ГОРШКОВ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ
"ГОРШКОВ" ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ
ИСТОРИЯ МОТОЦИКЛЕТНЫХ "МУЛЬТИ"
фото из архива редакции
Все началось с того, что южноамериканский паренек Гленн Кёртисс стал работать велокурьером в компании Western Union. Как хоть какой обычный мальчуган, Гленн старался не растрачивать сил попусту и приспособил к собственному велику моторчик. Охи, ахи, "и мне сделай так же"... Короче, на дворе 1902 год, Кёртиссу всего 24, а он уже обладатель малеханькой, но процветающей мотоциклетной компании.
И тут-то его и достигнула онаѕ Да нет, не старуха c косой - всепоглощающая жажда скорости. В 1907 году Гленн вывел на песочный пляж Ормонд-Бич байк с V-образной "двойкой". 122 км/ч! Так-так, удвоение числа цилиндров сработало. А что, если установить сходу восемь?
Работа закипела, и скоро аппарат выкатился на песочек океанского побережья. Кёртисс установил на картере восемь отдельных цилиндров в два ряда, под углом 90 градусов друг к другу. Четыре литра! 40 л.с.! И совсем немыслимая по тем временам скорость - 220 км/ч! Представьте, тогда, сначала прошедшего века, так стремительно даже самолеты не летали - что уж гласить об автомобилях. Жалко, что рекордов скорости не регистрировали, так что официально отметка "220" была преодолена только в 1930 году.
Скоро после того эпохального заезда Кёртисс возжелал большего - и переключился на самолеты. Его наследие - один из огромнейших сегодня производителей авиамоторов Curtiss-Wright. А мысль мотоциклетных "восьмерок" заглохла, и навечно. Да что там "восемь"! Чтоб перечесть все дорожные "четверки", выпущенные до 1970 года, хватит пальцев 2-ух рук.
А вновь "поженил" Новинки Автопрома и V8... авто гений Генри Форд. В 1932 году его компания выпустила на рынок 1-ый в мире 8-цилиндровый автомобиль "для масс". Движок блестел неслыханной ранее конструкцией: высшая часть картера отливалась заодно с блоками цилиндров (у предшественников таковой узел состоял из нескольких деталей). Малогабаритный агрегат оценил и кое-кто из мотоциклистов, правда, не сходу: поначалу на свалках (ах, эти южноамериканские авто свалки - мечта всякого мальчишки в возрасте от 9 до 90 лет) должны были показаться разбитые Форд'ы с неповрежденными моторами. И понимаете, что самое увлекательное? Генри и его потомки наклепали столько миллионов моторов Flathead ("Плоская голова" - намек на примитивную форму головки нижнеклапанника), что Новинки Автопрома с фордовским движком строят до сего времени. Особо ценится у американских кулибиных не стандартная 3,5-литровая версия, а "малая", рабочим объемом "всего" 2200 смз.
Новинки Автопрома с авто V8 - отдельная тема, и о их чуток позднее. Пока же обратимся к самому известному 8-цилиндровому аппарату, а вот его-то агрегат был сотворен специально, конкретно для того, чтоб байк стал известным, поточнее, для побед в состязаниях самого высочайшего ранга. В 50-х годах Джулио Каркано, главный конструктор итальянской компании Moto Guzzi, решил противопоставить 4-цилиндровым 500-кубовым Gilera и MV Agusta козырь убийственный - 8-цилиндровый мотор. Дебют машины прошел в итальянских традициях: не спеша и "по немножко". В 1955 году ее в первый раз проявили публике, в последующем сезоне она проехалась в 2-ух гонках, в 1957-м выступления проходили почащеѕ И вдруг руководители компании отказались от Подвескаивной программки. Сбили 8-цилиндровую птицу, можно сказать, влет! А то бы она показала! Представляете, эта "восьмерка" развивала 80 л.с. при 14 000 об/мин - на десяток сил больше, чем наилучшие "четверки" той поры. А что доводка затянулась - так виною тому исключительная сложность конструкции. Чего стоило настроить все восемь карбюраторов!
Последующую "восьмерку" пришлось ожидать практически 40 лет. Итальянский промышленник Джанкарло Морбиделли всю жизнь занимался созданием деревообрабатывающих станков, а заработанные на этом Энциклопедия грузовых автомобилей вкладывал в разработку байков. Сделанные на его средства гоночные машины выиграли в 70-е годы несколько чемпионатов мира по "кольцу" в классах 125 и 250 смз. А в 1994-м миру стал совсем внезапный байк Morbidelli с продольным 8-цилиндровым 750-кубовым движком. Джанкарло не обещал доступных цен, зато заманивал неслыханным доныне обслуживанием: мол, каждый экземпляр будет продаваться упакованным в особый контейнер, в каком счастливый владелец может раз в год отправлять машину на фабрику для бесплатного обслуживания. Как досадно бы это не звучало, как работает эта система, мир не вызнал: Морбиделли выстроил всего четыре экземпляра, они разошлись по коллекциям.
ИСТОРИЯ МОТОЦИКЛЕТНЫХ "МУЛЬТИ"
фото из архива редакции
Все началось с того, что южноамериканский паренек Гленн Кёртисс стал работать велокурьером в компании Western Union. Как хоть какой обычный мальчуган, Гленн старался не растрачивать сил попусту и приспособил к собственному велику моторчик. Охи, ахи, "и мне сделай так же"... Короче, на дворе 1902 год, Кёртиссу всего 24, а он уже обладатель малеханькой, но процветающей мотоциклетной компании.
И тут-то его и достигнула онаѕ Да нет, не старуха c косой - всепоглощающая жажда скорости. В 1907 году Гленн вывел на песочный пляж Ормонд-Бич байк с V-образной "двойкой". 122 км/ч! Так-так, удвоение числа цилиндров сработало. А что, если установить сходу восемь?
Работа закипела, и скоро аппарат выкатился на песочек океанского побережья. Кёртисс установил на картере восемь отдельных цилиндров в два ряда, под углом 90 градусов друг к другу. Четыре литра! 40 л.с.! И совсем немыслимая по тем временам скорость - 220 км/ч! Представьте, тогда, сначала прошедшего века, так стремительно даже самолеты не летали - что уж гласить об автомобилях. Жалко, что рекордов скорости не регистрировали, так что официально отметка "220" была преодолена только в 1930 году.
Скоро после того эпохального заезда Кёртисс возжелал большего - и переключился на самолеты. Его наследие - один из огромнейших сегодня производителей авиамоторов Curtiss-Wright. А мысль мотоциклетных "восьмерок" заглохла, и навечно. Да что там "восемь"! Чтоб перечесть все дорожные "четверки", выпущенные до 1970 года, хватит пальцев 2-ух рук.
А вновь "поженил" Новинки Автопрома и V8... авто гений Генри Форд. В 1932 году его компания выпустила на рынок 1-ый в мире 8-цилиндровый автомобиль "для масс". Движок блестел неслыханной ранее конструкцией: высшая часть картера отливалась заодно с блоками цилиндров (у предшественников таковой узел состоял из нескольких деталей). Малогабаритный агрегат оценил и кое-кто из мотоциклистов, правда, не сходу: поначалу на свалках (ах, эти южноамериканские авто свалки - мечта всякого мальчишки в возрасте от 9 до 90 лет) должны были показаться разбитые Форд'ы с неповрежденными моторами. И понимаете, что самое увлекательное? Генри и его потомки наклепали столько миллионов моторов Flathead ("Плоская голова" - намек на примитивную форму головки нижнеклапанника), что Новинки Автопрома с фордовским движком строят до сего времени. Особо ценится у американских кулибиных не стандартная 3,5-литровая версия, а "малая", рабочим объемом "всего" 2200 смз.
Новинки Автопрома с авто V8 - отдельная тема, и о их чуток позднее. Пока же обратимся к самому известному 8-цилиндровому аппарату, а вот его-то агрегат был сотворен специально, конкретно для того, чтоб байк стал известным, поточнее, для побед в состязаниях самого высочайшего ранга. В 50-х годах Джулио Каркано, главный конструктор итальянской компании Moto Guzzi, решил противопоставить 4-цилиндровым 500-кубовым Gilera и MV Agusta козырь убийственный - 8-цилиндровый мотор. Дебют машины прошел в итальянских традициях: не спеша и "по немножко". В 1955 году ее в первый раз проявили публике, в последующем сезоне она проехалась в 2-ух гонках, в 1957-м выступления проходили почащеѕ И вдруг руководители компании отказались от Подвескаивной программки. Сбили 8-цилиндровую птицу, можно сказать, влет! А то бы она показала! Представляете, эта "восьмерка" развивала 80 л.с. при 14 000 об/мин - на десяток сил больше, чем наилучшие "четверки" той поры. А что доводка затянулась - так виною тому исключительная сложность конструкции. Чего стоило настроить все восемь карбюраторов!
Последующую "восьмерку" пришлось ожидать практически 40 лет. Итальянский промышленник Джанкарло Морбиделли всю жизнь занимался созданием деревообрабатывающих станков, а заработанные на этом Энциклопедия грузовых автомобилей вкладывал в разработку байков. Сделанные на его средства гоночные машины выиграли в 70-е годы несколько чемпионатов мира по "кольцу" в классах 125 и 250 смз. А в 1994-м миру стал совсем внезапный байк Morbidelli с продольным 8-цилиндровым 750-кубовым движком. Джанкарло не обещал доступных цен, зато заманивал неслыханным доныне обслуживанием: мол, каждый экземпляр будет продаваться упакованным в особый контейнер, в каком счастливый владелец может раз в год отправлять машину на фабрику для бесплатного обслуживания. Как досадно бы это не звучало, как работает эта система, мир не вызнал: Морбиделли выстроил всего четыре экземпляра, они разошлись по коллекциям.