС-50».
В конце концов, питерский баллончик зашифровал все что можно и что нельзя. То, чем он тушит пожар, вытесняется азотом и углекислым газом и является «экологически чистым» составом, владеющим «высокой дымоосаждающей способностью». А подтверждают это лицензия ГУ ГПС МВД РФ, гигиеническое заключение Минздрава и сертификат пожарной безопасности (другими словами сам баллон предпосылкой пожара стать не может).
ПОСЛЕ ФИАСКО НАДЕЖДА НА КАСКО
Согласно ГОСТ Р 51057–2001, которому должны соответствовать все переносные огнетушители, возможность их неотказной работы должна быть более 95%. Другими словами, каждый двадцатый огнетушитель может и не сработать. Не очень обнадеживает, но ничего не поделаешь. Стопроцентную гарантию дает… ну, это все знают.
Тем удивительнее «невезение», подстерегавшее белорусские газогенераторные огнетушители. Мы не смогли оценить ни длину, ни время выхода струи порошка – пластмассовый рычаг запорно-спускового механизма при взведении просто… сломался и остался в руках изумленного профессионала. При этом схожее вышло два раза! Есть слабенькая надежда на то, что доставшиеся автовладельцам 38 экземпляров в случае неудачи сработают. Колебание в этом, но, породили результаты взвешивания порошка: заместо заявленных 0,5 кг и 1,4 кг его оказалось по 1,1 кг. Другими словами, сыпали очевидно от руки и на глаз.
Что касается питерского изделия, специалисты единогласно рекомендовали его для использования, скажем, на кухне, но не в авто: 700 г состава для тушения запылавшей машины не хватит. Другие огнетушители полностью подходят для автомобиля.
Гори-гори ясно! Из 7 огнетушителей наш экзамен сдали четыре.
7-е место
ОП-1(б)-13 В, С-01
Заявленный производитель не указан; судя по ТУ, Белоруссия
Приблизительная стоимость 200 руб.
+ Стоимость – вне конкуренции.
- Полная неработоспособность.
Ну что здесь оценивать, если при попытке потушить очаг возгорания отламывается рычаг! Остается разве что отвернуть крышку и посыпать огнь порошком вручную. Но это занятие для смелых.
6-е место
ОП-2(б) ВСЕ-01
Заявленный производительне указан; судя по ТУ, Белоруссия
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Более широкая горловина, чем у худшего из представленных.
- Полная неработоспособность.
Баллон больше предшествующего, а порошка в нем те же 1,1 кг. Недосып, но! Оценить качество тушения не смогли, так как сломался рычаг. Но сыпануть порошком здесь легче – горловина обширнее.
5-е место
ОВ-1
Заявленный производитель: НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», Санкт-Петербург
Приблизительная стоимость 210 руб.
+ Дешевенький, легкий, обычный.
- Малый заряд.
Если исходить из требований ГИБДД, этот огнетушитель для комплектации автомобиля непригоден. Зато дешевый, легкий и самый резвый в использовании. Малый объем заряда позволяет рассчитывать на тушение огня только в его эмбрионе.
4-е место
МИГ ОП-2(з)
Заявленный производитель: ЗАО «ПОЖтехника», Витебск, Белоруссия
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Если будете в Белоруссии, отыщите, где приобрести: указаны адреса складов.
- Маленькое рабочее давление.
Изготовители почему-либо сберегли на вытесняющем газе. Низкое рабочее давление (самое малюсенькое посреди 7 образцов) уменьшило длину струи и время работы. К тому же в баллоне осталось практически максимально допустимое количество неиспользованного порошка.
3-е место
ОП-2(з) ВСЕ
Заявленный производитель: группа компаний «АПТВ», Ярославль
Приблизительная стоимость 380 руб.
+ Наибольшая длина струи.
- Высочайшая стоимость, большая масса (4 кг).
К недочетам отнесем неспособность потушить костер (там жесткое горючее!), но от авто огнетушителя этого и не требуется. Посреди братьев он оказался самым дееспособным по времени подготовки к работе и по длине струи.
2-е место
ОП-2(з) АВСЕ
Заявленный производитель: ПО «Пожтехавтоматика», Москва
Приблизительная стоимость 310 руб.
+ Есть кронштейн для крепления.
- Умеренная длина струи.
У этого огнетушителя в комплекте оказался кронштейн для крепления. Отыскать бы еще место для него в автомобиле компакт-класса!.. Замечаний к работе изделия нет, хотя длина струи могла быть и побольше. Порошок израсходовал на 93% – наилучший в группе итог.
1-е место
ОП-2(з) АВСЕ
Заявленный производитель: ООО «Меланти», Рудня
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Самый легкий (3 кг) и долгоиграющий.
- Наибольшее время подготовки к работе.
На пожаре с этим огнетушителем можно не суетиться. Поначалу, правда, придется на полсекунды подольше подождать, зато позже струя будет исправно лупить на 6,5 м в течение целых 21 с! И снутри порошка остается малость.
Трудности начались еще до закупки огнетушителей – какие брать? Все, кто честно проходил техосмотр, уверенно заявляли: дескать, необходимы только двухлитровые и с манометром, по другому изгонят. Но где это сказано?
Читаем Правила – ничего подобного там нет! Ни ссылок на ГОСТ, ни намеков на их… Так чем все-таки руководствуются милиционеры?
ВАМ ТАЛОНЧИК Либо ТУШИТЬ?
Звоним в МВД: просветите, какой огнетушитель нужно возить в легковом автомобиле. И здесь сюрприз: выходит, что все требования к объему и типу огнетушителей – выдуманные! В открытую их никто не подтверждает, ссылаются на Наставление по пожарной безопасности НПБ 166–97. Существует, дескать, Приложение 4 к этому наставлению, вот там все и сказано. Мы не поленились, отыскали упомянутое приложение. Оно оказалось… рекомендуемым! Говоря проще, необязательным. Что касается гаишников, они типо руководствуются ведомственным приказом МВД, который основан как раз на Приложении 4, – но этого приказа толком никто не лицезрел!
Само Приложение 4 тот еще документ. Например, в п. 1 сказано, что огнетушитель должен быть порошковым либо хладоновым. Все ясно? А вот и нет, чуток ниже читаем: «Допускается применение на автотранПодвесканых средствах углекислотных огнетушителей, если они имеют огнетушащую способность не ниже, чем рекомендованные для этой же цели порошковые либо хладоновые огнетушители». Как шофер обусловит, ниже либо не ниже?
В п. 4 сказано, что «легковые и грузовые авто должны оснащаться порошковыми либо хладоновыми огнетушителями с вместимостью корпуса более 2 л». Другими словами количество порошка вообщем не имеет значения – был бы корпус двухлитровый?
Сейчас о типе порошка; п. 3 показывает: «…в качестве заряда в порошковых огнетушителях целенаправлено использовать многоцелевые порошковые составы типа АВСЕ».
Видите, никакой категоричности! Разве что п. 9 прямо воспрещает хранение огнетушителей в багажнике и в других местах, доступ к которым затруднен. Да и это требование не непременно для выполнения, так как все Приложение 4, как мы уже отмечали, снабжено пометкой: «РЕКОМЕНДУЕМОЕ»! Это приблизительно как символ «50» на голубом фоне – дескать, мы рекомендуем, а там как хочешь.
Но важен-то не талончик, а чувство защищенности. Потому оставим споры о буковке закона юристам и займемся его духом.
ЧТО НА ПОЛКАХ?
Мы заполучили: порошковые огнетушители ОП-2 от 4 производителей с контрольными манометрами, позволяющими с первого взора найти работоспособность; два белорусских огнетушителя ОП-1 и ОП-2 в пластмассовых корпусах с газогенераторными патронами (в их при взведении рычага прокалывается ампула и начинается хим реакция с бурным выделением газа, вытесняющего порошок); в конце концов, произведенный в Санкт-Петербурге маленький аэрозольный баллончик – наподобие тех, которыми травят тараканов. Он, естественно, никак не подходит под советы вышеупомянутого приложения, но имеет пиктограмму с автомобильчиком и наклейку: «Для дачи, дома, автомобиля». Стало быть, наш клиент.
Осталось отвезти спасительные (либо нет?) баллоны профессионалам испытательного центра пожарной безопасности и ожидать результатов. Проверку производили по требованиям официального эталона, но получать по 20 образцов каждого изделия, что требуется при их сертификации, мы, естественно, не стали. Потому приобретенные числа справедливы для определенных экземпляров огнетушителей. С другой стороны, обладатель машины тоже покупает их не десятками и уповает на стабильность свойства – на то и символ соответствия всем требованиям эталона.
При испытаниях реальный автомобиль, очевидно, не жгут. Считается, что порошковый огнетушитель с массой заряда 2 кг должен потушить пылающую смесь из 14 л бензина и 7 л воды, налитую в металлической противень поперечником 900 и глубиной 150 мм. Таковой вот эквивалент. Забегая вперед, скажем: четыре из 7 огнетушителей только-только загоревшийся автомобиль сумеют потушить. Другие – как досадно бы это не звучало!
БРАТЬЯ, НО БЛИЗНЕЦЫ ЛИ?
Огнетушители в железных корпусах с контрольным манометром на 1-ый взор кажутся близнецами. Но внимательное исследование позволяет отыскать целый ряд различий. Начнем с того, что пластмассовые сопла-распылители различные и это отражается на длине и форме выкидываемой струи порошка.
Огнетушитель МИГ производства витебского ЗАО «ПОЖтехника» выделился самым низким рабочим давлением: всего 1,0 МПа. У других – 1,4 МПа. Это сходу позволяет предсказывать наименьшую длину струи и наименьшее время работы.
Огнетушитель группы компаний АПТВ из Ярославля заряжен порошком, рассчитанным на тушение пожаров групп В, С, Е, другими словами вызванных горением водянистых и газообразных веществ и электрического оборудования. Твердые вещества ему не по зубам, но как растолковали специалисты, для автомобиля это несущественно, ибо в эталонах под жесткими субстанциями понимаются дрова, а не пластик.
Два газогенераторных огнетушителя различаются поперечником корпуса и количеством порошка. В ОП-1(б) его должно быть, судя по этикетке, 1 л, а по прилагаемому паПодвескау – 0,5 кг. В ОП-2(б) сведения находятся только в паПодвескае, обещающем 1,4 кг порошка «Вексон АВС-50».
В конце концов, питерский баллончик зашифровал все что можно и что нельзя. То, чем он тушит пожар, вытесняется азотом и углекислым газом и является «экологически чистым» составом, владеющим «высокой дымоосаждающей способностью». А подтверждают это лицензия ГУ ГПС МВД РФ, гигиеническое заключение Минздрава и сертификат пожарной безопасности (другими словами сам баллон предпосылкой пожара стать не может).
ПОСЛЕ ФИАСКО НАДЕЖДА НА КАСКО
Согласно ГОСТ Р 51057–2001, которому должны соответствовать все переносные огнетушители, возможность их неотказной работы должна быть более 95%. Другими словами, каждый двадцатый огнетушитель может и не сработать. Не очень обнадеживает, но ничего не поделаешь. Стопроцентную гарантию дает… ну, это все знают.
Тем удивительнее «невезение», подстерегавшее белорусские газогенераторные огнетушители. Мы не смогли оценить ни длину, ни время выхода струи порошка – пластмассовый рычаг запорно-спускового механизма при взведении просто… сломался и остался в руках изумленного профессионала. При этом схожее вышло два раза! Есть слабенькая надежда на то, что доставшиеся автовладельцам 38 экземпляров в случае неудачи сработают. Колебание в этом, но, породили результаты взвешивания порошка: заместо заявленных 0,5 кг и 1,4 кг его оказалось по 1,1 кг. Другими словами, сыпали очевидно от руки и на глаз.
Что касается питерского изделия, специалисты единогласно рекомендовали его для использования, скажем, на кухне, но не в авто: 700 г состава для тушения запылавшей машины не хватит. Другие огнетушители полностью подходят для автомобиля.
Гори-гори ясно! Из 7 огнетушителей наш экзамен сдали четыре.
7-е место
ОП-1(б)-13 В, С-01
Заявленный производитель не указан; судя по ТУ, Белоруссия
Приблизительная стоимость 200 руб.
+ Стоимость – вне конкуренции.
- Полная неработоспособность.
Ну что здесь оценивать, если при попытке потушить очаг возгорания отламывается рычаг! Остается разве что отвернуть крышку и посыпать огнь порошком вручную. Но это занятие для смелых.
6-е место
ОП-2(б) ВСЕ-01
Заявленный производительне указан; судя по ТУ, Белоруссия
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Более широкая горловина, чем у худшего из представленных.
- Полная неработоспособность.
Баллон больше предшествующего, а порошка в нем те же 1,1 кг. Недосып, но! Оценить качество тушения не смогли, так как сломался рычаг. Но сыпануть порошком здесь легче – горловина обширнее.
5-е место
ОВ-1
Заявленный производитель: НПК «Системы и технологии противопожарной безопасности», Санкт-Петербург
Приблизительная стоимость 210 руб.
+ Дешевенький, легкий, обычный.
- Малый заряд.
Если исходить из требований ГИБДД, этот огнетушитель для комплектации автомобиля непригоден. Зато дешевый, легкий и самый резвый в использовании. Малый объем заряда позволяет рассчитывать на тушение огня только в его эмбрионе.
4-е место
МИГ ОП-2(з)
Заявленный производитель: ЗАО «ПОЖтехника», Витебск, Белоруссия
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Если будете в Белоруссии, отыщите, где приобрести: указаны адреса складов.
- Маленькое рабочее давление.
Изготовители почему-либо сберегли на вытесняющем газе. Низкое рабочее давление (самое малюсенькое посреди 7 образцов) уменьшило длину струи и время работы. К тому же в баллоне осталось практически максимально допустимое количество неиспользованного порошка.
3-е место
ОП-2(з) ВСЕ
Заявленный производитель: группа компаний «АПТВ», Ярославль
Приблизительная стоимость 380 руб.
+ Наибольшая длина струи.
- Высочайшая стоимость, большая масса (4 кг).
К недочетам отнесем неспособность потушить костер (там жесткое горючее!), но от авто огнетушителя этого и не требуется. Посреди братьев он оказался самым дееспособным по времени подготовки к работе и по длине струи.
2-е место
ОП-2(з) АВСЕ
Заявленный производитель: ПО «Пожтехавтоматика», Москва
Приблизительная стоимость 310 руб.
+ Есть кронштейн для крепления.
- Умеренная длина струи.
У этого огнетушителя в комплекте оказался кронштейн для крепления. Отыскать бы еще место для него в автомобиле компакт-класса!.. Замечаний к работе изделия нет, хотя длина струи могла быть и побольше. Порошок израсходовал на 93% – наилучший в группе итог.
1-е место
ОП-2(з) АВСЕ
Заявленный производитель: ООО «Меланти», Рудня
Приблизительная стоимость 270 руб.
+ Самый легкий (3 кг) и долгоиграющий.
- Наибольшее время подготовки к работе.
На пожаре с этим огнетушителем можно не суетиться. Поначалу, правда, придется на полсекунды подольше подождать, зато позже струя будет исправно лупить на 6,5 м в течение целых 21 с! И снутри порошка остается малость.