Величавый ПУСТОЙ
Величавый ПУСТОЙ
фото из архива редакции
КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ
2500 ЛЕТ СПУСТЯ
Конкретно столько прошло с момента изобретения колеса. Изменялось в нем почти все - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его базу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с бизнесменской жилкой. В один прекрасный момент решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от собственного нефтяного бизнеса в какую-нибудь многообещающую область технологии. Стал дорабатывать проект необыкновенной модели Подвескаивного автомобиля и пришел к тому, что… снова изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще именуют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (приобретенного 15 января 1990 года во Франции), чтоб проект получил глобальное признание.
KNOW-HOW
Сама-то мысль - свести крутящуюся часть колеса до минимума - гениально ординарна, но выполнить ее довольно трудно. И недешево! Практически осмос-колесо представляет собой циклопических размеров подшипник (поперечником около 300 мм) с тонкими обоймами. На внешную крутящуюся обойму насажена шина, к обойме же закреплен диск тормоза. Недвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.
Один только вид "пустых" колес превращает хоть какое транПодвесканое средство, будь это велик либо Подвескаивный болид, в транПодвеска грядущего. Но что дает осмос-колесо, кроме шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные свойства - за счет того, что силы торможения приложены фактически в точке контакта с дорогой. Так как рычаг подвески размещен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а означает, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, увеличивает комфортность.
Но чуть ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет сделать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На больших скоростях вылет больше, что увеличивает устойчивость аппарата, на маленьких же он мал и обеспечивает наилучшую маневренность.
Сущность идеи ординарна, но практическое воплощение таит огромное количество "подводных" да "надводных" камешков. Потому любой из построенных байков по-своему оригинален.
Сначала, по-разному решаются технические задачки выполнения функций фронтального и заднего колес. Как ни удивительно, с фронтальным проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.
Самый обычный вариант, если у байка телескопическая вилка: довольно только накрепко соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Но "телескоп" очень тривиален для футуристических концептов - рычажные подвески дают еще больше свободы для полета мысли... И мигрени при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.
С задним колесом мороки больше - так как его нужно приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем довольно смонтировать неприметный прижимающей ролик к шине, чтоб передать маленький (много и не требуется) вращающий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответственный, и без сильной цепи либо ремня не обойтись. И приходится порезать звездочку зубьев так под 250 либо ваять шкив размером с обод и конфузливо прятать это хозяйство под щиточек. При всем этом к тому же занижать передаточное отношение коробки - делать дополнительный вал либо вообщем новейшую коробку.
ОСМОС И КОСМОС
Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор умопомрачительных мыслях итальянский дизайнер и везучий бизнесмен Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, все же, первым "засветил" его широкой публике на автомобильном салоне в Женеве в 1989 году. Тут студия Сбарро выставила сходу три байка с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их здесь же назвали Magic Wheels - "Чудесные колеса"), проект автомобиля грядущего, проект автомобиля недалекого грядущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, вместе с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе стальных, и даже в космосе!..
Но заказов предприниматели не дождались. Причина ординарна: очень непростая и дорогостоящая в изготовлении конструкция полностью неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание неуверенных заглушило бодрую рекламу.
Потерпев беду с колесом, Сбарро смог, все же, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.
"Хитрецкий" механизм, внедрение золота, натурального каучука и качественной нержавеющей стали - все это сделало часы неописуемо дорогими - от 3500 евро. Но они стали более престижными. Их выпускают малыми партиями, и собиратели всего мира стоят за ними в очереди.
МОТТА НЕ Отыскивает ПАРТНЕРОВ
Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов запамятовал о их напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя величавой пустоты. Он не только лишь подготовил несколько концептов транПодвесканых средств, да и изъездил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших глобальных производителей разных транПодвесканых средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, байков - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - Феррари, Бмв, Daimler, Nissan, Дженерал моторс, Форд, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже галлактическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При имеющейся технологии очень явны недочеты осмос-колес, и главный из их - высочайшая цена: стоимость 1-го колеса превосходит стоимость всего байка. Снизить ее можно только при условии массового производства бесступичных колес. Но этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.