Величавый ПУСТОЙ
Величавый ПУСТОЙ
фото из архива редакции
КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ
2500 ЛЕТ СПУСТЯ
Конкретно столько прошло с момента изобретения колеса. Изменялось в нем почти все - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его базу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с бизнесменской жилкой. В один прекрасный момент решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от собственного нефтяного бизнеса в какую-нибудь многообещающую область технологии. Стал дорабатывать проект необыкновенной модели Подвескаивного автомобиля и пришел к тому, что… снова изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще именуют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (приобретенного 15 января 1990 года во Франции), чтоб проект получил глобальное признание.
KNOW-HOW
Сама-то мысль - свести крутящуюся часть колеса до минимума - гениально ординарна, но выполнить ее довольно трудно. И недешево! Практически осмос-колесо представляет собой циклопических размеров подшипник (поперечником около 300 мм) с тонкими обоймами. На внешную крутящуюся обойму насажена шина, к обойме же закреплен диск тормоза. Недвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.
Один только вид "пустых" колес превращает хоть какое транПодвесканое средство, будь это велик либо Подвескаивный болид, в транПодвеска грядущего. Но что дает осмос-колесо, кроме шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные свойства - за счет того, что силы торможения приложены фактически в точке контакта с дорогой. Так как рычаг подвески размещен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а означает, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, увеличивает комфортность.
Но чуть ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет сделать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На больших скоростях вылет больше, что увеличивает устойчивость аппарата, на маленьких же он мал и обеспечивает наилучшую маневренность.
Сущность идеи ординарна, но практическое воплощение таит огромное количество "подводных" да "надводных" камешков. Потому любой из построенных байков по-своему оригинален.
Сначала, по-разному решаются технические задачки выполнения функций фронтального и заднего колес. Как ни удивительно, с фронтальным проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.
Самый обычный вариант, если у байка телескопическая вилка: довольно только накрепко соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Но "телескоп" очень тривиален для футуристических концептов - рычажные подвески дают еще больше свободы для полета мысли... И мигрени при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.
С задним колесом мороки больше - так как его нужно приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем довольно смонтировать неприметный прижимающей ролик к шине, чтоб передать маленький (много и не требуется) вращающий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответственный, и без сильной цепи либо ремня не обойтись. И приходится порезать звездочку зубьев так под 250 либо ваять шкив размером с обод и конфузливо прятать это хозяйство под щиточек. При всем этом к тому же занижать передаточное отношение коробки - делать дополнительный вал либо вообщем новейшую коробку.
ОСМОС И КОСМОС
Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор умопомрачительных мыслях итальянский дизайнер и везучий бизнесмен Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, все же, первым "засветил" его широкой публике на автомобильном салоне в Женеве в 1989 году. Тут студия Сбарро выставила сходу три байка с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их здесь же назвали Magic Wheels - "Чудесные колеса"), проект автомобиля грядущего, проект автомобиля недалекого грядущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, вместе с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе стальных, и даже в космосе!..
Но заказов предприниматели не дождались. Причина ординарна: очень непростая и дорогостоящая в изготовлении конструкция полностью неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание неуверенных заглушило бодрую рекламу.
Потерпев беду с колесом, Сбарро смог, все же, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.
"Хитрецкий" механизм, внедрение золота, натурального каучука и качественной нержавеющей стали - все это сделало часы неописуемо дорогими - от 3500 евро. Но они стали более престижными. Их выпускают малыми партиями, и собиратели всего мира стоят за ними в очереди.
МОТТА НЕ Отыскивает ПАРТНЕРОВ
Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов запамятовал о их напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя величавой пустоты. Он не только лишь подготовил несколько концептов транПодвесканых средств, да и изъездил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших глобальных производителей разных транПодвесканых средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, байков - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - Феррари, Бмв, Daimler, Nissan, Дженерал моторс, Форд, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже галлактическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При имеющейся технологии очень явны недочеты осмос-колес, и главный из их - высочайшая цена: стоимость 1-го колеса превосходит стоимость всего байка. Снизить ее можно только при условии массового производства бесступичных колес. Но этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.
фото из архива редакции
КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ
2500 ЛЕТ СПУСТЯ
Конкретно столько прошло с момента изобретения колеса. Изменялось в нем почти все - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его базу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с бизнесменской жилкой. В один прекрасный момент решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от собственного нефтяного бизнеса в какую-нибудь многообещающую область технологии. Стал дорабатывать проект необыкновенной модели Подвескаивного автомобиля и пришел к тому, что… снова изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще именуют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (приобретенного 15 января 1990 года во Франции), чтоб проект получил глобальное признание.
KNOW-HOW
Сама-то мысль - свести крутящуюся часть колеса до минимума - гениально ординарна, но выполнить ее довольно трудно. И недешево! Практически осмос-колесо представляет собой циклопических размеров подшипник (поперечником около 300 мм) с тонкими обоймами. На внешную крутящуюся обойму насажена шина, к обойме же закреплен диск тормоза. Недвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.
Один только вид "пустых" колес превращает хоть какое транПодвесканое средство, будь это велик либо Подвескаивный болид, в транПодвеска грядущего. Но что дает осмос-колесо, кроме шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные свойства - за счет того, что силы торможения приложены фактически в точке контакта с дорогой. Так как рычаг подвески размещен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а означает, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, увеличивает комфортность.
Но чуть ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет сделать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На больших скоростях вылет больше, что увеличивает устойчивость аппарата, на маленьких же он мал и обеспечивает наилучшую маневренность.
Сущность идеи ординарна, но практическое воплощение таит огромное количество "подводных" да "надводных" камешков. Потому любой из построенных байков по-своему оригинален.
Сначала, по-разному решаются технические задачки выполнения функций фронтального и заднего колес. Как ни удивительно, с фронтальным проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.
Самый обычный вариант, если у байка телескопическая вилка: довольно только накрепко соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Но "телескоп" очень тривиален для футуристических концептов - рычажные подвески дают еще больше свободы для полета мысли... И мигрени при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.
С задним колесом мороки больше - так как его нужно приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем довольно смонтировать неприметный прижимающей ролик к шине, чтоб передать маленький (много и не требуется) вращающий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответственный, и без сильной цепи либо ремня не обойтись. И приходится порезать звездочку зубьев так под 250 либо ваять шкив размером с обод и конфузливо прятать это хозяйство под щиточек. При всем этом к тому же занижать передаточное отношение коробки - делать дополнительный вал либо вообщем новейшую коробку.
ОСМОС И КОСМОС
Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор умопомрачительных мыслях итальянский дизайнер и везучий бизнесмен Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, все же, первым "засветил" его широкой публике на автомобильном салоне в Женеве в 1989 году. Тут студия Сбарро выставила сходу три байка с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их здесь же назвали Magic Wheels - "Чудесные колеса"), проект автомобиля грядущего, проект автомобиля недалекого грядущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, вместе с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе стальных, и даже в космосе!..
Но заказов предприниматели не дождались. Причина ординарна: очень непростая и дорогостоящая в изготовлении конструкция полностью неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание неуверенных заглушило бодрую рекламу.
Потерпев беду с колесом, Сбарро смог, все же, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.
"Хитрецкий" механизм, внедрение золота, натурального каучука и качественной нержавеющей стали - все это сделало часы неописуемо дорогими - от 3500 евро. Но они стали более престижными. Их выпускают малыми партиями, и собиратели всего мира стоят за ними в очереди.
МОТТА НЕ Отыскивает ПАРТНЕРОВ
Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов запамятовал о их напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя величавой пустоты. Он не только лишь подготовил несколько концептов транПодвесканых средств, да и изъездил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших глобальных производителей разных транПодвесканых средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, байков - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - Феррари, Бмв, Daimler, Nissan, Дженерал моторс, Форд, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже галлактическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При имеющейся технологии очень явны недочеты осмос-колес, и главный из их - высочайшая цена: стоимость 1-го колеса превосходит стоимость всего байка. Снизить ее можно только при условии массового производства бесступичных колес. Но этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.