Тест шипы и липучки на льду Казус градуса
Тест шипы и липучки на льду: Казус градуса
С тем, что нешипованные шины – будем также именовать их липучками (это слово отражает нрав работы покрышки) – на льду могут проявить себя лучше шиповок, мне довелось столкнуться лет 10 вспять в Финляндии. Представители компании Turvanasta, занимающейся разработкой и созданием шипов, решили на практике обосновать, что шипованные шины (тогда это была Nokian Hakkapeliitta 1) эффективнее нешипованных Nokian RSi, не так давно показавшихся на рынке. Для этого даже организовали показательные выступления 2-ух схожих «Фольксвагенов-Пассат», обутых в надлежащие шины. Зима была не на шуточку грозной: в назначенный денек температура свалилась ниже –45оС. Каково же было общее удивление, когда автомобиль на резине без шипов оказался в среднем на 15–17% резвее собрата на шиповках! Спецы оправдывались: промороженный лед тверже бетона и шипы просто не способен его проколоть; резина в шипованных покрышках более жесткая и на сильном холоде дубеет так, что перестает выпускать шипы в зоне контакта с дорогой. А липучки, дескать, сделаны из более мягенького состава...
МОРОЗ И СОЛНЦЕ
В собственных тестах, проводимых уже более 10-ка зим (а зимы, естественно, бывали различные – от 30о мороза до оттепели), мы временами сталкивались с этим явлением. Чтоб дать, в конце концов, точный ответ на вопрос, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких критериях, мы и провели это исследование.
Естественно, мы интересовались воззрением профессионалов различных компаний, но получали достаточно усмотрительные ответы. Инженеры Continental и Michelin, к примеру, говорят, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек – 15о мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее – липучки. При всем этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более удачно управятся с задачей шипы – это разумеется и не просит пояснений. Но колоритное солнце даже в мороз может немножко подтопить лед и сделать его более скользким, сначала для липучек. Потому на ярчайшем солнце и чистом льду шиповки возможно окажутся лучше даже при –20–25оС.
Смотрите за давлением! Неравномерно накачанные шины делают линию движения торможения непредсказуемой. В процессе температурного теста летних шин (ЗР, 2008, № 8) мы заполучили некий опыт схожих сравнений (кстати, нашими плодами очень заинтересовались ведущие шинные компании). Сейчас попробуем найти эффективность шиповок и липучек на льду при разной температуре. Пример из жизни – раскатанный до блеска участок дороги перед стоп-линией...
Тесты проходили в феврале – марте 2008 года. В их участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуток большей размерности – 205/55R16. Маленькое различие на нашу главную задачку не оказывает влияние.
В группу «когтистых» мы включили Michelin X-Ice North, узнаваемый высочайшей стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 – у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, сначала обещающих не страшиться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.
Работать будем на автомобиле «Шкода-Октавия», тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтоб исключить погрешности в работе Абс (краткосрочное блокирование колес) на маленький скорости.
Чтоб на состояние льда оказывала влияние только температура воздуха, замеры проводили в облачную погоду либо после захода солнца, способного стремительно подтопить лед.
ПОЛЕ ТЕМПЕРАТУР
Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале 13–15о мороза, почему эти результаты и берем за базисные.
При морозе около 20о липучки выигрывают у шиповок практически 20% тормозного пути! Приобретенные результаты позволили прийти к выводу: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Разъяснение обычное: как ранее говорилось, с снижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, вырастает. Не считая того, прохладный лед более шершавый, а липучкам это на руку.
Потепление до –5оС дает обратный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. При этом с большущим, чуть не в 90%, преимуществом! Вода, появляющаяся меж льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти глубже, а означает, шиповки тормозят более отлично.
Чем поближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам – шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не настолько угрожающе, как липучки. Выходит, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.
Нелишним будет предостережение: на гладком льду, в особенности в солнечный денек, и те и другие шины тормозят ужаснее даже при более низкой температуре.
МОРОЗНО
–19 ± 1оС
Наилучшие тормозные характеристики у нешипованного «Мишлена»: 30,3 м. Средний тормозной путь липучек – 31,3 м. В шипах «Конти» тормозит лучше «Мишлена» на 5,5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6,1 м, либо 19,5%, одолевают липучки!
ХОЛОДНО
–13 ± 1оС
Наилучшей оказалась шипованная «Конти», худшей… шипованный «Мишлен». Разница меж ними составила 6,7 м. Липучки, которым пригодилось 33,2–35,2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок – 34,4 м, у липучек – 34,7 м. Разница наименее 1%. В этих критериях липучки и шиповки тормозят фактически идиентично.
ПОТЕПЛЕНИЕ
–5 ± 1оС
Шиповки еще уменьшают тормозной путь: «Мишлен» на 5,8 м, «Континенталь» на 4,5 м. Средний показатель – 29,2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты – 52,1–56,5 м. «Мишлен» сравнялся с «Бриджстоуном», а впереди «Нокиан». Средний тормозной путь на нешипованной резине – 54,9 м. Много! В таких критериях шиповки эффективнее практически вдвое.
Практически НОЛЬ
0...– 1оС
В таких критериях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3,9 м. Даже «Конти» со своими «брюликами» дает 3,2 м. Липучки же совсем провалились! «Нокиан» тормозит с результатом 77,1 м, «Мишлен» и «Бриджстоун» переваливают за отметку 80 м. Среднее значение – 82,3 м. При таковой температуре липучки на льду неоспоримо, практически в два с половиной раза проигрывают шиповкам.
Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: грозные снежные зимы, промороженные дороги – лучше нешипованные колеса; мягенькие зимы, нередкие оттепели, сменяющиеся гололедом, – лучше шипы.
Оборотная СВЯЗЬ
Мы направили внимание, что сначала следующие торможения Nokian Hakkapeliitta R на льду были лучше предыдущих, результаты стабилизировались только к 6-ой попытке. Представили, что такое изменение черт связано с наличием в протекторе особенных «емкостей», созданных для удаления воды из пятна контакта. При подъезде по снежной дороге к ледовой площадке в их попадает снег. В итоге машина поскальзывается на снежных крупинках, а после нескольких проходов снег вытряхивается из шин и торможение происходит уже на чистом льду.
Спецы Nokian Tyres в собственных тестах с схожими неуввязками не сталкивались. Но у их шины хранились при плюсовой температуре (у нас – в прохладном контейнере), ну и меняли их в теплом боксе. Теплые шины просто избавляются от снега, когда машина идет по снежной дороге к ледяному участку. Выходит, что хоть какой автомобиль на этих шинах после долговременной стоянки на морозе будет тормозить ужаснее, пока они не прогреются.
Чтоб избавиться от этого эффекта, конструкторы собрались сделать внутреннюю поверхность «карманов» более гладкой, чтоб снег в их не задерживался. Для этого элементы пресс-форм, образующие стены «емкостей», кропотливо отполировали. Перед сравнительными тестами модернизированные и обыденные шины выдерживали на морозе, а не в тепле. Во время испытаний была зафиксирована разница тормозного пути в несколько метров – естественно, в пользу модернизированных.
Таким макаром, подтвердились не только лишь наши догадки, да и эффективность проведенной модернизации. С конца апреля 2008 года все шины Nokian Hakkapeliitta R и Hakkapeliitta R SUV сходят с сборочного потока с гладкими стенами «карманов». Приятно, что в этом есть награда журнальчика «За рулем».
С тем, что нешипованные шины – будем также именовать их липучками (это слово отражает нрав работы покрышки) – на льду могут проявить себя лучше шиповок, мне довелось столкнуться лет 10 вспять в Финляндии. Представители компании Turvanasta, занимающейся разработкой и созданием шипов, решили на практике обосновать, что шипованные шины (тогда это была Nokian Hakkapeliitta 1) эффективнее нешипованных Nokian RSi, не так давно показавшихся на рынке. Для этого даже организовали показательные выступления 2-ух схожих «Фольксвагенов-Пассат», обутых в надлежащие шины. Зима была не на шуточку грозной: в назначенный денек температура свалилась ниже –45оС. Каково же было общее удивление, когда автомобиль на резине без шипов оказался в среднем на 15–17% резвее собрата на шиповках! Спецы оправдывались: промороженный лед тверже бетона и шипы просто не способен его проколоть; резина в шипованных покрышках более жесткая и на сильном холоде дубеет так, что перестает выпускать шипы в зоне контакта с дорогой. А липучки, дескать, сделаны из более мягенького состава...
МОРОЗ И СОЛНЦЕ
В собственных тестах, проводимых уже более 10-ка зим (а зимы, естественно, бывали различные – от 30о мороза до оттепели), мы временами сталкивались с этим явлением. Чтоб дать, в конце концов, точный ответ на вопрос, могут ли липучки на льду тормозить лучше шиповок и если да, то при каких критериях, мы и провели это исследование.
Естественно, мы интересовались воззрением профессионалов различных компаний, но получали достаточно усмотрительные ответы. Инженеры Continental и Michelin, к примеру, говорят, что температура «равнодействия» шипованных и нешипованных покрышек – 15о мороза. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее – липучки. При всем этом очень важны состояние льда и… погода. Шершавый лед помогает липучкам, которые цепляются за микронеровности, а на глянцевой поверхности более удачно управятся с задачей шипы – это разумеется и не просит пояснений. Но колоритное солнце даже в мороз может немножко подтопить лед и сделать его более скользким, сначала для липучек. Потому на ярчайшем солнце и чистом льду шиповки возможно окажутся лучше даже при –20–25оС.
Смотрите за давлением! Неравномерно накачанные шины делают линию движения торможения непредсказуемой. В процессе температурного теста летних шин (ЗР, 2008, № 8) мы заполучили некий опыт схожих сравнений (кстати, нашими плодами очень заинтересовались ведущие шинные компании). Сейчас попробуем найти эффективность шиповок и липучек на льду при разной температуре. Пример из жизни – раскатанный до блеска участок дороги перед стоп-линией...
Тесты проходили в феврале – марте 2008 года. В их участвовали шиповки 195/65R15 и липучки чуток большей размерности – 205/55R16. Маленькое различие на нашу главную задачку не оказывает влияние.
В группу «когтистых» мы включили Michelin X-Ice North, узнаваемый высочайшей стабильностью выступания шипов, и Continental ContiWinterViking 2 – у него шипы более широкие. Оппонентов им подобрали из новинок, сначала обещающих не страшиться воды на льду. Это Nokian Hakkapeliitta R, Michelin X-Ice 2 и Bridgestone Blizzak WS-60.
Работать будем на автомобиле «Шкода-Октавия», тормозить со скорости 50 до 5 км/ч, чтоб исключить погрешности в работе Абс (краткосрочное блокирование колес) на маленький скорости.
Чтоб на состояние льда оказывала влияние только температура воздуха, замеры проводили в облачную погоду либо после захода солнца, способного стремительно подтопить лед.
ПОЛЕ ТЕМПЕРАТУР
Оказалось, что «точка равновесия» шиповок и липучек размазана в интервале 13–15о мороза, почему эти результаты и берем за базисные.
При морозе около 20о липучки выигрывают у шиповок практически 20% тормозного пути! Приобретенные результаты позволили прийти к выводу: чем ниже температура, тем больше разница в пользу липучек. Разъяснение обычное: как ранее говорилось, с снижением температуры усилие, требуемое для прокола льда шипом, вырастает. Не считая того, прохладный лед более шершавый, а липучкам это на руку.
Потепление до –5оС дает обратный эффект: отыгрывать тормозной путь начинают шипы. При этом с большущим, чуть не в 90%, преимуществом! Вода, появляющаяся меж льдом и шиной, работает как смазка, и липучки скользят. В то же время размягченный лед позволяет запустить когти глубже, а означает, шиповки тормозят более отлично.
Чем поближе к нулю, тем больше воды в пятне контакта. Она мешает уже и шиповкам – шипы плохо держатся в размягченном льду, рвут его и теряют эффективность. Но не настолько угрожающе, как липучки. Выходит, что шипованные шины более универсальны на скользких покрытиях.
Нелишним будет предостережение: на гладком льду, в особенности в солнечный денек, и те и другие шины тормозят ужаснее даже при более низкой температуре.
МОРОЗНО
–19 ± 1оС
Наилучшие тормозные характеристики у нешипованного «Мишлена»: 30,3 м. Средний тормозной путь липучек – 31,3 м. В шипах «Конти» тормозит лучше «Мишлена» на 5,5 м. При таком морозе преимущество еще на стороне более широких «бриллиантовых» шипов. С перевесом в 6,1 м, либо 19,5%, одолевают липучки!
ХОЛОДНО
–13 ± 1оС
Наилучшей оказалась шипованная «Конти», худшей… шипованный «Мишлен». Разница меж ними составила 6,7 м. Липучки, которым пригодилось 33,2–35,2 м, расположились посередке. Среднее значение у шиповок – 34,4 м, у липучек – 34,7 м. Разница наименее 1%. В этих критериях липучки и шиповки тормозят фактически идиентично.
ПОТЕПЛЕНИЕ
–5 ± 1оС
Шиповки еще уменьшают тормозной путь: «Мишлен» на 5,8 м, «Континенталь» на 4,5 м. Средний показатель – 29,2 м. А вот липучки терпят фиаско: их результаты – 52,1–56,5 м. «Мишлен» сравнялся с «Бриджстоуном», а впереди «Нокиан». Средний тормозной путь на нешипованной резине – 54,9 м. Много! В таких критериях шиповки эффективнее практически вдвое.
Практически НОЛЬ
0...– 1оС
В таких критериях спасовали и шиповки, увеличившие тормозной путь в среднем еще на 3,9 м. Даже «Конти» со своими «брюликами» дает 3,2 м. Липучки же совсем провалились! «Нокиан» тормозит с результатом 77,1 м, «Мишлен» и «Бриджстоун» переваливают за отметку 80 м. Среднее значение – 82,3 м. При таковой температуре липучки на льду неоспоримо, практически в два с половиной раза проигрывают шиповкам.
Выбирая шины, учитывайте климат вашего региона: грозные снежные зимы, промороженные дороги – лучше нешипованные колеса; мягенькие зимы, нередкие оттепели, сменяющиеся гололедом, – лучше шипы.
Оборотная СВЯЗЬ
Мы направили внимание, что сначала следующие торможения Nokian Hakkapeliitta R на льду были лучше предыдущих, результаты стабилизировались только к 6-ой попытке. Представили, что такое изменение черт связано с наличием в протекторе особенных «емкостей», созданных для удаления воды из пятна контакта. При подъезде по снежной дороге к ледовой площадке в их попадает снег. В итоге машина поскальзывается на снежных крупинках, а после нескольких проходов снег вытряхивается из шин и торможение происходит уже на чистом льду.
Спецы Nokian Tyres в собственных тестах с схожими неуввязками не сталкивались. Но у их шины хранились при плюсовой температуре (у нас – в прохладном контейнере), ну и меняли их в теплом боксе. Теплые шины просто избавляются от снега, когда машина идет по снежной дороге к ледяному участку. Выходит, что хоть какой автомобиль на этих шинах после долговременной стоянки на морозе будет тормозить ужаснее, пока они не прогреются.
Чтоб избавиться от этого эффекта, конструкторы собрались сделать внутреннюю поверхность «карманов» более гладкой, чтоб снег в их не задерживался. Для этого элементы пресс-форм, образующие стены «емкостей», кропотливо отполировали. Перед сравнительными тестами модернизированные и обыденные шины выдерживали на морозе, а не в тепле. Во время испытаний была зафиксирована разница тормозного пути в несколько метров – естественно, в пользу модернизированных.
Таким макаром, подтвердились не только лишь наши догадки, да и эффективность проведенной модернизации. С конца апреля 2008 года все шины Nokian Hakkapeliitta R и Hakkapeliitta R SUV сходят с сборочного потока с гладкими стенами «карманов». Приятно, что в этом есть награда журнальчика «За рулем».