ПО ТОЛСТОМУ ЛЬДУ, ПО МОРЮ-ОКЕЯНУ
ПО ТОЛСТОМУ ЛЬДУ, ПО МОРЮ-ОКЕЯНУ
фото создателя
"ТАЙГА-ПАТРУЛЬ", снегоход
Год выпуска 2005 | Движок 2T, 497 смз | Мощность 50 л.с. | Масса 350 кг | Наибольшая скорость 90 км/ч | Рыночная стоимость 164 000 руб.
"БУРАН", снегоход
Год выпуска 2000 | Движок 2T, 635 смз | Мощность 34 л.с. | Масса 315 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч | Рыночная стоимость (нового) 87 000 руб.
"ИКАР", снегоход
Год выпуска 2002 | Движок 2T, 317 смз | Мощность 17 л.с. | Масса 165 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч | Средняя рыночная стоимость (секонд-хенд) 30 000 руб.
"РЫСЬ", снегоход
Год выпуска 2005 | Движок 2T, 431 смз | Мощность 40 л.с. | Масса 250 кг | Наибольшая скорость 80 км/ч | Рыночная стоимость 106 000 руб.
"Бродяга", самодельный
Год выпуска 2005 | Движок 4T, 480 смз | Мощность 16 л.с. | Масса 240 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч
А СОБАКИ - ЛУЧШЕ?
Выдвинулись хорошей колонной: две "Тайги" (одна из их самой последней модели - "Патруль"), видавший виды "Буран", "Икар", две "Рыси" (одна - из самых первых машин, другая, напротив, - самая "свежайшая") и самодельный "Бродяга" с 4-тактным мотором Briggs&Stratton (о нем писали в "Мото", № 1-2006).
Прошли последние метры снежной целины - и под гусеницами зашуршал лед. Мы на просторах Рыбинского водохранилища - местные именуют его морем. И не даром - ширина водоема доходит до 70 км, а протяженность - более 120. Безупречный полигон для тесты снегоходов!
Порыв ветра донес многоголосный лай собак: на подходе наши компаньоны по походу. Поехали к ним навстречу, но здесь произошла 1-ая поломка - у "Тайги" "крякнула" коробка. На одометре снегохода 2500 км - критичный пробег для этой модели: если до него узел дожил, означает, будет "Тайга" ездить длительно и счастливо. Но многие не доживаютѕ У первых моделей вообщем редчайшая коробка переживала таковой пробег. В следующие устанавливали завезенные из других стран подшипники компании SKF - и дело наладилось. Похоже, наша машина еще со старенькыми комплектующимиѕ Пока "труп" буксировали к берегу, размышлял: может, попроситься в компанию к собаководам - с ними надежнее?
ЕЖИКИ В ТУМАНЕ
Мы воссоединились - 30 собачьих голов на 5 упряжек и еще несколько юных особей, которых только "вводят в курс дела". Умопомрачительная это порода ездовых собак с пронзительно голубыми очами - хаски. Они способны пребывать исключительно в 2-ух состояниях - спать и бежать. Я открыл третье - лаять: это когда они уже не дремлют и еще не бегут.
Кроме натуральных собак в компании нашлась к тому же "мотособака" - одногусеничный буксировщик с мотором от мотоблока. Его выстроили инженеры из Тутаева Валентин Чмутов и его отпрыск Дмитрий.
В 1-ый денек собирались пересечь обширное русло Волги и добраться до другого берега кое-где в районе села Дубец. Но получится ли? Поднялась пурга, видимость - метров 100ѕ Прокладывали курс по спутниковому навигатору. Скоро стемнело, и, чтоб не растеряться, сбились в кучу. И вот 1-ое суровое испытание - нужно пересечь полуостров Святошный Мох. По его периметру - треста, в центре - густые заросли кустарника. Сама по для себя треста препятствием не является, но делает их вокруг себя, так как она делает функцию снегозадержателя. Но нам каково! Представьте: слезаешь со снегохода - и здесь же проваливаешься по пояс. Ехавшая в авангарде "по праву сильного" "Тайга-Патруль" с ходу зарылась в снег по седло. Попытавшихся ее объехать "Рысей" поняла та же участь. И только "Буран" пробил снежный заслон, правда, всегда норовил встать на дыбы.
Вот тут и вылезла недоработка "Тайги": передачи в КП врубаются не совершенно. В особенности это ощущаешь, когда машина застряла, и, чтоб ее раскачать взад-вперед, скорости нужно бы переключать стремительно. А коробке это не нравится.
Значительно попотев, но вытащив машины из снежного плена, изменили стратегию продвижения. Сейчас первым пошел "Буран", за ним "Патруль" (у него самая широкая гусеница), сзади все другие. На удивление просто ехал "Бродяга": невзирая на "дохлый" мотор (всего 16 "лошадей") и узенькие гусеницы, он пролезал там, где "садились" более массивные. Все за счет четырехтактной тяги на "низах" - она не позволяла гусенице пробуксовывать.
Плутали мы длительно, но никак не могли отыскать проход через заросли. Самое досадное, что деревня кое-где совершенно рядом, судя по GPS, всего в километре. Намаявшись с вытаскиванием машин, все наперерыв предлагали съездить на разведку на... "Буране". Но его обладатель не торопился передавать руль в чужие руки. Я тоже попросил, а вот мне не отказал.
Пересел на "Буран". Давненько я на нем не ездил: последний тест этого долгожителя (в сегодняшнем году модели исполняется 35 лет) "Мото" проводил тут же лет восемь вспять. Скоро на Рыбинском заводе в серию пошла "Тайга", и тестировать устаревшие модели стало неинтересноѕ Ностальгия от мемуаров скоро уступила место ощущениям полностью земным: очень тряско! А ведь скорость движения на коротыше-"Буране" далековато не предельная, всего-то 30-40 км/ч. Можно, естественно, привставать и ехать "на ногах", но, во-1-х, уж больно агрессивно ветер дует в грудь, а во-2-х, длительно не устоишь - стремительно устают ноги.
ѕПоиски ничего не дали, и мы решили, что утро вечера мудренее. Разбили лагерь прямо там, где тормознули. Связались по телефону с "собачьей" группой: те, заблудившись в наших следах, кое-где рядом тоже встали лагерем. Собаки не лаяли - видно, спали с устатку.
ПРИХВАТ Ненамеренно НАГРЯНЕТ...
Утром собаки перебежали в другое свое состояние, их гвалт и разбудил. Мы передали собаководам мешки с кормами для животных - далее пути, точнее, графики участников "Зимнего перехода" расползались. Все-же у снегоходов темп движения более высочайший: мы рассчитывали преодолевать на лыжно-гусеничном транПодвескае по 150-200 км в денек... Эх, планы, планы... Мой компаньон гласит: "Не составляй графики, если едешь на российскей технике".
Ситуация уже другая: на замену пурге с оттепелью пришел мороз с ветром. В такую погоду посиживать бы дома в тепле у телека, на худенький конец, ехать в машине с исправной печкой. Самое последнее дело - рассекать просторы на обдуваемом всеми ветрами снегоходе, тем паче, если дует поперек тебя. Но конкретно такую гипотенузу нам предлагал навигатор - направлял в сторону райцентра Брейтово. Там предстояло заправиться, чтоб позже взять курс к другому берегу водохранилища.
Ветер - ветром, но ведь снег на озере неглубокий - можно и разогнаться. Я попросился за руль "Икара". Эта машина не так отлично известна, как "Бураны" да "Тайги", хотя их и сделали, в общем-то, много - несколько 10-ов тыщ, и на вторичном рынке "Икары" продаются-покупаются. Вот и поразмыслил: что ж, секонд-тест аппарата возможно окажется полезным и любознательным для других читателей журнальчика.
"Икар" был первым рыбинским снегоходом с двухлыжной сборкой, появился он за длительное время до "Тайги". Но погубил модель не новоявленный соперник, а простота и очень малая стоимость: такие аппараты заводу делать оказалось нерентабельно. Смею утверждать: с их исчезновением из продаж большая часть покупателей много растеряла. Годом ранее я сам стал владельцем таковой машинки, и не разочаровался. Не только лишь из-за того, что она совершенно малость расходует горючего. Большой "плюс" "Икара" вот в чем. На неровностях управлять им существенно удобнее, чем "Бураном", и сопоставимо с "Рысью" и "Тайгой" - благодаря довольно длинноходовой подвеске гусеницы. Одно плохо: тут нет "гидравлики" ни в подвесках лыж, ни гусеницы...
Пошли гонки. Вперед, в точку, унеслись "Тайга" и "Рыси" (наибольшая скорость "Патруля", замеренная объективным GPS, - 105 км/ч. Хорошо!), за ними я на "Икаре". "Бродяга" поотстал, и совершенно в хвосте плелся вчерашний герой - всепролаза "Буран". Он мог разогнаться и резвее 50 км/ч - мощность 34-сильного мотора и позволяет, но - неуютно. Для непосвященных конструкцию катковой подвески гусеницы охарактеризую одним словом: никакая. Вот "Буран" и вытрясает кишки, прессует позвонки.
Я передал руль, опять примостился пассажиром. И впору: через десяток км 2-ой высокоскоростной заезд окончился плачевно - заклинило мотор "Икара". Подобного ждали наименее всего, ведь его движок (а это половинка "бурановского") славится простотой конструкции и неубиваемостьюѕ Как здесь не вспомнить предсказание о графике езды на российскей технике.
И снова "Буран" стал героем - ему предстояло выступить в роли эвакуатора. Обладатели других снежных машин, видя таковой расклад и учтя сволочную погоду, также засобирались в оборотный путь. На маршруте остались "Бродяга" и "Рысь". Я - с ними.
фото создателя
"ТАЙГА-ПАТРУЛЬ", снегоход
Год выпуска 2005 | Движок 2T, 497 смз | Мощность 50 л.с. | Масса 350 кг | Наибольшая скорость 90 км/ч | Рыночная стоимость 164 000 руб.
"БУРАН", снегоход
Год выпуска 2000 | Движок 2T, 635 смз | Мощность 34 л.с. | Масса 315 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч | Рыночная стоимость (нового) 87 000 руб.
"ИКАР", снегоход
Год выпуска 2002 | Движок 2T, 317 смз | Мощность 17 л.с. | Масса 165 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч | Средняя рыночная стоимость (секонд-хенд) 30 000 руб.
"РЫСЬ", снегоход
Год выпуска 2005 | Движок 2T, 431 смз | Мощность 40 л.с. | Масса 250 кг | Наибольшая скорость 80 км/ч | Рыночная стоимость 106 000 руб.
"Бродяга", самодельный
Год выпуска 2005 | Движок 4T, 480 смз | Мощность 16 л.с. | Масса 240 кг | Наибольшая скорость 60 км/ч
А СОБАКИ - ЛУЧШЕ?
Выдвинулись хорошей колонной: две "Тайги" (одна из их самой последней модели - "Патруль"), видавший виды "Буран", "Икар", две "Рыси" (одна - из самых первых машин, другая, напротив, - самая "свежайшая") и самодельный "Бродяга" с 4-тактным мотором Briggs&Stratton (о нем писали в "Мото", № 1-2006).
Прошли последние метры снежной целины - и под гусеницами зашуршал лед. Мы на просторах Рыбинского водохранилища - местные именуют его морем. И не даром - ширина водоема доходит до 70 км, а протяженность - более 120. Безупречный полигон для тесты снегоходов!
Порыв ветра донес многоголосный лай собак: на подходе наши компаньоны по походу. Поехали к ним навстречу, но здесь произошла 1-ая поломка - у "Тайги" "крякнула" коробка. На одометре снегохода 2500 км - критичный пробег для этой модели: если до него узел дожил, означает, будет "Тайга" ездить длительно и счастливо. Но многие не доживаютѕ У первых моделей вообщем редчайшая коробка переживала таковой пробег. В следующие устанавливали завезенные из других стран подшипники компании SKF - и дело наладилось. Похоже, наша машина еще со старенькыми комплектующимиѕ Пока "труп" буксировали к берегу, размышлял: может, попроситься в компанию к собаководам - с ними надежнее?
ЕЖИКИ В ТУМАНЕ
Мы воссоединились - 30 собачьих голов на 5 упряжек и еще несколько юных особей, которых только "вводят в курс дела". Умопомрачительная это порода ездовых собак с пронзительно голубыми очами - хаски. Они способны пребывать исключительно в 2-ух состояниях - спать и бежать. Я открыл третье - лаять: это когда они уже не дремлют и еще не бегут.
Кроме натуральных собак в компании нашлась к тому же "мотособака" - одногусеничный буксировщик с мотором от мотоблока. Его выстроили инженеры из Тутаева Валентин Чмутов и его отпрыск Дмитрий.
В 1-ый денек собирались пересечь обширное русло Волги и добраться до другого берега кое-где в районе села Дубец. Но получится ли? Поднялась пурга, видимость - метров 100ѕ Прокладывали курс по спутниковому навигатору. Скоро стемнело, и, чтоб не растеряться, сбились в кучу. И вот 1-ое суровое испытание - нужно пересечь полуостров Святошный Мох. По его периметру - треста, в центре - густые заросли кустарника. Сама по для себя треста препятствием не является, но делает их вокруг себя, так как она делает функцию снегозадержателя. Но нам каково! Представьте: слезаешь со снегохода - и здесь же проваливаешься по пояс. Ехавшая в авангарде "по праву сильного" "Тайга-Патруль" с ходу зарылась в снег по седло. Попытавшихся ее объехать "Рысей" поняла та же участь. И только "Буран" пробил снежный заслон, правда, всегда норовил встать на дыбы.
Вот тут и вылезла недоработка "Тайги": передачи в КП врубаются не совершенно. В особенности это ощущаешь, когда машина застряла, и, чтоб ее раскачать взад-вперед, скорости нужно бы переключать стремительно. А коробке это не нравится.
Значительно попотев, но вытащив машины из снежного плена, изменили стратегию продвижения. Сейчас первым пошел "Буран", за ним "Патруль" (у него самая широкая гусеница), сзади все другие. На удивление просто ехал "Бродяга": невзирая на "дохлый" мотор (всего 16 "лошадей") и узенькие гусеницы, он пролезал там, где "садились" более массивные. Все за счет четырехтактной тяги на "низах" - она не позволяла гусенице пробуксовывать.
Плутали мы длительно, но никак не могли отыскать проход через заросли. Самое досадное, что деревня кое-где совершенно рядом, судя по GPS, всего в километре. Намаявшись с вытаскиванием машин, все наперерыв предлагали съездить на разведку на... "Буране". Но его обладатель не торопился передавать руль в чужие руки. Я тоже попросил, а вот мне не отказал.
Пересел на "Буран". Давненько я на нем не ездил: последний тест этого долгожителя (в сегодняшнем году модели исполняется 35 лет) "Мото" проводил тут же лет восемь вспять. Скоро на Рыбинском заводе в серию пошла "Тайга", и тестировать устаревшие модели стало неинтересноѕ Ностальгия от мемуаров скоро уступила место ощущениям полностью земным: очень тряско! А ведь скорость движения на коротыше-"Буране" далековато не предельная, всего-то 30-40 км/ч. Можно, естественно, привставать и ехать "на ногах", но, во-1-х, уж больно агрессивно ветер дует в грудь, а во-2-х, длительно не устоишь - стремительно устают ноги.
ѕПоиски ничего не дали, и мы решили, что утро вечера мудренее. Разбили лагерь прямо там, где тормознули. Связались по телефону с "собачьей" группой: те, заблудившись в наших следах, кое-где рядом тоже встали лагерем. Собаки не лаяли - видно, спали с устатку.
ПРИХВАТ Ненамеренно НАГРЯНЕТ...
Утром собаки перебежали в другое свое состояние, их гвалт и разбудил. Мы передали собаководам мешки с кормами для животных - далее пути, точнее, графики участников "Зимнего перехода" расползались. Все-же у снегоходов темп движения более высочайший: мы рассчитывали преодолевать на лыжно-гусеничном транПодвескае по 150-200 км в денек... Эх, планы, планы... Мой компаньон гласит: "Не составляй графики, если едешь на российскей технике".
Ситуация уже другая: на замену пурге с оттепелью пришел мороз с ветром. В такую погоду посиживать бы дома в тепле у телека, на худенький конец, ехать в машине с исправной печкой. Самое последнее дело - рассекать просторы на обдуваемом всеми ветрами снегоходе, тем паче, если дует поперек тебя. Но конкретно такую гипотенузу нам предлагал навигатор - направлял в сторону райцентра Брейтово. Там предстояло заправиться, чтоб позже взять курс к другому берегу водохранилища.
Ветер - ветром, но ведь снег на озере неглубокий - можно и разогнаться. Я попросился за руль "Икара". Эта машина не так отлично известна, как "Бураны" да "Тайги", хотя их и сделали, в общем-то, много - несколько 10-ов тыщ, и на вторичном рынке "Икары" продаются-покупаются. Вот и поразмыслил: что ж, секонд-тест аппарата возможно окажется полезным и любознательным для других читателей журнальчика.
"Икар" был первым рыбинским снегоходом с двухлыжной сборкой, появился он за длительное время до "Тайги". Но погубил модель не новоявленный соперник, а простота и очень малая стоимость: такие аппараты заводу делать оказалось нерентабельно. Смею утверждать: с их исчезновением из продаж большая часть покупателей много растеряла. Годом ранее я сам стал владельцем таковой машинки, и не разочаровался. Не только лишь из-за того, что она совершенно малость расходует горючего. Большой "плюс" "Икара" вот в чем. На неровностях управлять им существенно удобнее, чем "Бураном", и сопоставимо с "Рысью" и "Тайгой" - благодаря довольно длинноходовой подвеске гусеницы. Одно плохо: тут нет "гидравлики" ни в подвесках лыж, ни гусеницы...
Пошли гонки. Вперед, в точку, унеслись "Тайга" и "Рыси" (наибольшая скорость "Патруля", замеренная объективным GPS, - 105 км/ч. Хорошо!), за ними я на "Икаре". "Бродяга" поотстал, и совершенно в хвосте плелся вчерашний герой - всепролаза "Буран". Он мог разогнаться и резвее 50 км/ч - мощность 34-сильного мотора и позволяет, но - неуютно. Для непосвященных конструкцию катковой подвески гусеницы охарактеризую одним словом: никакая. Вот "Буран" и вытрясает кишки, прессует позвонки.
Я передал руль, опять примостился пассажиром. И впору: через десяток км 2-ой высокоскоростной заезд окончился плачевно - заклинило мотор "Икара". Подобного ждали наименее всего, ведь его движок (а это половинка "бурановского") славится простотой конструкции и неубиваемостьюѕ Как здесь не вспомнить предсказание о графике езды на российскей технике.
И снова "Буран" стал героем - ему предстояло выступить в роли эвакуатора. Обладатели других снежных машин, видя таковой расклад и учтя сволочную погоду, также засобирались в оборотный путь. На маршруте остались "Бродяга" и "Рысь". Я - с ними.